Автоматизировать бизнес-процессы многие компании решаются только тогда, когда не могут работать по-прежнему. Но есть сферы, где автоматизация требуется буквально с первых дней после открытия. Одна из них – автосервис. Калининградская компания X-Auto через месяц после старта поняла, что без планирования записи клиентов снижается качество сервиса, и появляются негативные отзывы. О том, как внедрение IT-решения позволило решить эту проблему и увеличить поток клиентов, порталу Biz360.ru рассказал Сергей Корнев, основатель компании-интегратора Veonit.
Сергей Корнев – предприниматель из Калининграда, основатель IT-компании Veonit. Окончил БФУ им. Канта по специальности «математик-программист». Эксперт в подборе оптимальных IT-решений и куратор их внедрения. Бизнес-тренер, основатель академии бизнес-аналитики Kornevacademy. Проповедник процессного подхода управления компанией.
В 2021 году в Калининграде появился новый автосервис X-Auto. Предлагаемые услуги – ремонт и обслуживание автомобилей, продажа запчастей. Месяц его сотрудники работали, используя в качестве системы учёта таблицы в Excel. Но за это время стало очевидно, что необходимо выстраивать внутренние процессы с помощью автоматизации.
Чтобы выбрать систему оперативного и управленческого учёта, а также настроить в ней основные процессы работы автосервиса, соучредитель X-Auto Юрий Прытков обратился в нашу компанию.
На российском рынке есть довольно много программ, помогающих организовать работу СТО. Решение, оптимальное для нашего клиента, должно было включать в себя следующие опции:
-
набор необходимых справочников (марки/модели автомобилей, список клиентов, их контактов и автомобилей, виды ремонтных работ и услуг, запасные части и др.);
-
модуль предварительной записи и планирования загрузки автосервиса;
-
модуль учёта выполнения ремонта;
-
модуль зарплаты и управления персоналом;
-
модуль учёта доходов и расходов компании.
Мы совместно с руководителями X-Auto выбрали решение «1С:Автосервис». Оно оптимально подходило под заявленные критерии и позволяло доработать любой модуль под потребности клиента. Тем более, что платформа «1С:Предприятие» имеет открытый исходный программный код.
Юрий Прытков, соучредитель автосервиса X-Auto: «Мы с командой понимали, что нам требуется решение, которое мы сможем адаптировать под свои нужды и всегда найдём для этого программиста».
Прежде чем настраивать учётную систему, необходимо описать процессы автосервиса. Для этого мы определили участников основных процессов и зоны ответственности каждого из них.
В нашем случае это были:
-
директор СТО;
-
менеджеры по работе с клиентами (автосервис + магазин);
-
автомеханики;
-
автоэлектрики.
Стали понятны и их зоны ответственности. Приведу один пример. Менеджер по работе с клиентами отвечает за следующие опции:
-
первичное общение с клиентом и его запись на ремонт (в планировщике системы 1С);
-
распределение заказов между механиками;
-
коммуникацию с клиентом на протяжении всего времени выполнения работ;
-
создание заказ-наряда;
-
формирование списка работ, передача автомобиля в работу;
-
подбор запчастей для ремонта;
-
согласование стоимости ремонта и запчастей с клиентом;
-
доставка запчастей;
-
контроль исполнения работ механиками;
-
проверка автомобиля после ремонта;
-
выдача автомобиля клиенту.
На старте, когда клиентов было не так много, процесс ремонта автомобилей выглядел следующим образом в программе «1С:Автосервис».
Нам не потребовалось сильно дорабатывать логику системы 1С, потому что процесс был вполне типичным. С обучением сотрудников не возникло проблем: платформа 1С очень распространена в России, и большая часть персонала уже имела опыт работы с ней.
На тот момент большая часть клиентов X-Auto обращалась без записи. Вернее, люди звонили в автосервис, уточняли, есть ли свободные механики, и, услышав положительный ответ, приезжали. Когда поток клиентов увеличился, возникла проблема. Иногда на автосервисе было слишком много автомобилей, а иногда – пусто. То есть загрузка была неравномерной.
Могло оказаться так, что клиентам приходилось долго ждать обслуживания или на месте не было нужного электрика или механика. Снизилось качество сервиса и уровень удовлетворённости клиентов, начали появляться негативные отзывы. Стало очевидно: нужен удобный планировщик записи на ремонт, которого не было в коробочном решении «1С:Автосервис».
Мы определили, что планировщик записи и ремонта должен:
-
позволять вести график работы механиков;
-
позволять при записи клиента сразу ориентироваться, сколько времени займёт ремонт автомобиля;
-
записывать клиента к конкретному механику и при необходимости на конкретный пост;
-
создавать документ «Заказ-наряд» сразу из планировщика;
-
предоставлять менеджеру всю картину, чтобы он мог в случае смещения ремонта перестроить расписание с другими клиентами.
Мы реализовали групповое заполнение графика – по дням недели и на заданный период. Сам календарь планировщика записи теперь выглядит так:
1. Стала понятная загрузка каждого механика на одну/две недели вперёд.
2. Мы связали планировщик с заказ-нарядом: при изменении статуса заказа стал изменяться цвет в планировщике.
Теперь менеджер в едином окне:
-
видит свободное время механика/электрика;
-
записывает нового клиента на точно назначенное время;
-
при приезде клиента на сервис создаёт заказ-наряд непосредственно из планировщика;
-
понимает статус каждого заказ-наряда;
-
видит основные данные по авто и клиенту прямо в календаре, то есть ему не нужно предпринимать лишних действий, чтоб связаться с клиентом или выяснить его марку/модель автомобиля.
3. Уже через месяц после внедрения планировщика клиентов стало в 1,5 раза больше.
Юрий Прытков, соучредитель автосервиса X-Auto: «Внедрённый планировщик сразу прижился в нашей команде. Теперь и менеджеры, и механики видят загрузку автосервиса и планируют своё рабочее время в соответствие с ней. Приятно, что и довольных клиентов стало гораздо больше».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».