Открыть салон красоты может человек без управленческого опыта или финансового образования. Но вывести заведение на регулярную и прогнозируют прибыль без использования инструментов финансового планирования вряд ли получится. О том, как навести порядок на «внутренней кухне» салонного бизнеса и на какие финансовые показатели следует обращать внимание, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Ирина Михина, основатель академии Beauty Education №1.
Ирина Михина – основатель колористической студии
MY•IRIS в Туле, создатель online-академии
Beauty Education №1. Победительница ТВ-программы «Битва салонов» на телеканале «Пятница», участница шоу «Рогов+» на канале «СТС». Финалистка конкурса «Top-салон Estel», спикер и тренер компаний L'Oréal Professionnel и Estel Pro. Амбассадор сервиса онлайн-записи клиентов YCLIENTS.
В российской бьюти-индустрии сложилась одна устойчивая тенденция: основателями или управляющими салонов красоты часто становятся бывшие мастера салонного сервиса. Как правило, они не имеют финансового образования или управленческого опыта. Их салоны могут оказывать действительно качественные услуги, но в то же время существенно проседать в прибыли или терпеть убытки из-за банальной финансовой халатности.
Первый год работы салона красоты считается решающим. Удержится бизнес на плаву или освободит место для более сильных игроков, показывает именно этот период. Критически сложными считаются первые 3-6 месяцев, когда все средства и ресурсы брошены на закупку оборудования, инструментов и инвентаря, аренду помещения, привлечение клиентов и заработные платы персоналу на полу-холостых продажах.
В этот период предприниматель прощупывает каналы взаимодействия с целевой аудиторией и тестирует разные гипотезы. А это затратно. И если за первые несколько месяцев работы салон смог прийти в точку безубыточности – это считается хорошим стартом.
Спешу разочаровать тех, кто считает, что кассу, расходы и налоги можно спокойно вести на подручных бумажках или в тетрадях. Отсутствие управленческого и финансового учёта в салонах красоты приводит к убыткам и закрытию проекта.
-
Неправильный расчёт дохода, при котором оплата услуг клиентом определяется как прямая прибыль.
-
Пассивно-активная роль владельца. На старте нужно максимально вовлекаться в каждый процесс. Только через один-два года чёткой и слаженной работы может появиться возможность выйти в роль владельца и нанять управляющего.
-
Хаотичные расходы – траты, которые не имеют рациональных критериев учёта и не закладываются в себестоимость услуги.
-
Кассовые разрывы, которые систематически закрываются дотациями из собственного кармана владельца, кредитами или займами.
Чтобы повысить выручку и увидеть реальное положение дел в бизнесе, нужно обязательно уметь считать финансовые показатели и ориентироваться в статьях доходов и расходов. Владение языком финансов – ключевой навык любого успешного руководителя и собственника бизнеса.
Чтобы оценить конкурентоспособность и рентабельность салона красоты, необходимо просчитать базовые финансовые показатели его экономической деятельности. Это не требует особых навыков, весь процесс можно разделить на несколько этапов.
1. Сбор аналитики по всем возможным статьям доходов и расходов. Необходимо подсчитать, сколько выручки поступает в кассу за конкретный период (неделя, месяц, квартал, год) и за какие услуги, какие суммы уходят на оплату труда мастеров, покупку расходных материалов, аренду, коммунальные и любые другие платежи.
2. Подсчёт ресурсов, доходности и прибыли. Как правило, салоны имеют небольшое количество статей доходов/расходов и достаточно простой учёт, выручка признаётся в день поступления денежных средств в кассу.
Если вы используете CRM-систему (специальная программа, помогающая контролировать работу сотрудников, вести учёт клиентов и продаж), можно сформировать и проанализировать эту информацию в виде готовых отчётов.
Также базовые показатели можно рассчитать с помощью онлайн-калькуляторов или вручную по следующим формулам:
-
Чистая прибыль = общая выручка минус затраты на расходные материалы, заработную плату мастерам, аренду помещения, амортизация оборудования, налоги и коммунальные платежи.
-
Максимальная загрузка салона красоты: количество рабочих мест/мастеров х среднюю стоимость услуги х максимально возможное число клиентов в день х количество рабочих дней в выбранном периоде. Например, максимальная дневная выручка мастера маникюра рассчитывается так: 5 мест х 5 маникюров в день х 1200 рублей. Месячная выручка по парикмахерским услугам: 3 кресла х 8 клиентов в день х 2000 рублей х 30 дней. К этому показателю стоит также добавить планируемые допродажи на 10-30%, которыми могут быть средства для домашнего ухода после процедуры.
-
Фактическая загрузка салона красоты: считаем реальную загрузку по каждому рабочему месту (или кабинету) и вычисляем среднее значение.
-
Рентабельность бизнеса: полученный размер чистой прибыли делим на сумму общей выручки (до вычета всех расходов) и умножаем на 100%. Принято считать, что минимальный порог доходности салона красоты должен быть не ниже 20%.
-
Точка безубыточности позволяет понять, сколько нужно оказывать услуг и какой стоимостью, чтобы салон мог закрывать постоянные расходы. Она рассчитывается так: общую сумму постоянных затрат нужно разделить на чистую прибыль.
3. Понимание, что происходит с бизнесом: прибыльный он или неприбыльный, какой оборот денег и проходимость клиентов, какие услуги наиболее востребованы, а какие направления терпят простой.
После оценки реальной картины бизнеса, можно переходить к следующему этапу – чёткому планированию будущей работы.
После сбора аналитики и расчёта ресурсов объекта, можно предметно оценить, как и в каком ритме способен развиваться салон. С того момента, как предприниматель начинает планировать деятельность своего бизнеса, он может прямо влиять на свою прибыль.
- Например: чтобы выйти из кассового разрыва в уверенный плюс, в следующем месяце нужно привлечь на 30% клиентов больше. Появляется видение, какая услуга салона пользуется хорошим спросом, приносит стабильную прибыль и может оцениваться дороже, а какая нуждается в дополнительном продвижении – выгодной акции или рекламе.
Внедрить финансовое планирование не так сложно, как может показаться: именно с его помощью бизнес станет понятным и прозрачным, обретёт стабильность и прогнозируемость.
Если вам сложно разбираться в нюансах бухгалтерского или финансового учёта самостоятельно, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам или привлекать подготовленные кадры на постоянной основе.
Если подходить к ведению бизнеса со всей ответственностью и действительно вовлекаться в процесс, кругленькие цифры на вашем счёте не заставят себя долго ждать, а вложенные труды и усилия обязательно окупятся.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».