«За 15 тысяч рублей в месяц ни один сеошник не будет погружаться в ваш бизнес. Он не станет тратить своё время на изучение продукта и выяснение того, чем ваш продукт отличается от других», - говорит Евгений Минин, партнёр по развитию компании «Акула Веб». Сервис PrAkula, созданный этой компанией, позволяет владельцам бизнеса самостоятельно выводить свои сайты в топ «Яндекса» и увеличивать продажи без стороннего SEO-продвижения. О том, как устроен сервис PrAkula и как он помогает развиваться другим компаниям, Евгений Минин рассказал порталу Biz360.ru.
Евгений Минин, 38 лет, партнёр по развитию компании из Екатеринбурга «Акула Веб», разработавшей сервис PrAkula. По образованию инженер-механик горного оборудования, но после окончания вуза работал исключительно в продажах. С 2009 года в разных компаниях был руководителем отдела продаж или директором по развитию. В 2016 году стал клиентом сервиса, когда работал в компании, занимающейся продажами кровельных материалов; это позволило увеличить продажи в несколько раз. В конце 2016 года стал партнёром Александра Полищука, создателя сервиса PrAkula и компании «Акула Веб».
В России для выведения сайтов в топ выдачи поисковиков нередко используются две крайности – продвижение с большими затратами (от 150-300 тысяч рублей в месяц) и минимальными (от 10-15 тысяч рублей в месяц).
Ежемесячно тратить большие суммы на продвижение могут позволить себе, как правило, крупные интернет-магазины с широким ассортиментом. Они ориентированы на жителей многих регионов России, поэтому для таких сайтов необходим существенный трафик. Его привлечением могут заниматься несколько специалистов в формате full-time. Их задача – чтобы в поисковиках по разным запросам товаров высвечивались страницы обслуживаемого ими интернет-магазина.
При маленьких затратах продвижением занимается, как правило, сотрудник небольшого агентства или фрилансер. Он одновременно может вести 10-15 проектов и не имеет возможности уделять каждому из них много времени. Он способен «технически» вывести сайт в топ «Яндекса» или Google, но на продажах это может никак не отражаться.
Проблема в том, что зачастую контент сайта (заголовки, тексты, картинки и т.д.) не соответствуют теме продвижения. К примеру, сайт продвигают по самым распространённым запросам, например, наименование товара со словом «недорого». На самом сайте пользователь может не обнаружить никакой информации о том, почему именно у этой компании выгодно заказывать данный товар, за счёт чего возможна низкая цена, и как можно совершить оплату. Получается, что придя по определённому запросу, потенциальный покупатель не увидит полезной для себя информации. И, скорее всего, уйдёт с сайта, так и не сделав заказ.
«Если бы владелец компании продвигал её самостоятельно в интернете, эффект был бы гораздо выше. Владелец знает, как продавать свой продукт, знает потенциального клиента, знает, что нужно написать на сайте, чтобы человек позвонил или оставил заявку. Никто лучше вас самих это не сделает. Точнее, сделает, но стоить это будет не 15, а 115 тысяч рублей в месяц. Тогда SEO-специалисты будут вникать в ваш бизнес, общаться с вашими клиентами, чтобы понять, что к чему, и что нужно писать на сайте», - считает Евгений Минин.
Сервис PrAkula создан как раз для тех руководителей и владельцев бизнеса, которые понимают, что важные процессы в компании должны реализовываться самыми заинтересованными людьми. А кто больше всего заинтересован в успехе бизнеса? Его собственник. Процесс интернет-продвижения может быть делегирован сверху вниз – сначала владелец бизнеса учится продвижению сайта с помощью PrAkula, а потом передаёт эти полномочия кому-то из менеджеров и контролирует его работу.
Сервис настроен на работу с поисковой системой «Яндекс», потому что именно она является лидером по количеству запросов товаров и услуг в России. PrAkula анализирует те сайты, которые сейчас находятся в топе «Яндекса» (первая десятка), и учитывает их показатели. Затем сервис сканирует сайт компании, который нуждается в продвижении, на соответствие ключевым показателям поисковика в данный момент. И выдаёт рекомендации, как улучшить сайт, чтобы он начал двигаться в поисковой подаче вверх.
Сканирование сайта и выдача точных рекомендаций происходят в режиме реального времени. Как только «Яндекс» меняет что-то в формировании топа, сервис это отслеживает и начинает давать рекомендации уже с учётом нововведений
Чтобы понять, какой из параметров сайта стоит менять, используется цветовая кодификация. Зеленый цвет обозначает, что сайт соответствует всем требованиям здесь и сейчас. В этом случае ничего серьёзно менять не надо. Желтый говорит о том, что происходит неполное соответствие, в поисковике сайту будет сложнее подниматься. А красный цвет показывает, с какими параметрами дела обстоят совсем плохо. И подсказывает, что именно и как следует изменить.
«Наша система не просто продвигает сайт. Она заставляет регулярно задумываться над тем, какой написать заголовок или текст для привлечения посетителей», - говорит Евгений Минин.
Первые результаты от пользования сервисом и следования рекомендациям можно увидеть через месяц, уверяет Евгений.
Методика, разработанная командой сервиса PrAkula, применима и для поисковика Google. Но там она оказывается не столь эффективной, как при работе с «Яндексом».
Прежде чем приступить к продвижению с помощью PrAkula, специалисты сервиса советуют произвести анализ сайта. «Прежде чем двигать сайт куда-то, надо проверить, насколько он в порядке. Бывает, что есть какие-то технические ошибки. Например, на странице маленькая картинка, но на самом деле она много весит. Всё это будет тормозить продвижение», - объясняет Евгений Минин.
Аудитом сайтом сервис не занимается. Эту услугу за отдельную плату предоставляют авторизованные партнёры и дилеры PrAkula.
После проверки технических ошибок составляется семантическое ядро – список поисковых слов и сочетаний, наиболее точно характеризующих товар или услугу. По сути это набор запросов, с помощью которых люди ищут нужный им продукт. Составить семантическое ядро пользователь может самостоятельно или заказав консалтинг у авторизованных партнёров и дилеров PrAkula.
В процессе работы пользователь сервиса станет понимать, какие запросы перевести на существующие страницы своего сайта, для каких следует создать новые страницы и чем их наполнить.
«К примеру, если человек пишет в поиске «металлочерепица, цена», то ему нужно показать страницу с общим каталогом черепицы. А если он пишет «металлочерепица, цена за лист», то я веду его на страницу конкретного производителя. Потому что только он выпускает её листами. Показываем, каких размеров и цветов бывают листы, и объясняем, почему выгодно её купить именно у нас. Говорим – у нас на 10% дешевле, чем на производстве. Оплатить можно на месте наличными или карточкой. Создаём триггеры и уникальное торговое предложение», - приводит пример Евгений Минин.
Плюс к этому в режиме реального времени пользователь сервиса видит, соответствует ли его сайт и страницы сайта алгоритмам «Яндекса». А если не соответствуют, то получает подсказку, что и как следует поменять.
В одном аккаунте могут работать одновременно до трёх пользователей. Т.е. не только руководитель, но и его подчинённые, получившие собственные логин и пароль. Войти в личный кабинет в системе и начать пользоваться сервисом можно из любой точки мира.
Сегодня сервисом PrAkula в основном пользуются владельцы и собственники бизнеса, говорит Евгений Минин. Они могут самостоятельно настроить работу сайта наиболее эффективно с точки зрения продвижения и продаж. В этом им может помочь и консалтинг, который за отдельную плату предлагают партнёры и дилеры сервиса.
Некоторые руководители с помощью сервиса контролируют работу своих подчинённых, имеющих к ней доступ, например, менеджеров по продвижению. PrAkula покажет, помогли ли действия менеджеров перевести страницы сайта из красной зоны в зелёную. Если результата нет, то, скорее всего, менеджеры просто ничего не делали.
Точно так же можно контролировать подрядчика, занимающегося SEO-продвижением. Его можно попросить работать по методике программы – тогда очень просто увидеть, делает он что-то или нет.
«Но дело в том, что у каждого сеошника своя методика контроля и оценки. И если предложить ему «работу под контролем», он, скорее всего, откажется – ему это невыгодно. Но компании, работающие честно, вполне открыты подобным предложениям. Такие компании даже могут использовать этот факт в своём продвижении – нас контролирует заказчик, и мы показали подтверждённый его системой результат. Это же бесплатная реклама!» - замечает Евгений Минин.
Сейчас у сервиса PrAkula около 50 активных пользователей, всего с момента запуска проекта через него прошло свыше 300 сайтов-клиентов
95% клиентов – владельцы бизнеса и предприниматели, которые хотят увеличить продажи. Остальные 5% - студии и компании, которые занимаются SEO-продвижением.
Сервис PrAkula доступен пользователям на 6 месяцев за 81 тысячу рублей и на 3 месяца за 36 тысяч рублей. Однако трёхмесячный доступ предоставляется только в рамках спецпредложений.
Например, сейчас такое предложение сделали компаниям, работающим с кровлей. Зима – это не сезон для продажи таких стройматериалов. И у компаний, специализирующихся на них, физически не так много денег в этом время. Но они уже сейчас начинают подготовку к высокому сезону и хотят вывести свои сайты в топ запросов, внося в нихо изменения и отслеживая сайты конкурентов.
Приобрести право доступа к сервису можно через сеть официальных партнёров. Это, как правило, профессионалы в продажах и маркетинге. У них довольно часто есть дополнительные бонусы и акции.
Доступ к сервису на один или два месяца не предоставляется. Александр Полищук, основатель компании «Акула Веб» и сервиса PrAkula, решил отказаться от такой практики после негативного опыта. Как правило, те, кто покупал месячное пользование, быстро утрачивали интерес к работе с системой. И через месяц они не продлевали доступ.
«Мы знаем, что когда клиенты просят установить программу на месяц, у них нет намерения работать с ней. Те, у кого есть намерения, соглашаются подписаться на шесть месяцев и не просят более коротких вариантов. Хотя могут просить скидку, но это другой вопрос», - рассказывает Евгений Минин.
Когда во время переговоров потенциальный клиент хочет увидеть, как работает PrAkula, ему предоставляют такую возможность. Потенциального клиента просят прислать адрес сайта и ключевое слово, по которому его хочет продвигать владелец. Страница сайта и ключевое слово загружаются в систему, а затем через Skype показывают клиенту результаты сканирования.
«Дальше объясняем: заголовок h1слишком короткий – не хватает 20 символов. Подзаголовков на странице два, а надо пять. Общая их длина 46 символов, а надо 98. Таким образом, мы делаем клиенту презентацию продукта на примере его же сайта», – объясняет Евгений Минин.
Некоторые потенциальные клиенты, не разобравшись до конца в предложении PrAkula, ошибочно полагают, что продвижением их сайта будет заниматься команда проекта или партнёр, у которого приобретается доступ к сервису. И для них становится неприятным сюрпризом, что заплатив 13,5 тысяч рублей в месяц за пользование сервисом, они сами будут ответственны за SEO-продвижение.
Многие пытаются отказаться от этого, ссылаясь на собственную занятость или отсутствие необходимых знаний в маркетинге. Но команда проекта объясняет, что для работы с их продуктом не надо владеть особой информацией – сервис будет сам выдавать все необходимые подсказки. И работа с ним занимает не весь рабочий день, достаточно пары часов в день для достижения результата.
Вторая трудность – потенциальным клиентам бывает сложно объяснить, почему не стоит тратить те же 10-15 тысяч рублей на оплату труда привлечённого SEO-специалиста, а лучше заплатить их за доступ к PrAkula
Случается, что клиенты через какое-то время считают, что достигли нужного им результата, и решают больше не платить за доступ к сервису. Но месяцев через 6-7 они возвращаются. «Интернет и рынок не стоят на месте, меняются пользователи и конкуренты. 10 лет назад можно было продвинуться в топ ссылками и «зависнуть» там надолго, а сейчас так не получится. «Яндекс» будет тебя выкидывать оттуда», - объясняет Минин.
Евгению и его коллегам часто задают вопрос: «Как «Яндекс» «понимает» сайт и продвигает его?» Основной показатель, который учитывается «Яндексом» – наличие или отсутствие «целевого действия», то есть нажатия пользователем кнопки «отправить заявку» (или «связаться с менеджером»). Также Яндекс «видит» все показатели поведения пользователей на сайтах: сколько времени человек провёл на сайте, сколько сайтов он одновременно просматривал и какие сразу закрыл.
Допустим, есть несколько сайтов на интересующую пользователя тему, и все они в топе. Пользователь в таких случаях обычно открывает несколько сайтов и сравнивает предложения. После чего он оставляет два-три из них, среди которых и делает финальный выбор. Если по запросу «купить арбуз» клиент открыл 10 сайтов, и какие-то из них закрыл в числе первых, значит, эти сайты не соответствует запросу «купить арбуз». «Яндекс» все эти метрики тоже видит.
«Яндекс» ещё 2 года назад объявил: сайты нужно делать не для продвижения, а для людей, тогда они будут продвигаться. Сайты должны быть релевантны запросу. Если цель сайта – продать арбуз, сайт должен продавать арбузы, а не давать советы по их выращиванию», - говорит Евгений.
Команда проекта PrAkula хочет продолжить работу по популяризации сервиса. Александр Полищук довольно часто выступает на конференциях и семинарах по интернет-маркетингу и SEO-продвижению. На этих мероприятиях он рассказывает про сервис, его методологию и идею. Предполагается продолжить эту работу, а также активно вовлечь в неё партнёра по продвижению – Евгения Минина.
«Я пользовался нашей системой на протяжении семи месяцев не как партнёр, а как клиент. Так что на той стороне баррикад я тоже побывал, и знаком с системой как пользователь. Мне, как активному пользователю, проще доносить до потенциального клиента выгоду от пользования этой системой. Я хорошо понимаю её изнутри: как это работает и что это может дать предпринимателю. Кроме того, я знаю страхи предпринимателя и хорошо понимаю, что ему хочется», - замечает Евгений.
В будущем будет изменён и сам сервис, у него появится больше опций и инструментов. Например, добавится прогноз точного времени продвижения – пользователь будет понимать, через сколько сайт появится в топе «Яндекса». Также появятся опции, добавленные по просьбе пользователей.
Также в планах – создать специальную версию продукта для веб-студий, так как у них выше запросы и требования. Сейчас основной упор делается на разработку полностью автоматической версии системы PrAkula, которая позволит сэкономить силы и бюджет большим информационным порталам и федеральным интернет-магазинам.
Как устроен сервис по выбору подрядчика для малого бизнеса.
Как устроен сервис поиска клиентов в социальных сетях.
Как устроен сервис контроля за работой сотрудников.