Финансовая модель компании: в чём её суть, зачем она нужна и как составляется

Прочтёте за 5 мин.

«Чем больше метрик, тем сложнее управлять моделью»

IT-инструменты, которые использует Наталия Котова

  • Metabase
  • 1С:Бухгалтерия
  • Microsoft Excel

Для успешного развитии компании ей необходим план, который затрагивает различные аспекты деятельности и устанавливает желаемые результаты. Но план не абстрактный, а учитывающий реальные показатели бизнеса. Одним из инструментов для решения этой задачи может стать финансовая модель компании. О том, как создавать финансовую модель, в своей статье для портала Biz360.ru рассказала Наталия Котова, финансовый директор сервиса курьерской доставки Broniboy.

Досье

Наталия Котова – финансовый директор сервиса доставки Broniboy. Имеет два высших образования – экономическое и лингвистическое, а также более чем 20 летний опыт финансового и инвестиционного управления, автоматизации управленческого учёта, управления проектами в таких сферах, как телекоммуникации, строительство, консалтинг, ресторанный бизнес.

Наталия Котова

Зачем и кому нужна финансовая модель

Финансовая модель – это инструмент для руководящего состава компании и аналитиков. С её помощью можно оценить эффективность принятия того или иного решения, а также спрогнозировать развитие бизнеса. Данные финансовой модели отражаются в бизнес-плане и являются важнейшими маркерами при оценке проекта. 

Финансовая модель компании помогает: 

  • спрогнозировать выручку, денежный поток, прибыль;

  • просчитать, как отразится изменение тех или иных метрик на доходности бизнеса;

  • спрогнозировать, как будет развиваться компания и за счёт чего. 

Важно построить финансовую модель так, чтобы она была не просто расчётной таблицей, а стала инструментом для принятия правильных решений. 

Для кого предназначается финансовая модель: 

  • внутренние подразделения компании;

  • внешние заказчики (например, франчайзи, если у вас есть франшиза);

  • акционеры;

  • инвесторы или кредиторы. 

Набор метрик, которые используются для построения финансовой модели, сложность и структура самой модели, а также её внешний вид зависят от того, для кого она предназначена. 

Например, в Broniboy существуют небольшие рабочие модели для расчёта изменений тарифов курьеров в привязке к изменению их оттока. С помощью этих моделей можно достаточно быстро спрогнозировать как новую себестоимость, так и увеличение или снижение затрат на найм курьеров. 

Или другой пример. Я работала в компании, продающей в том числе франшизы. В этой компании для партнёров был составлен шаблон модели развития, но в индивидуальном порядке мы добавляли нестандартные возможности. Так, один из партнёров хотел видеть результирующие показатели только за выбираемое количество месяцев, а не за весь прогнозный период. 

Выбираем набор управляемых метрик и результирующие показатели

На данном этапе важно отобрать только те метрики, изменение которых может сказаться на результате в целом, а также определить, какие показатели нужны для принятия решения. 

Почему это важно. Чем больше метрик, тем сложнее управлять моделью. Если это рабочая модель, то лишняя информация будет только отталкивать пользователя от инструмента – может рассеяться внимание и уйти больше времени на принятие решения. Такой моделью не станут пользоваться. 

Определяем структуру модели

На российском рынке представлено несколько программных продуктов, которые можно использовать для инвестиционного анализа. В их основе –шаблоны, которые позволяют смоделировать бизнес-план и провести инвестиционный анализ. В некоторых программах предусмотрена вариативность сценариев. 

С одной стороны это позволяет сэкономить время и деньги на индивидуальную модель, с другой – сложно учесть особенности бизнеса, так как все сферы деятельности разные. Также готовые программные продукты не позволяют оперативно перестроить модель в случае изменения стратегии. 

Поэтому часто для построения финансовой модели используют наиболее универсальный инструмент – Excel, который позволяет оперативно вносить любые изменения в структуру, добавлять или исключать какие-либо параметры. 

Для простых рабочих моделей достаточно одного листа Excel, где будет отдельный блок для ввода данных и блок для результирующих показателей. Желательно, чтобы они находились параллельно друг другу. Это позволяет видеть, как изменение того или иного параметра влияет на результат. 

Для акционеров и инвесторов, как и для кредиторов, строятся более сложные финансовые модели. Можно придерживаться следующей структуры: 

Лист «Исходные данные и допущения». На этом листе вводятся основные параметры, влияющие на изменения финансовой модели. Чтобы легче было ориентироваться, данные можно разбить на разделы:

  • Временные шкалы.

  • Макроэкономические показатели: темпы инфляции, изменения курса валют, индекс ставки зарплат, индекс сезонности и т.д.

  • Продажи – распределяются по направлениям бизнеса и группам продуктов/услуг (в зависимости от структуры бизнеса): план продаж в количестве, цена, отток/приток и т.д.

  • План маркетинга – задаётся бюджет маркетинга, CAC, изменение клиентской базы и т.д.

  • Затраты – задаётся себестоимость продаж, постоянные затраты. Для удобства использования себестоимость продаж можно включить в раздел «Продажи».

  • Налоги – указываются ставки налогов по заработной плате, в соответствии с налоговыми режимами, а также критерии, при которых происходит переход с одного налогового режима на другой (например, с УСН на ОСНО).

  • Ставки дисконтирования и мультипликаторы – указываются ставки, определяющие стоимость собственного капитала. Желательно давать ссылки на источник, который использовался для определения ставки.

Дальнейшая работа по листам может идти в таком порядке: 

  • Лист «Продажи».

  • Лист «Себестоимость» (при небольшом объёме можно совместить с листом «Продажи»).

  • «Когорты» (если применимо).

  • Лист «ФОТ».

  • Лист G&A (General & Administrative Expenses) – общехозяйственные расходы.

  • Лист «Маркетинг» – коммерческие расходы.

  • Лист R&D (Research & Development Expenses) – расходы на разработку.

  • Лист «Оценка компании».

  • Лист «Бюджеты» – на данном листе собираются данные со всех листов в консолидированный бюджет «Доходов и Расходов», а также бюджет «Движения денежных средств и Баланс».

  • «Результирующий лист» и «Инфографика» – этот лист чаще всего предназначен для презентации инвесторам. На нём собраны результирующие показатели в динамике, отражающие развитие компании.

Каких ошибок нужно избегать при составлении финансовой модели

За многолетнюю практику мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда проделанная работа не приносила желаемого результата. На финансовую модель уходило много времени или компания получала готовый вариант, пользоваться которым было сложно. В итоге приходилось либо переделывать, либо досчитывать в полуручном режиме. 

На что следует обратить внимание: 

  • Финансовая модель должна строиться под запросы пользователей и отвечать на конкретные вопросы.

  • Финансовая модель должна быть проверяемая – нужно исключить сложные формулы, запутанные связи между листами и данными, перекрёстные ссылки (когда один и тот же параметр отражён в нескольких местах и данные для последующих вычислений берутся в хаотичном порядке, а не из одного источника). Хорошо, если будут добавлены проверочные формулы, показывающие, что все данные собраны корректно и ничего не пропущено.

  • Не стоит сильно детализировать исходные данные – это усложнит расчёт и управляемость модели, а эффект будет несущественный. Мы делали детализацию по тарифам и подтарифам, делили группы услуг на направления, направления на группы и подгруппы. В результате сложный расчет, много вводимых параметров, а влияние на итоговый финансовый результат +/– 1-2% в сравнении с усреднёнными показателями.

  • Модель должна быть ориентирована прежде всего на её приоритетных пользователей. Например, если модель создаётся для акционеров, которые сами хотят в ней что-то менять, то можно сделать лист «Управление», на котором вывести не более 3-5 управляемых показателей и укрупненные результаты: объём продаж, выручка, валовая прибыль, EBITDA, чистая прибыль, дивиденды. Если применимо, то объём финансирования, точки безубыточности, срок окупаемости, стоимость компании.

  • Модель должна быть легко масштабируема, чтобы можно было продлевать во временном периоде и добавлять как города/регионы, так и направления/группы продуктов/услуг.

  • Обязательно сделайте инструкцию, если моделью будет пользоваться кто-то кроме вас. Защитите ячейки, которые нельзя менять

Ошибки в финансовой модели могут привести к критичным последствиям. Например, вы некорректно посчитали расходы, закрыв какое-то направление из-за его низкой эффективности. Однако оно было прибыльным и при дальнейшем развитии могло принести доход. Занижение стоимости компании – тоже негативные последствия. Это существенно для акционеров и собственников, когда идёт речь о продаже компании. Если проводить расчёты некорректно, то у проекта появится дефицит денежных средств и образуются кассовые разрывы. 

Как могут выглядеть финансовые модели

Пример простой финансовой модели для франшизы ресторана на одном листе:

Финансовая модель

 Расчётная часть:

Финансовая модель 

Более сложный пример – финансовая модель для франшизы сервиса доставки еды, которая состоит из нескольких листов: исходные данные, расчёт, когорты и результирующий лист. 

Финансовая модель

Финансовая модель

Наш опыт

Стратегическая модель развития Broniboy является для нас важным инструментом управления. По ней мы отчитываемся перед акционерами, ставим планы подразделениям и отслеживаем, как они соотносятся с фактом. Это позволяет быстро корректировать модели продаж, управлять себестоимостью и своевременно принимать решения по оптимизации затрат или их увеличению по определенным статьям бюджета. 

Мы также используем небольшие операционные модели, на основании которых принимаем решение – как сделать направления бизнеса более управляемыми и экономически эффективным, какие из показателей поставить в KPI руководителям, а какие убрать. 

Сейчас наша цель – сделать каждое направление бизнеса и город прибыльными, поэтому мы в первую очередь следим за показателями прибыли. Любое решение мы сначала просчитываем, делаем анализ чувствительности к тому или иному параметру, и только потом внедряем. 

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

19 июля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов