«Еда рядом»: от коровы - до квартиры

Прочтёте за 5 мин.

Как устроен региональный интернет-магазин фермерских продуктов

IT-инструменты, которые используются в проекте Еда рядом

  • 1С-Битрикс
  • Jivosite
  • Instagram

До запуска интернет-магазина «Еда рядом» его основатель Сергей Бажин работал в одной из телекомпаний Барнаула – делал программу об интересных алтайских продуктах. После того, как получил множество недоумённых откликов – ну вот показываешь ты нам эту еду, а где её купить?! – Сергею и пришла в голову мысль о запуске сервиса доставки фермерских продуктов. О том, как устроен проект «Еда рядом» и почему его основатель отошёл от активной работы в нём, порталу Biz360.ru рассказал Сергей Бажин.

Досье

Сергей Бажин, 32 года, предприниматель из Барнаула, соучредитель сервиса доставки фермерских продуктов  «Еда рядом». Окончил АлтГУ, факультет журналистики. В 2001-2006 гг.  работал на радио, потом ушел на телевидение, где трудился до 2013 года. После этого занялся проектом «Еда рядом», а также создал собственный видеопродакшн, разрабатывал коммерческие проекты для ТВ. Сейчас занимается маркетинговыми исследованиями, а также созданием рекламного агентства полного цикла.

Сергей Бажин

Сошёл с экранов

Сервис «Еда рядом» родился в 2013 году из кулинарного телешоу. Его автор, телеведущий Сергей Бажин, решил интересно рассказывать об интересных продуктах Алтайского края. «Почему-то о наших продуктах раньше рассказывали только в формате привесов и надоев. И в целом они были неизвестны, - говорит Сергей. – Я пришёл к тому, что для хорошей программы нужно ехать непосредственно к фермерам, которые делают продукты. И стал ездить. Получил отклики: ну показываешь ты нам эту еду, а что толку? Всё равно она для нас недоступна – купить её почти негде. Около года меня постоянно спрашивали о конкретных вещах – где достать этот сыр, где купить этот мёд. Так начала созревать бизнес-идея».

В декабре 2013 года заработал сайт проекта. Бажин запустил его с партнёром-инвестором, имени которого не раскрывает. Со временем этот партнёр сменился на другого, тоже тайного. За всё время работы «Еда рядом» не привлекала никаких сторонних средств - ни государственных, ни кредитных.

Однажды проект признали лучшим на первой в регионе ярмарке стартапов, благодаря чему у него появилась возможность взять до 10 млн. рублей кредита под льготный процент в «Промсвязьбанке» (банк был партнёром ярмарки). Но владельцы решили обходиться и дальше своими силами.

Воспользовались лишь поддержкой местного бизнес-инкубатора: он предоставил фирме помещение. Оно, впрочем, не вполне отвечало потребностям компании – по словам Сергея, ему сразу пришлось снять другой офис. В итоге за время работы фирма перепробовала около четырёх площадок: то не устраивали условия аренды, то не подходила площадь, то неудобно было грузить товар. К настоящему моменту наконец нашли полностью подходящее помещение, где разместили склад, комнату для фасовки, шоурум и офис.

Еда рядом

Для старта потребовалось около 600 тысяч рублей. Прежде всего потратились на сайт: он обошёлся в сумму порядка 350 тысяч рублей. Его создавали индивидуально под задачи «Еды»: нужно было объединить на нём информационную часть и интернет-магазин. «Это сейчас такое в порядке вещей, а тогда на нас смотрели с удивлением. Но такой подход дал свои результаты: материалы, которые мы размещали, цитировали, и это повышало позиции сайта в поисковиках», - говорит Сергей Бажин.

Также для работы со свежими продуктами потребовалось качественное холодильное оборудование. Не сразу удалось найти рефрежиратор, подходящий под задачи проекта. По задумке, фермеров нужно было избавить от перевозки продуктов: «Еда рядом» должна была увозить их в Барнаул прямо от изготовителя. В итоге «холодильник на колёсах» сделали фактически самостоятельно: нашли фургон для перевозки грузов и установили там холодильное оборудование. Также потребовались холодильники на склад. Продукты привозят вечером, и они ночуют на складе в оптимальных условиях перед тем, как поедут к заказчикам.

Деревенский вояж

В команде «Еды рядом» - семь человек (не считая учредителей): управляющая,  менеджеры, фасовщики, водители. Но поначалу владельцы фасовали продукты сами, и сами же искали партнёров-фермеров.

Этот поиск был достаточно трудоёмким: никакой информации о сельских поставщиках в интернете не было. В Алтайском крае на сегодня осталось всего четыре района, куда учредители «Еды» не съездили бы лично в поисках фермеров. Поначалу производители сельхозпродукции смотрели на основателей нового сервиса доставки с недоверием. Раньше всю свою продукцию они продавали сами, как правило, без посредников. Но после долгих объяснений и переговоров алтайский сервис доставки всё же обзавелся поставщиками.

После турне по краю стартаперы отметили на карте, где создают больше всего интересных продуктов. «Их, конечно, больше ближе к Горному Алтаю, поскольку это туристическое направление, - комментирует Сергей Бажин. - Фермеры там ведут себя более активно и заинтересованы делать больше аутентичных товаров. Они ориентируются на туристов и делают не только молоко для молокозавода, но также, скажем, творог, сыр, масло и т.п. Например, у нас есть семья Кокориных, которые изначально принимали в своей сельской усадьбе туристов, а потом прославилась своими авторскими сырами».

В ассортименте интернет-магазина «Еда рядом» - порядка 500 позиций

Сегодня у сервиса около 30-40 постоянных партнёров (их количество «плавает» из-за сезонности). Всего в базе у владельцев интернет-магазина около сотни фермеров, из  которых кто-то ушёл сам, а кого-то отсеяли владельцы. Вся продукция раз в неделю сдаётся на анализ в лабораторию: молоко проверяется на наличие антибиотиков и растительных жиров, овощи - на наличие пестицидов и т.д. Если качество продукции менялось в худшую сторону, с поставщиком прощались.

Сезонность оказалось первой проблемой на пути развития проекта. Зимой в Алтайском крае возникают сложности с молочной продукцией, так как коровы не пасутся и дают меньше молока. Поэтому многие сворачивают или сильно урезают производство масла, творога и других продуктов. Также бывают периоды межсезонья по рыбе – когда с берега рыбачить ещё нельзя, а со льда уже нельзя. К апрелю «проваливаются» свежие овощи. А вот мясо и хлеб не зависят от смены времён года.

Еда рядом

По словам Сергея Бажина, к настоящему моменту сезонность уже не так сильно бьёт  проекту, как раньше. «А поначалу было так: наступила зима – мы убрали половину ассортиментного ряда», - вспоминает он. Сейчас систему отладили так, что если один фермер не может что-то доставить, то заказ оперативно можно передать другому. Ассортимент интернет-магазина в целом - около 500 позиций, но одновременно столько товаров на сайте по-прежнему не бывает.

Остались дома

Расцвет «Еды рядом» пришелся на 2015 год. Тогда оборот компании вырос в десять раз (точную сумму соучредители не раскрывают, как и динамику объёма реализуемой продукции – прим. редакции).

«Свою роль сыграли продуктовые санкции, - отмечает Сергей Бажин, - но главное – мы начали работать более системно. Мы наладили работу с клиентской базой: изучили, кто делает заказы постоянно, и начали этих людей систематически «обрабатывать», созваниваться. Более рационально стали подходить к логистике. Раньше могли, например, сделать крюк в 300 км из-за одного заказа мяса марала. Потом решили, что больше так делать не будем. Также начали собирать вокруг себя экспертное сообщество, чтобы покупателям на реальных показателях и примерах объясняли пользу фермерской еды. Начали тщательнее проверять продукцию (на первом этапе такой возможности не было, и порой приходилось работать на доверии, а его не всегда оправдывали)». 

В 2015 году «Еда рядом» прогремела в различных СМИ – и местных, и федеральных, и даже иностранных. Про алтайский камамбер и пуэр от «Еды рядом» рассказывали Forbes, НТВ и даже зарубежные медиа в Италии, Англии и Китае.

Средний клиентский чек сервиса «Еда рядом» - 1500-1800 рублей

Тогда же проект попробовали масштабировать. Но сделать это не получилось ни напрямую, ни по франшизе. «Мы отправляли продукцию в разные города России. И заказы были из разных её уголков, география насчитывала около 30 регионов, - рассказывает Сергей Бажин. - Но со временем мы поняли, что это отнимает слишком много сил, а выхлоп небольшой. К тому же мы не всегда могли проконтролировать качество, и периодически получали претензии. Поэтому мы свернули эту практику и сосредоточились на Барнауле».

Так же сложились дела и с франшизой: партнёры в других регионах, которые хотели бы развивать  бренд «Еда рядом», не всегда могли обеспечить качество продуктов. Также далеко не везде есть такой выбор деревенского продовольствия, как в Алтайском крае.

Еда рядом

Сейчас, помимо Алтая, поставки идут в Москву и Новосибирск. В столице, в частности, очень интересуются мясом марала, а также мёдом и  бальзамами. Но в общих продажах число таких заказов незначительно.

Любопытно, что сервисом очень  интересуются в США: оттуда пятая часть всех посетителей интернет-магазина. Однако как это монетизировать, пока неясно. «Поэтому в обозримом будущем «Еда рядом» - это только алтайские продукты», - резюмирует Сергей Бажин.  

Вышли в плюс

Проект начал приносить прибыль примерно год назад. Как замечает Сергей Бажин, «она небольшая». Он говорит, что сейчас компания работает сама по себе и сама себя обеспечивает: «Я отошёл в сторону, занят другим проектом. Развитием «Еды рядом» занимается управляющая», - говорит предприниматель.

Уже около года владельцы сервиса не вкладывают средств в его рекламу. Поначалу бюджет на это был - деньги инвестировали в баннерную и контекстную рекламу, около 30 тысяч рублей в месяц. Помимо этого вели группы в соцсетях. Поначалу хорошо сработали «Одноклассники», потом клиентский поток плавно перетёк в Instagram, а вот в «Вконтакте» отклик был невелик.

Но в итоге пришли к тому, что количество заказов растёт в основном за счёт «сарафанного радио» – а реклама как таковая работать перестала. «Проблема в том, что менталитет по-прежнему не даёт многим местным жителям заказывать еду в интернете. Люди переходят на наш сайт с рекламного баннера, но ничего не покупают, - констатирует Сергей Бажин. - У них нет друга, который мог бы поручиться – да, это клёвые продукты. К нам в основном приходят по рекомендации».

Еда рядом

Сергей Бажин полагает, что для очередного рывка проекту нужны глобальные инвестиции. Этот рывок, скорее всего -  выход в офлайн, создание торговых точек. Но пока это идеи, а не планы. Сейчас у «Еды рядом» есть только одна точка самовывоза, но это всё же просто дополнение к онлайну. А оффлайн-магазины сработали бы как раз на ту массовую аудиторию, которая пока не решается покупать еду в интернете. Таких на Алтае большинство, а за его пределы сервис в ближайшее время не шагнёт.

Для «Еды рядом» ориентиром был московский проект LavkaLavka. Сергей Бажин даже общался с бывшим финдиректором компании Денисом Скрипкой. Но преимущество перед федеральным аналогом  у алтайской «Еды» то же, что и недостаток: продавать в итоге получается только алтайские продукты. Это не даёт возможности выйти на московские масштабы «Лавки», хотя и делает алтайский проект уникальным.

При этом Сергей отмечает, что сейчас продажи у «Еды» гораздо выше по сравнению с пиковым в медийном смысле 2015-м. Средний чек составляет 1500-1800 рублей. «Да, мы не пробуем себя в новых направлениях, но работы у нас стало гораздо больше, - говорит он. - Да, сейчас у меня другие приоритеты. Но «Еда рядом» всё равно любимое детище. Когда мы с партнёром увидим, что выбранная схема перестала работать, будем искать другой путь развития».

Сергей Бажин

Читайте также:

Экологически чистая доставка: продукты едут на электроскутере.
Как устроен сервис доставки продуктовых наборов.
Как прошёл бизнес-год для игроков food-индустрии.

15 мая 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов