Разработчики приложений стараются, чтобы их продуктом пользовалось как можно больше людей. Важно, чтобы они были довольны своим пользовательским опытом. Но как узнать, насколько новое приложение удобно в работе, а плановое обновление отвечает ожиданиям аудитории? Один из вариантов – спросить об этом самих пользователей, потенциальных или тех, что уже есть. О том, как обратная связь помогает делать IT-продукты лучше и полезней, порталу Biz360.ru рассказал Алексей Брусиловский, ведущий разработчик IT-решений «1С:Управление нашей фирмой» и «1С:Розница».
Алексей Брусиловский – 25 лет, ведущий разработчик IT-продуктов «1С:Управление нашей фирмой» и «1С:Розница». Окончил Финансовый университет при правительстве РФ по специальности «Прикладная информатика в экономике». Работать в фирме «1С» начал, ещё будучи студентом. Отвечает в проекте за разработку мобильных приложений для пользователей продуктов «1С:УНФ» и «1С:Розница».
При создании мобильных приложений разработчики используют несколько методов:
-
Руководствуются гипотезой о том, приложение с определённой функциональностью необходимо рынку и потенциальным пользователям. Гипотезу в лучшем случае проверяют или тестируют, в худшем – сразу переходят к разработке.
-
Проводят анализ рынка. Так становится понятно, какие функции в данный момент популярны в других приложениях. После анализа принимается решение о разработке.
-
Получают от пользователей обратную связь о том, что им нужен дополнительный продукт или функционал, и создают приложение с необходимым набором опций. Наша группа разработчиков чаще всего создает мобильные приложения для решений «1С:Управление нашей фирмой» (далее – «1С:УНФ») и «1С:Розница» именно таким образом.
Чтобы приложение было по-настоящему полезным, оно должно отвечать всем запросам пользователей – существующим у них на стадии начала разработки и появляющимся в процессе использования продукта. Мы в фирме «1С» применяем следующие инструменты, чтобы выявить истинные запросы аудитории.
Проводим опросы. Просим пользователей продуктов «1С:УНФ» и «1С:Розница» ответить на наши вопросы перед разработкой нового приложения или для улучшению функционала в действующем продукте. Объясняем, для чего именно проводим опрос и что хотим выяснить. Задаём не более 10 вопросов, чтобы прохождение опроса занимало не слишком много времени. В среднем – не более 5 минут.
Иногда мы предлагаем готовые варианты ответов, как в тесте. Но чаще просим пользователей написать свои мысли или предложения. Это для нас самая полезная информация: человек сам формулирует, чего ему не хватает или что неудобно в приложении. Чтобы человек прошёл опрос, иногда предлагаем какой-то подарок – например, электронную книгу. Опросы размещаем в наших программах, на ресурсах фирмы «1С», в Telegram и сообществе в VK.
Полученные ответы обрабатываем, чтобы выделить самые высокочастотные. Чаще всего их и берём в работу в первую очередь.
Изучаем отзывы в сторах. Пользователи приложений оставляют отзывы в Google Play и App Store. Мы получаем уведомление о каждом новом отзыве практически сразу после его публикации. Независимо от того, положительный отзыв или негативный, мы всегда отвечаем на него. Не оставляем без ответа ни один комментарий.
Иногда мы переводим общение с пользователем в рабочую почту:
-
если описанный кейс показался нам интересным, и мы хотим подробнее узнать о нём;
-
если по проблеме пользователя требуется дополнительная информация для её изучения;
-
если в рамках отзыва мы не можем дать развёрнутый ответ, так как существует ограничение по количеству символов.
Реагируем на оценку приложения. После работы в приложении пользователю выскакивает окошко с предложением оценить его: проставить звёздочки от одной до пяти. Если ставится оценка от одной до четырёх звёздочек, значит, у пользователя есть какие-то претензии. Ему тут же открывается окошко, в котором мы просим рассказать о причине недовольства. Такой отзыв также поступает в нашу почту, и мы выясняем, произошла единичная ошибка или системная. Если системная – начинаем работать над её устранением.
Используем форму «Предложить возможность». В наших мобильных приложениях есть кнопка, которая позволяет быстро отправить разработчикам пожеланию или идею. Важно, что она постоянно горит в боковом меню и встречается в разных формах, например, в настройках. Если пользователь, например, искал какую-то функцию в настройках приложения, но не нашёл её, то на этой же форме есть гиперссылка «Предложить возможность». Пользователь может написать нам свою мысль, пока не забыл о ней. К таким предложениям мы относимся особенно внимательно, в них содержится ценная для нас информация. При планировании новых версий мы учитываем эти идеи и пожелания.
Отслеживаем комментарии в соцсетях и на форумах. Для этого используем как собственные соцсети, так и мониторим чужие. Фиксируем, с какими сложностями сталкиваются пользователи, и далее прорабатываем эти моменты в новых версиях.
Разбираемся с отзывами, приходящими в техподдержку. На почту поступают как жалобы, так и предложения. Их мы фиксируем и отрабатываем.
Выявляем ошибки. Большинство приложений, созданных нашей командой, синхронизируются с продуктами «1С:УНФ» и «1С:Розница». В некоторых приложениях эту синхронизацию не всегда удается настроить с первого раза из-за сложных технических моментов. В одном из приложений ради эксперимента добавили механизм моментального обращения, если у пользователя более трёх раз возникают проблемы в этом процессе. Мы просим пользователей описать сценарий ошибки или приложить список ошибок. После этого помогаем настроить синхронизацию. Если видим, что нам несколько человек сообщают об одной и той же ошибке, значит, это общее для всех место. Мы дорабатываем приложение, чтобы таких проблем не возникало у других пользователей. Такие проблемы сразу берем в работу.
Один из примеров, как обратная связь помогла улучшить продукт. По просьбам пользователей добавили недавно в приложение «Кабинет клиента» отображение точных остатков. До этого пользователи могли получить о нужном товаре только информацию двух типов – есть в наличии или есть под заказ. Пользователи по разным каналам обратной связи сообщили, что им не хватает точной цифры остатков. Мы это реализовали.
Или в последнем релизе приложения «1С:Кладовщик» добавили функцию «Сокрытие цен». Пользователи просили нас через разные каналы связи реализовать функционал, чтобы кладовщики не видели в мобильном приложении стоимость товаров, с которыми работают.
Чаще всего у пользователя возникает желание связаться с разработчиками приложения, когда у него что-то не работает. Когда всё хорошо, пользователи пишут нам гораздо реже.
Именно по этой причине мы внедряем обновления продуктов поэтапно: сначала на 20% аудитории, потом на 40% и так далее. Это необходимо, чтобы возможные ошибки заметили не все пользователи сразу, а лишь их часть. Тогда по обратной связи мы узнаем об ошибке, остановим обновление, исправим ошибку и запустим его заново.
Если обновить приложение для всех пользователей сразу, то мы рискуем получить массу недовольных отзывов и оценок, а это негативно влияет на имидж приложения. И не решает задач пользователей.
Разработчики стараются создавать новые решения или выпускать обновления без ошибок. Но, к сожалению, это невозможно и глюки, баги, подтормаживания всё равно случаются. Обратная связь пользователей помогает быстро обнаружить проблемное место и приступить к работе над его устранением.
Мы ценим эту помощь, но больше всего радуемся, когда нам поступают предложения о том, как можно улучшить продукт или какой новый стоит создать. Когда ты исполняешь желания реальных пользователей, это сильно мотивирует работать лучше и качественнее.
- P.S. Как раз сейчас разработчики «1С» проводят опрос о том, какими мобильными приложениями пользуется малый бизнес. Ответы будут использоваться для создания новых продуктов. Пройдите опрос - и помогите в разработке полезного вам и другим предпринимателям решения.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».