Александр Золотарёв из Воронежа занимается странным, на первый взгляд, бизнесом – в эпоху засилья кофеен он рискнул и открыл чайную. Воронежцам заведение, где можно попробовать редкие сорта чая, полюбилось – и вот уже семь лет чайная «Золотой жук» успешно развивается. У неё даже появились конкуренты – несколько предпринимателей решили «оседлать» уже раскрученный в городе формат. О том, в чём особенности чайного бизнеса, порталу Biz360.ru рассказал основатель чайного клуба «Золотой жук» Александр Золотарёв.
Александр Золотарёв, 47 лет, предприниматель из Воронежа, основатель чайного клуба
«Золотой жук». Образование: окончил профессиональное техническое училище по специальности «слесарь». Чайную «Золотой жук» запустил в 2011 году. Женат, папа двоих детей.
Фарцовщик, призывник, директор
Высшего образования у меня нет, даже профтехучилище я с трудом окончил. Я не стесняюсь этого – это просто факт. В основном все свои знания я получал через опыт. Я, например, торгую с 13 лет. Продавал кроссовки, жвачки, кассеты на местном рынке, которые покупал на оптовых рынках Московской области - то есть фарцовал. Потому что нужны были деньги. Так я их и зарабатывал несколько лет – как и многие другие в то время.
Затем я отслужил в армии, а дальше был длинный перечень самых разных работ - от сбора яблок и торговли запчастями до работы продавцом. При этом я как-то нигде надолго не задерживался.
Перед запуском чайной я 12 лет проработал директором магазина керамической плитки. Затем там случился кризис, на предприятии стало плохо с зарплатами, и я ушёл.
Примерно в тот же период один знакомый как-то угостил меня настоящим китайским чаем, и мне понравилось. Потом я где-то что-то на эту тему почитал, заинтересовался. И стал понемногу изучать все про чай и культуру чаепития. А на тот момент в Воронеже никто не предлагал хороший чай, вообще не было такого бизнеса.
Я решил, что этим надо заняться – пока этим не занялся кто-то другой. И в 2011 году я открыл чайную «Золотой жук».
Название я придумал сам, его корни лежат в моей фамилии. Брать какое-то название с откровенно китайскими ассоциациями не хотелось, и в итоге на ум пришло то, что есть – «Золотой жук».
На старт занял деньги у знакомых, кредит брать не стал. В целом мне понадобилось около 500 тысяч рублей. Сегодня на создание чайной нужно не менее 0,7-1 млн. рублей.
Требования к помещению у меня были те же, что у любого предпринимателя: чтобы меньше платить за аренду и получать высокую проходимость. Искал долго, и в целом сменил локацию «Жука» три раза. Первая локация у нас была 50 квадратных метров, там поместилось всего три стола.
Я стал предлагать людям только чай и чаепития со специальной посудой (сегодня предлагаем то же, но теперь к чаю у нас можно взять конфеты или орешки). То есть начал работать скорее в формате торговой точки с дегустациями, чем как заведение общепита. Но люди могли приходить к нам целенаправленно попить чай (без церемониала, чайных консультантов и т.д.).
Важный момент: наше заведение никогда не было заточено под эзотерику, как делают некоторые чайные заведения. У нас очень демократичная чайная - для широкого круга людей, мы ничего тут не пропагандируем.
Наша концепция – это симбиоз китайской чайной и русской пивной (только без пива, конечно), то есть это место, куда люди приходят посидеть, пообщаться. И попить чаю. Но концепция – живой организм, одни идеи в ней постоянно сменяли другие, что-то мы добавляли, что-то убирали. Поэтому нынешняя чайная, конечно, во многом отличается от самого первого своего варианта.
Изменилось ценообразование, подход к чаепитию (в начале мы всё-таки пытались использовать китайский церемониал, потом отказались от этого), сам дух чайной. В нынешнем помещении, например, сделана VIP-комната, в которой можно отгородиться от внешнего мира.
Из-за скачка валют в 2014 году пришлось, конечно, поднять цены. Сегодня стоимость чаепития рассчитывается каждый раз индивидуально исходя из стоимости и количества чая и участников. Цена варьируется от 250 рублей до бесконечности. Самое дорогое чаепитие - с чайным мастером и тремя чаями на выбор заказчика - на два часа у нас стоит 3,5 тысячи рублей.
Чай бывает только хорошим или плохим; но среди хорошего есть более и менее высококлассные сорта. И, по моему глубокому убеждению, это в первую очередь продукт, который не может стоить совсем дёшево. При этом чай не должен быть и запредельно дорогим, он должен быть доступным.
С самого начала мы работаем только с Китаем через партнёра, который там живёт, и это не меняется со времен запуска проекта. Сегодня мы предлагаем более 300 сортов чая. У нас - только китайский чай, поскольку, на мой взгляд, по-настоящему хорошие сорта можно найти именно в Китае. Я сам регулярно езжу в эту страну и каждый раз в этом убеждаюсь.
При этом объяснить на словах, чем именно прекрасен китайский чай, по-моему, очень трудно. Нужно просто пробовать. Вот мой любимый чай – пуэр, я пью его по нескольку раз в день. При этом на словах многие описывают его как нечто с запахом земли. Но на деле всё гораздо сложнее. Восприятие вкусов и ароматов у всех разное. В Китае есть очень хорошая поговорка в отношении чая: выпил – понял. Повторюсь: нужно пробовать, объяснять что-то тут бесполезно.
На характеристики чая, как и на свойства вина, в первую очередь влияют два параметра: год и место производства. Один и тот же чай с одной плантации, но разного года урожая, будет отличаться. Новый сорт мы вводим в ассортимент нечасто. Когда появляется что-то новое, я это пробую сам и решаю, стоит ли чай того, чтобы встать на полку.
Вначале я работал один. Сам продавал, показывал, рассказывал. Первого сотрудника я смог нанять только где-то через полгода работы. Это был первый наш чайный консультант. Сегодня у нас в команде работают шесть человек.
Трудности в подборе кадров существуют всегда. Новых людей я искал в соцсетях, через знакомых, потом на личных беседах выявлял, подходит человек или нет. Чтобы уже нанятый персонал хорошо работал, я раз в полгода провожу тестирования на знание нашего продукта и умение взаимодействовать с людьми. Человек ведь должен досконально знать продукт, который продаёт.
В случае с чаем, где такое значение имеет именно проба и личные вкусовые ощущения, это особенно важно. Поэтому на тесте наши сотрудники должны уметь правильно описать на память, какими характеристиками обладает тот или иной сорт. А поскольку сортов у нас 300, такое тестирование может длиться несколько месяцев.
Для продвижения я с самого начала начал создал группу «ВКонтакте» и начал рассылать там приглашения. Остальное – сарафанное радио. Сегодня «на коленке» уже не продвинешься, так что около полугода назад мы отдали ведение и продвижение группы профессиональным таргетологам. Также для роста прибыли мы немного расширили формат.
Около года назад меня перестали устраивать условия арендной платы на предыдущем месте, так что я нашел новое - и на нём заново открыл заведение в формате чайной-кальянной (кальянную расположили на втором этаже).
Общая площадь у нас теперь - 200 квадратных метров. Расчёт был на то, что это принесёт предприятию дополнительную прибыль. Это повысило посещаемость, но и усложнило работу – ведь ведение двух проектов труднее, чем одного.
Я открыл первую чайную в Воронеже. Сегодня тут есть и несколько других чайных, а также несколько десятков кофеен. Однако мы предлагаем уникальный продукт: многих сортов чая, как у нас, в городе больше нигде нет. Плюс у нас особая обстановка и формат чаепитий.
Я не думаю, что кофейни можно назвать моими конкурентами, у нас разная аудитория. Кофе более массовый продукт сейчас, в кофейнях предлагают еду, плюс любители кофе редко любят чай. У нас же собираются именно ценители хорошего чая. В нашем случае это молодые люди 25-40 лет, ищущие что-то новое и ведущие здоровый образ жизни.
В ближайшее время наша цель - устоять на ногах в новом формате, потому что экономическая обстановка в стране не в лучшей форме. Сейчас у нас идёт период становления и роста, через который проходит любая фирма перед тем, как начать получать прибыль – поэтому на сегодня мы работаем в ноль. Однако я верю в свой продукт. Я люблю чай, что тут скажешь.
Большое гастро-путешествие Ольги Курочкиной: от «Муми-кафе» до «Бублика».
Gadget Studio: как устроен и на чём зарабатывает первый в мире гаджет-ресторан.