Предприниматель самостоятельно принимает решения о том, куда идёт его бизнес. Но и здесь он, как правило, отталкивается не только от своего видения, но и от мнений других людей: сотрудников, клиентов, конкурентов, деловых партнёров. Предприниматель, дизайнер и популярный блогер Артемий Лебедев старается вести свой бизнес так, чтобы минимизировать воздействие внешних факторов, включая мнение заказчиков. О том, как это ему удаётся, Артемий Лебедев рассказал на конференции «СТАРТ: от найма к бизнесу».
Артемий Лебедев – предприниматель, дизайнер, блогер, основатель «Студии Артемия Лебедева». Учился на журфаке МГУ, но не окончил вуз. Бизнесом занимается с 1992 года. В 1995 году основал студию WebDesign, которая позже была переименована в «Студию Артемия Лебедева». С октября 2023 года – директор по дизайну «ВКонтакте».
Фото из соцсетей Артемия Лебедева
Я спросил у «Яндекс GPT», чем отличается работа в найме от ведения бизнеса. ИИ сказал, что наём – это стабильная зарплата и предсказуемость, а свой бизнес – это риск, зато у тебя больше свободы и возможностей.
Я объясню это по-другому. Представьте, что человек решил жить в лесу. Это можно сравнить с моментом основания бизнеса. Находишь какую-то площадку, прибиваешь колышки, ставишь палатку и начинаешь там жить «на свой страх и риск». Ведь это не квартира, где тебе обеспечивают тепло, воду, электричество, безопасность.
В палатке ты сам отвечаешь за всё. Сам ищешь себе в лесу еду, сам её готовишь. А это сложнее, чем купить в магазине. Если пошёл дождь, а ты не окопался, вся вода тебе под ж**у затечёт. Окопался – в следующий раз вода не зальёт палатку. Так ты постепенно начинаешь умнеть.
Допустим, всё пошло хорошо. Ты угадал с локацией, палатку не затопило, не снесло ветром, тебя не сожрал медведь – ты смог выжить и неплохо устроиться. Тогда ты ставишь две палатки, потом четыре, а потом и палаточный городок. В какой-то момент из палаточных городков вырастают города. И это похоже на рост бизнеса. Поэтому нужно по чуть-чуть, небольшими шагами, итерационно идти вперёд и не ссать.
На мой взгляд, это главное правило бизнеса. Какое бы дело в жизни мы ни затеяли, нужно начинать по чуть-чуть, небольшими ставками. Как бы прекрасно ты всё ни рассчитал, всегда есть вероятность обосраться. А потеряв всё, нужно будет начинать с полного нуля или даже «из минуса», что очень тяжело. Если вкладываешь деньги в какое-то дело – считай, что ты эти деньги уже потерял. Те, кто не готов так считать – не начинайте никуда вкладывать, даже на депозит в банке.
Бизнес – это не гранитный памятник, который вы ставите на тысячу лет. Это палатка, которую вы поставили в лесу. Если оказалось, что место выбрано неудачно – просто собрали свои палатки, прошли полкилометра и поставили их в другом месте. Ровно так же нужно относиться к бизнесу. Не получилось – свернул, перенёс и собрал на новом месте.
Иногда я слышу от предпринимателей: «Я с этого места никогда не уйду, это моё священное место, моя палатка будет стоять только здесь, она ещё и внукам послужит». Как правило, так считают только долб***ы. Нужно быть мобильным, готовым легко перебазироваться. Настоящие предприниматели всегда открыты новым возможностям.
Очень часто люди хотят повторить чей-то опыт. Они что-то прочитали в интернете про «успешный успех», у них появилась какая-то ролевая модель – они хотят сделать так же. Это самое глупое решение на свете. Ничей опыт нас не должен волновать вообще. Мы можем иногда что-то подсмотреть, но глобально работает только то, что сам знаешь, к чему сам пришёл. Поэтому ставь палатку там, где тебе удобно, переставляй столько раз, сколько нужно, пока не будет удобно и хорошо. А дальше, если нашёл удачное направление, то можно ставить и 100 палаток. Из этого и получается своё дело.
Я перепробовал огромное количество самых разных направлений. У меня есть такая визуальная метафора – Y: дорога, которая разделяется надвое. Мы идем по дороге – это ствол игрека. Дальше у нас есть вариант – направо или налево. Мы пошли налево и там обосрались. Значит, наверное, не стоит ходить на это лево, стоит ходить направо.
Если поставить много этих Y подряд друг на друга, получится лабиринт, который будет вести тебя твоим путём. Там будет много поворотов в неправильную сторону. Это не страшно. В итоге ты поймёшь, что для тебя сработало, а что нет. И из бесконечного количества Y, где каждый раз неизвестно, какое из направлений более удачное, ты выстраиваешь свой уникальный паттерн, который будет работать только для тебя.
Большинство решений, которые принимают деловые люди – максимально банальные и очевидные. Во многих случаях это и есть правильный путь. Ты делаешь так, потому что именно так надо поступить. Но иногда бывает, что для решения нестандартной амбициозной задачи «правильные» пути не помогут. Значит, нужно искать какие-то другие тропинки. Я стараюсь широко смотреть на мир, замечать неочевидные пути и возможности, прогнозировать, к чему всё это придёт, какие могут быть последствия.
Всегда найдутся люди, которые скажут, что «ты всё делаешь неправильно». Кто-то искренне так считает, потому что сам делает по-другому. А кто-то будет просто пытаться впарить тебе какую-то «инфобизовскую» шнягу. Но кто бы что ни говорил, честнее всего о твоём проекте скажут его результаты: выручка, прибыль, количество заявок и клиентов. Это и есть ответ на вопрос, правильно ли ты работаешь. Не надо обращать внимание на то, что думают другие люди. Только ты на основе своего опыта можешь знать, что именно приносит результат конкретно в твоём случае.
Конечно, удача очень важна. Но ей ещё нужно воспользоваться. А главное условие для этого – не бояться, когда она придёт. Иногда перед нами появляется удивительная возможность, но мы её просто не замечаем. Проблема в том, что возможности всегда неприглядны. Они выглядят, как кусок г***а. Поэтому очень важно уметь найти в нём золото, не побояться испачкать руки, отмыть лишнее и получить драгоценный приз.
Лучшая инвестиция в себя – это путешествия. Я говорю как человек, который объездил все страны мира. Когда попадаешь в новые культуры, насыщаешься новой информацией, это становится частью твоего ассоциативно-прецедентного багажа. Обязательно надо ходить на выставки, концерты, посещать новые города, новые страны. Это делает нас умнее, наблюдательнее, интереснее и богаче.
Как правило, дизайнеры, к которым принадлежу я сам – люди очень эгоистичные, нежные, пугливые, ранимые. Меня всё всегда бесит, я от всего раздражаюсь. Но я научился превращать свои негативные эмоции в бизнес-инструмент. Если меня что-то бесит, я не просто бешусь, а сразу задаю себе вопрос: как сделать так, чтобы меня это не бесило? В результате получается какое-то творческое решение, которое становится основой хорошего дизайна. Потом это можно кому-то продать. Я же не один такой – есть и другие люди, которым это решение тоже подходит.
Один из самых сложных вопросов – наём первых сотрудников. Я сам социопат, интроверт, мизантроп, и вообще в гробу видал всех людей. Я никогда в жизни не думал, что у меня будет компания. Всегда хотел сидеть один дома, за шторами, чтобы у меня был интернет, и всё.
Я терпел буквально до последнего. Но потом понял, что заказов стало слишком много, я один не справляюсь, поэтому решил рискнуть и нанять команду. В один день пригласил сразу пятерых людей, взявших на себя мою работу. Сейчас в нашей компании работает 300 человек, это самая крупная дизайн-студия в России.
Управлять дизайнерами в 20 раз сложнее, чем дружным женским коллективом. И здесь необходимо то, что я называю «менеджментом тщеславия». Для дизайнеров (и вообще творческих людей) очень важно быть причастными к интересным, нужным, успешным проектам. И главный инструмент управления творческим коллективом – сделать так, чтобы все проекты были именно такими.
Если мы «привели пацанов к успеху» – для них это самый большой наркотик на свете. И дело очень часто не в деньгах. Крупные банки платят такие зарплаты, что ни одна дизайн-студия не может с ними конкурировать. Но в крупный банк хотят пойти далеко не все. Зарплата конская, но там тебе е**т мозги, причём в плохом смысле слова. Там тебя уныло корпоративно унижают. Приходишь на работу, а тебе говорят: «Мы все одна большая семья». Кстати, как только слышите такие слова – сразу надо бежать.
А у нас вместо «семьи» – причастность к интересным успешным проектам. Например, дизайнер идёт по городу и видит произведение, в создании которого он принял участие. Ему приятно, он испытывает гордость. Это самое лучшее, что можно обеспечить творческому человеку. Таких людей нельзя удержать ни верёвкой, ни зарплатой – только интересными проектами.
Как сделать так, чтобы каждый проект был интересен? Искать только хороших заказчиков с большим бюджетом? Но их не бывает. Все заказчики в каком-то смысле тяжёлые. У них сложные задачи, очень сжатые сроки, нет денег, они не дают материалов – список можно продолжать бесконечно. С любым заказом надо серьёзно повозиться – это основа основ.
С другой стороны, именно в этом и есть интерес. Если задача выглядит сложной, непонятной, невозможной – из этого чаще всего получается самый лучший результат. «Невозможно» – вообще моё любимое слово: когда его слышу, всегда радуюсь. И когда ты раз за разом приводишь эти «невозможные» проекты к успешному результату, команда готова идти за тобой, куда угодно. Работа над такими проектами и создаёт самые крепкие сплочённые команды.
Очень важно, чтобы руководитель проекта хорошо разбирался в своём деле – иначе его просто обманут. Если он сам не знает, к чему всё это идёт, если он не в состоянии скорректировать движение – ничего не получится.
Хороший руководитель проекта всегда может грамотно направить команду, подсказать какое-то решение. Дизайнеру выслушивать чужие советы не всегда комфортно и приятно. Но вот он попробовал сделать так, как советовал руководитель – у него получилось лучше, чем было до этого. В итоге и дизайнер растёт как профессионал, и проект становится успешным – а это самое главное.
У меня очень простой принцип. Если дизайнеры сделали классный проект, а заказчик его не принял, я всё равно плачу своим сотрудникам премию. Потому что заказчик не должен воспитывать моих коллег. Заказчик идёт в ж**у. Не ему решать, что хорошо, а что плохо – это решаю только я. В таких случаях я говорю команде: «Неважно, что у вас это не приняли. Просто они дураки, а мы сделали классно». Тогда дизайнеры и в следующий раз сделают так, как надо, а не так, как сказал кто-то «со стороны».
Нас не волнует внешний мир – по крайней мере, не настолько, чтобы внешний мир нас воспитывал. Мы сами себя воспитываем внутри компании, а дальше с нашими принципами выходим во внешний мир, предлагая наши услуги. И довольно часто то, что мы делаем, оказывается эффективным, красивым и заметным.
Важнейшее условие любого успеха в любой сфере жизни – нужно просто много-много лет очень сильно въё****ть. Никакого другого секрета нет.
Ещё один важный фактор – везение. Любому человеку, который чего-то добился, в начале повезло. Это как лотерея. Но чтобы иметь шанс выиграть в неё, нужно купить лотерейный билет. Если ты жалуешься, что тебе не попадается выигрышный билет – возможно, ты его просто никогда не покупал. То же самое с бизнесом. Если ты не начнёшь его делать – никогда не узнаешь, каких результатов мог бы в нём добиться.
Материал подготовлен на основе выступления Артемия Лебедева на конференции «СТАРТ: от найма к бизнесу», которая прошла 16 ноября 2024 года в Москве.
Фото с сайта Podarokangelu.com.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».