Цифровые решения широко распространены в России в самых разных сферах. Не исключение – индустрия красоты. Её клиентам уже доступна автоматическая запись на услуги, напоминание о визите в мессенджерах и другие удобные опции. Но технологии не стоят на месте. И их развитие способно кардинально изменить привычные салоны красоты как для клиентов, так и для мастеров и владельцев. О том, какие тренды повлияют на будущее бьюти-индустрии, порталу Biz360.ru рассказал Михаил Орлов, директор по развитию сервиса YCLIENTS.
Михаил Орлов – директор по развитию сервиса YCLIENTS. Ранее руководил продуктовым направлением в группе компаний «АТОЛ» и был генеральным директором компании «Сервис Плюс».
- Гиг-экономика – это система, при которой компании предпочитают не нанимать сотрудников в штат, а привлекать независимых подрядчиков и фрилансеров, часто не на полный рабочий день.
В традиционной бизнес-модели услуги оказывает салон: нанимает мастеров в штат, ведёт диалог с клиентом, получает отзывы. Но большинство клиентов приходят к конкретному мастеру: им важно не место, а специалист. Тренд уберизации отвечает этой скрытой потребности клиентов минимизировать посредников в лице салона и вести диалог напрямую с мастером.
Появляется новая модель бизнеса, где салон – не работодатель, а просто коворкинг. То есть пространство, в котором мастер может арендовать оборудованное рабочее место на любой срок.
Только в Москве по запросу «бьюти-коворкинг» можно отыскать более 150 организаций, в Санкт-Петербурге – около 100. Работают они и во многих других городах – в Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Улан-Удэ и Махачкале.
При этом многие коворкинги предоставляют только помещение и рабочее место – условное «кресло». Оборудование, материалы, средства по уходу – всё это мастера покупают сами. Очень вероятно, что эта схема взаимодействия между специалистом и коворкингом трансформируется. Мастера будут только оказывать услуги в качестве самозанятых, а коворкинг предоставит им рабочее место и всё необходимое для работы.
Преимущества для всех участников очевидны:
-
Мастер получит всё необходимое для работы и при этом не будет зависеть от салона. Он легко может сменить место работы; ему не важны расписание, ценообразование, культура салона. При этом он платит коворкингу только за те часы, когда работает, и не тратит время на ожидание клиента. Кроме этого, меньше налогообложение: специалист платит не 13% с заработка, а только 6% как самозанятый.
-
Салон сократит расходы. Коворкинг не нанимает мастеров в штат, а работает с ними по гражданско-правовому договору, экономя на налоговых и страховых отчислениях. Предоставляя качественное рабочее место и материалы, салон решает и проблему текучки кадров. Чем лучше условия для специалистов, тем больше шансов, что и мастер, и клиент останутся именно в этом коворкинге.
-
Клиент получит качественную услугу. Он приходит к своему любимому мастеру напрямую, без посредника. Самозанятый мастер, в отличие от наёмного, максимально заинтересован в лояльности клиента. Если он будет доволен, то благодаря сарафанному радио расскажет о мастере своим друзьям и знакомым. Сарафанное радио всё ещё эффективно работает в индустрии красоты.
Конечно, привычные салоны красоты останутся. Мы не ожидаем, что модель коворкинга изменит всю отрасль красоты. Тем более, что и у классического формата есть свои преимущества:
-
Контроль качества. В классической модели мастера подчиняются владельцу или управляющему. Благодаря этому проще выдерживать уровень качества. Например, если парикмахер не соответствует уровню салона, его можно отправить на обучение или уволить. Модель коворкинга не предполагает, что салон может как-то повлиять на мастера.
-
Сила бренда. Владелец привычного нам салона красоты может влиять на восприятие своей студии в глазах клиентов с помощью продуманной маркетинговой стратегии. С коворкингом это будет сложнее.
-
Прозрачная юридическая и финансовая модель. К ней все привыкли. Владелец нанимает сотрудников, выплачивает им зарплату, платит за них налоги. Формат коворкинга первое время будет казаться непривычным.
Чтобы модель коворкинга работала, она должна быть удобной с технологической точки зрения. Так, бизнесу понадобятся финтех-инструменты, которые смогут непосредственно в момент оплаты определять, какую часть должна получить компания, а какую – специалист, оказавший услугу. Этот сценарий гарантирует, что мастер получает доход от клиентов, и по налоговому законодательству трудовых отношений с бизнесом у него не возникает.
Удобнее всего внедрить такую схему через облачные платформы автоматизации бизнеса. Они автоматизируют финансовый учёт, легко интегрируясь с кассовым оборудованием. В итоге бизнес получает полное соблюдение законодательных требований по ведению кассы.
Скорее всего, коворкинги будут существовать параллельно с салонами: многие клиенты не готовы отказаться от преимуществ традиционных студий красоты. При выборе салона таким клиентам удобно использовать агрегатор услуг. Это приложение, которое помогает выбрать один салон из многих с помощью фильтров.
Агрегаторы давно пользуются популярностью: они собирают в одном месте предложения определённой ниши из разных источников. Сайты с афишами кинотеатров, каталогами организаций, объявлениями, сервисами погоды, онлайн-картами – это всё агрегаторы.
В таком же агрегаторе, по аналогии с онлайн-картами, можно собрать и информацию о салонах красоты. Сейчас уже можно выбирать салон по расположению (на онлайн-картах) и отзывам (на сайтах-отзовиках). При этом клиентам важны и другие параметры:
-
наличие сертифицированных мастеров;
-
возможность выбрать удобное время для визита;
-
акции и скидки;
-
бренды и материалы, используемые в салоне;
-
дизайн, концепция салона и другие.
Несмотря на распространённость агрегаторов в других сферах, в бьюти они только набирают популярность. Например, агрегатор GlowUp из Индии позволяет пользователям сравнивать цены, читать отзывы и записываться в выбранный салон. GlowUp сотрудничает более чем со 100 студиями. Разработчики прямо заявляют, что задача их приложения – «устранить разрыв» между салонами и клиентами.
Развиваются такие сервисы и в России – с упором на персонализацию. Пользователю удобно собрать в одном инструменте свои любимые и нужные места: от бьюти-студии, которую он регулярно посещает, до фитнес-клуба и автомастерской.
Преимущества агрегаторов:
-
все интересные предложения в одном месте. Можно сравнить несколько вариантов, сохранить их на будущее;
-
навигация на основе отзывов, рейтингов, описаний. Благодаря им удобно выбирать подходящий салон;
-
единая программа лояльности. Часто агрегаторы предлагают её, чтобы клиенты не уходили к конкурентам. Но и салонам это выгодно: так они могут привлечь новую аудиторию.
Недостатки агрегаторов:
-
непрозрачный алгоритм. Салоны не смогут повлиять на то, в какой подборке оказались и на каком они месте в поисковой выдаче;
-
близость к конкурентам. Порой владельцы бизнеса не хотят, чтобы пользователям было удобно сравнить цены или отзывы;
-
цели агрегатора не всегда совпадают с целями конкретного бизнеса. Например, конкретный салон может не хотеть участвовать в программе лояльности агрегатора, но будет вынужден это сделать.
Быстрого перехода на схему агрегации мы не ожидаем, потому что есть ряд сложностей с точки зрения юридического оформления. Они касаются согласия салонов на передачу, хранение и размещение в сервисе персональных данных. Кроме того, чтобы агрегатор стал востребованным у пользователей, он должен обеспечить себе партнёрство с достаточно большим количеством салонов и набрать пользовательскую базу.
В перспективе такие онлайн-платформы помогут вести отчётность, регулировать финансово-юридические отношения между мастером и салоном нового типа.
Это оплата услуги с согласием на автоматический перевод средств. Клиент привязывает карту в интернет-сервисе, и, когда услуга оказана, плата списывается без дополнительного подтверждения.
Такой платёжный опыт не является чем-то необычным. Помимо такси, безакцептная оплата распространена в образовании, гостиничном бизнесе, в сфере цифровых подписок («Яндекс Плюс», «СберПрайм» и другие) и некоторых других сферах.
По моему мнению, индустрия красоты готова перенять этот опыт. Понадобятся сервисы, которые позволят настроить повторяющуюся оплату. Но не какой-то определённой суммы раз в месяц, а автоматической оплаты после получения конкретной услуги.
Я предполагаю, что в бьюти-бизнесе у безакцептного списания большое будущее. Поэтому мы в YCLIENTS уже тестируем эту функцию. Она хорошо подойдёт постоянным клиентам. Так, если девушка регулярно делает маникюр в одном и том же салоне, она может привязать карту и не тратить каждый раз время на оплату. Это удобно и родителям ребёнка, который идёт, например, на стрижку. Ему не нужно ничего оплачивать самому – деньги спишутся с родительской карты.
Для салонов согласие на безакцептное списание – знак доверия со стороны клиента. Салон может «отблагодарить» за него. Проще всего это сделать с помощью программы лояльности или бонусов. Например, их можно предоставлять при повторном безакцептном списании: «Привяжите карту и при следующем визите получите скидку в 20%!». Это укрепит отношения между салоном и посетителями.
Главным преимуществом привязки карты становится внедрение успешного и ставшего привычным клиентского опыта. Да, не каждый будет готов привязать карту в приложении по соображениям безопасности, но количество «доверяющих сервису» благодаря развитию технологий и UX будет расти.
Преимущества безакцептных платежей:
-
Экономия времени. Не нужно вводить данные карты или ждать, когда освободится администратор.
-
Быстрая оплата и без лишних разговоров. Не нужно общаться с администратором или ждать в очереди. Получил услугу и ушёл.
-
Меньше платёжных действий на POS. Обслуживание клиентов происходит быстрее, а у персонала нет возможности мошенничать.
Недостатки безакцептных платежей:
-
Непривычная для бьюти-сферы модель оплаты. Клиентам комфортны автоплатежи в такси, но им потребуется время, чтобы доверить этой модели оплату в салонах красоты.
-
Сложнее «докупить» услугу. Например, если клиентка записалась в салон «подровнять кончики», а, сев в парикмахерское кресло, решилась на короткую стрижку, важно будет вовремя отменить автоплатёж.
Уберизация стремительно распространяется в сфере услуг, и индустрия красоты – не исключение. Этот тренд формирует более полный и «бесшовный» клиентский опыт, делает прозрачной систему оказания услуг мастерами и их взаимодействие с салонами.
Можно ожидать, что ведущие российские онлайн-платформы: «Яндекс», VK и другие, будут активно развивать этот сегмент. С их обширной базой потенциальных клиентов, уже отлаженными механизмами оплаты и системой рекомендаций они в ближайшие годы могут стать заметными игроками на рынке бьюти-услуг.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».