«Как мы автоматизировали интернет-магазин Decoretto.ru и чего в итоге добились»

Прочтёте за 4 мин.
18 ноября 2015

Предприниматель Олег Ильин – о том, зачем известный западный бренд внедрял российскую систему автоматизации

IT-инструменты, которые использует Олег Ильин

  • МойСклад
  • MailChimp
  • Сервисы Google
  • Пакет Microsoft Office

Крайне редко бывает так, чтобы предприниматель, успешно развивающий собственный бизнес и привыкший работать на себя, согласился на предложение пойти в найм, пусть даже на интересную и статусную позицию. Но именно так произошло с Олегом Ильиным, которому французская компания Ascott Deco Russ сделала предложение возглавить крупный и серьезный проект - интернет-магазин Decoretto.ru. Предприниматель успешно провел ряд реформ, в том числе осуществил довольно сложный переход на систему автоматизации «МойСклад».

Досье

Олег Ильин, предприниматель, 35 лет. До 2013 года развивал собственные проекты, в частности, интернет-магазин по продаже домашних планетариев и проекторов звездного неба. В 2013 году решил выйти из бизнеса и успешно его продал. В 2013-2015 гг. возглавлял интернет-магазин Decoretto.ru (известная марка виниловых наклеек, выпускаемых в России французским холдингом Ascott Group). В 2015 году Олег Ильин ушел из Ascott Group и запустил сервис для интернет-магазинов «Точка роста».

Олег Ильин.jpg 

 «Я с удовольствием принял вызов» 

Электронной коммерцией я занимаюсь с 2007 года: у меня было два интернет-магазина. В одном из них я торговал домашними планетариями и проекторами звездного неба. Я их первый привез в Россию в 2008 году и успешно продавал. Но когда к 2013-му этим стали заниматься тысячи, я решил выйти из бизнеса. Пока торговля была на пике, успешно продал магазин. 

Примерно в это же время мне поступило предложение возглавить интернет-магазин Decoretto.ru. Decoretto как бренд уже был очень хорошо раскручен и представлен в основных ритейловых сетях, на строительных рынках. Но при этом канал интернет-продаж был совершенно не развит. Именно для того, чтобы вывести онлайн-бизнес на новый уровень, меня и позвали. 

Кстати, при этом мне вообще не близка работа по найму - сейчас я рад, что выполнил поставленные компанией задачи и могу дальше продолжать работать на себя. Но тогда я с удовольствием принял этот вызов - все-таки в рамках своего небольшого магазина ты никогда не сможешь управлять такими процессами, таким большим количеством людей, в таких масштабах. Это и правда была хорошая школа.

Почему решили сменить систему автоматизации

То, что происходило с Decoretto тогда, можно назвать хаосом. Вся система была подстроена под основной бизнес - b2b: логистика, мерчендайзинг, работа с сетями и т.д. И это обслуживала большая система SAP R/3, которая, естественно, совершенно не заточена под электронную коммерцию. Изначально этим магазином занимался отдел интернет-рекламы, можно сказать, в фоновом режиме - никто не считал экономику, не знал никаких цифр, не понимал, насколько хорошо все работает. 

В первую очередь я как операционный директор должен был наладить «подводную» часть, которую до этого никто не трогал, то есть оптимизировать процессы, ведь их «кривость» сильно влияла на показатели работы всего магазина. Начал я с логистики, весь 2013 год занимался этим, и стало понятно, что мы только на этом этапе несли большие убытки. Затем мы убедились, что для анализа работы интернет-магазина не хватает цифр, так как их не дает SAP. Мы не видели информации по заказам, покупателям, регионам, дебиторке - только общие цифры, без детализации. Плюс мы уперлись в максимальную емкость производительности людей, так как обработка заказов велась почти что вручную, что создавало «потолок» - 50 заказов в день.

Решили, что все это при наличии старого фундамента не исправить и что нужна новая система именно для интернет-магазина. К середине 2014-го мы полностью решили отказаться от SAP в своей операционной деятельности и использовать его только для ведения общей статистики, а также понимания роли нашего подразделения в контексте всей компании.

Мы рассматривали много решений, в том числе и распространенные связки: известный движок + программа для управления торговлей, что влекло за собой и замену сайта. Этого мы не хотели, ведь старый сайт был сильно доработан и нас устраивал, так как там было реализовано довольно много специфического и нужного нам функционала.

Потенциальные подрядчики выкатывали миллионные ценники за разработку того, что нам было не нужно. Готовые облачные CRM-системы тоже не подходили, в том числе и по возможностям. В итоге я пришел к выводу, что надо внедрять систему «МойСклад», ведь в моих прежних проектах я его активно и успешно использовал. 

Чего нам удалось добиться с новой системой 

Изначально я отметал «МойСклад» как вариант, потому что для реализации задуманного требовались значительные доработки. Но в итоге, пообщавшись с программистами, я убедился, что все не так сложно. Мы составили требования, их было довольно много, и в июле 2014-го приступили к работе. До осени активно прорабатывали схемы, бизнес-процессы и выкатили требования разработчикам, продумав всю автоматизацию до мелочей, в том числе цепочку заказов, все внешние связи с системами - логистической, бухгалтерией, писали модули интеграции. 

Decoretto I.jpg

Разработчики, увидев это, сказали, что все возможно - и внедрение заняло всего месяц. Большим плюсом оказалось отсутствие необходимости тратить время на обучение персонала - это очень важно. Достаточно было просто все показать одиннадцати человекам, а на освоение других программ ушло бы несколько месяцев.

31 октября, перекрестившись, мы стали принимать заказы только в «МоемСкладе»: запустили интеграцию с сайтом, и заказы пошли в сервис. В итоге все - от идеи до реализации - заняло всего 3 месяца. Первые две недели я за всем наблюдал, контролировал, подсказывал, отдельно на производстве, отдельно на складе, смотрел, все ли синхронизировано, нормально ли работает.

И в горячий сезон мы входили с хорошо работающей системой и спокойно! Смогли, не увеличивая штат, обрабатывать не 50, а 250-300 заказов в день. А в декабре, взяв на время еще одного человека, мы делали по 500. 

Системой оповещения клиента о статусе заказа мы сняли нагрузку на колл-центр на 30%. Особенно это было ценно в предновогоднюю суету - покупатель был всегда в курсе, где его заказ и когда будет доставлен. 

Decoretto II.jpg 

Также с внедрением «МоегоСклада» мы унифицировали номера заказов у нас и в курьерской компании - убрали путаницу и недовольство покупателей и персонала.

Decoretto III.jpg

Для разного типа заказов мы выработали стандарты обслуживания - наклейки мы отгружаем два дня, картины - пять. И если менеджер нормативы не соблюдает - обрабатывает меньше заказов, чем положено, это влияет на его зарплату. Мы стали отслеживать показатели по соблюдению стандартов обслуживания клиентов.

Также мы полностью устранили ошибки при оформлении заявок на доставки в курьерских компаниях, убрав из этого процесса человеческий фактор - заявки в эти компании загружаются автоматически из «МоегоСклада».

Decoretto IV.jpg 

Мы стали спокойно добавлять новые продукты: в 2015-м ввели новые категории - фотообои, постельное белье, расшили линейку по материалам и коллекциям картин. Решили по отдельным проектам - дизайну, например, делать новые сайты. Все это мы сделали именно потому, что не было проблем с бэк-офисом. 

Свой путь 

Я действительно в душе предприниматель, и не было такого момента, чтобы я оставался без своего бизнеса. Когда я соглашался быть директором в найме, моей главной целью было обучить самого себя работать в больших масштабах. В малом бизнесе совершенно другая кухня, другое мышление, разная мотивация персонала. Я многому научился.

И, конечно, пошел дальше - открыл свою компанию - сервис для интернет-магазинов «Точка роста». Это сервис для пользователей «МоегоСклада». Моя цель - помогать владельцам магазинов более эффективно работать с существующей клиентской базой: считать повторные продажи, улучшать показатели CLV, концентрироваться только на хороших клиентах, повышать средний чек. Также давать возможность пользоваться нашими наработками по автоматизации процессов и интеграциями с внешними сервисами и курьерскими компаниями. В планах - создание коробочного решения. 

Также я открываю розничный магазин формата «у дома» - купил франшизу, ведь сейчас такие времена, что нужно дифференцировать свой бизнес.

«Откуда силы? Денег хочу! Без громких слов. Хочется, чтобы моя семья себе ни в чем не отказывала, хочу жилье в Москве. Большие дела можно делать только большими деньгами. Поясню. Разные новые бизнес-идеи у меня рождаются регулярно, и с каждым годом они всё более масштабны. Сейчас невозможно представить, какая идея родится, к примеру, к 50 годам. Хочется, чтобы к тому времени на воплощение замысла уже были возможности и деньги»

Начинающим предпринимателям желаю взвешенности! Есть такая болезнь у молодых бизнесменов - «Могу всё». Например, привезу вагон платьев, все продам и стану богатым! Обычно с этого начинается история провала. Хотя, в 2007-м я, кинув на на Google Adwords 1000 рублей, получал заказы несколько месяцев. Это фантастические вещи, которые в наше время невозможны.

Сейчас надо тщательно изучить рынок, возможности рекламы и продвижения, все взвесить, понять, а что уникального ты можешь дать рынку. Если ответ будет: «Ничего, я просто хочу продавать шмотки из Китая», то рассчитывай на то, что просто заработаешь немного денег. Настоящая ценность там, где ты можешь делать что-то лучше, чем все остальные. В этом - секрет успеха.

Олег Ильин II.jpg

Статья подготовлена по материалам «МойСклад» и cms-magazine. 

Читайте также:

Как автоматизация позволила компании систематизировать работу с клиентами.
Какие преимущества дает небольшой компании автоматизация.
Как заработать 5 млн. в год на сопровождении IT-систем.




Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы