«Нарисовано Леной, связано мамой» - такой слоган встречает посетителей интернет-магазина творческой мастерской «Свитерама». Татьяна Трофимова всю жизнь вязала. Её младшая дочь Елена, сначала неохотно носившая сделанные вручную вещи, выросла и не только полюбила связанные мамой свитера и шапочки, но и сподвигла её открыть свой бизнес. Татьяна и Елена Трофимовы рассказали порталу Biz360.ru о том, как их семейная мастерская ищет свой путь в малом бизнесе.
Татьяна Трофимова, 57 лет; Елена Трофимова, 29 лет; предприниматели из Томска, основатели творческой мастерской «Свитерама» (производство авторских вязаных изделий). Татьяна окончила Томский политехнический университет по специальностям «инженер-теплотехник» и «экономист». Елена окончила Томский государственный университет по специальности «графический дизайн». Семейный бизнес мама и дочь запустили в 2016 году.
Всё началось с Ван Гога
Татьяна Трофимова из Томска по образованию экономист, большую часть жизни работала на кого-то: сначала трудилась на заводе, потом в частных фирмах. А в свободное время вязала. И перед самым выходом на пенсию вместе с дочерью они начали семейное дело.
«Где-то связать было дешевле, чем покупать в магазинах, где-то было проще связать, чем найти. Я вязала для своих детей кофточки, носочки, варежки, шапочки - всё что угодно. А примерно за год до выхода на пенсию захотелось чего-то нового, и я купила вязальную машину», - говорит Татьяна Трофимова. Причём о бизнесе наша героиня сначала не думала - купила машину, чтобы возможностей для творчества стало больше. Осваивать новую технику ей пришлось с нуля.
Партнёр Татьяны в семейном бизнесе - младшая дочь Елена. Она сама только учится работать на машине. Ленина часть работы - придумывать рисунки. «В детстве мне казалось, что купленные в магазине вещи лучше, чем мамины. Но, к счастью, я повзрослела, поумнела. А теперь мне самой хочется делать что-нибудь необычное, немассовое», - говорит Елена.
Дочь уговорила маму сначала купить вязальную машину, а потом начать делать вещи не только для себя и домашних, но и на заказ. «Началось всё с того, что нам нужно было отблагодарить знакомую за помощь. Вместо расчёта деньгами она попросила сделать свитер для своего парня. Но не простой, а с картиной - автопортретом Ван Гога с отрезанным ухом. Свитер получился отличный, мы получили много приятных отзывов из соцсетей», - говорит Татьяна.
«В этот момент мы поняли, что людям интересны подобные свитера с необычными рисунками. Первыми вещами, которые мы связали на машине, были шапочки с мелким рисунком. Мы раздарили друзьям целую кучу таких шапок. Когда решили заняться вязанием более серьёзно, придумали название, нарисовали логотип и решили выпустить первую небольшую коллекцию свитеров с фруктами. Когда она была готова, сделали фото, сняли на видео. Нам понравился и процесс, и результат, захотелось продолжать», - добавляет Елена.
Название бренда придумали сами. К нему было несколько требований: хотелось, чтобы оно было простым и легко писалось транслитом, поскольку сразу ориентировались на продвижение в соцсетях.
«Подумали, что «свитер» в названии - неплохо, потому что сразу наводит на мысли о чём-то домашне-уютном. Так пришли к названию «Свитерама». Уже после того, как мы запустились, сталкивались с тем, что нас часто называют «Свитермама». Но это тоже не противоречит тому, как у нас всё устроено», - с улыбкой говорит Елена.
Сейчас «Свитерама» делает свитеры, сумки, шапочки, шарфы, варежки, носочки. Всё с уникальными и не совсем типичными рисунками. Это и отличает их от остальных производителей подобных вещей.
Обязанности между мамой и дочерью чётко поделены. Елена занимается дизайном, организацией работы, продажами и продвижением, а Татьяна - выкройками, оборудованием и всей технологической частью процесса.
Правда, пока Елена не может уделять семейному делу столько времени, сколько хотелось бы. Её основная работа - в дизайн-студии: «У нас скорее творческая мастерская в плане бизнеса, или как бы сейчас сказали – лайфстайл-модель бизнеса. Со всеми плюсами и минусами. Это не просто заработок, а часть жизни».
Запустилась эта семейная мастерская около полутора лет назад. А активно развиваться начала прошлой осенью. Лето 2016 года показало, что этот бизнес - сезонный. Количество заказов в жаркое время снижается. Поэтому в разгар лета 2017 года «Свитерама» выпустила новую коллекцию – с запасом, чтобы успеть её раскрутить.
«Мы попробовали связать детские вещи. Если взрослые могут ходить в майках, то детей обычно даже летом стараются одеть потеплее. Сейчас коллекцию мы только выложили, спрогнозировать, как она пойдёт, сложно. Думаю, что мы приложим усилия, чтобы её прорекламировать», — говорит Елена.
Для того, чтобы поддержать спрос в течение всего года, мама и дочь хотят попробовать делать вещи для интерьера. Например, чехлы на подушки или пледы, которые к сезону никак не привязаны. Правда, Татьяна говорит, что пока по поводу летнего спада не сильно переживает. «Как раз в это время у меня получится изучить все возможности вязальной машины, опробовать другие техники вязания, связать для родных, разработать новые модели», - говорит она.
Первыми клиентами мастерской были друзья, знакомые, друзья друзей. А сейчас вещи «Свитерамы» разлетелись в разные уголки мира. «Один из первых заказов сделали знакомые ребята, которые живут в Австралии. Делали заказ и для жителей Германии. Отправляли посылки в Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Подмосковье. Знакомый ездил на иллюстраторские курсы в Китай и заказал преподавателям в подарок два свитера с логотипами школы - хамелеонами. Он посчитал, что везти бересту или кедровые орехи слишком банально. А свитер - это необычный подарок, и его можно легко связать с Сибирью, потому что это вязанная теплая вещь, а в Сибири, как известно, холодно», - говорит Елена.
Она рассказывает, что при создании коллекций ориентировались в первую очередь на молодых людей, возраста около 20-30 лет. «Но как-то у нас заказывал парень свитер с арбузом для своей мамы. Было и наоборот: одному молодому человеку - местному музыканту - наша первая коллекция показалось слишком яркой. Он попросил поскромнее, и не с фруктами, а с овощем. Сначала говорили про картошку, а в итоге пришли к репке», - добавляет Татьяна.
Свитера в мастерской заказывают часто, несмотря на более высокую по сравнению с магазинными вещами цену, это вещь необычная, таких точно нигде не продаётся, поэтому многим хочется такой свитер, говорит Елена. Но самой большой популярностью, по её словам, в мастерской пользуются шапочки: «Думаю, что цена все-таки играет роль. По сравнению с остальными нашими вещами она самая невысокая».
Свитера, шапки и шарфы - не окончательный ассортимент «Свитерамы», его будут менять и расширять. Например, недавно клиенты спрашивали про трикотажные костюмы - вязаные брюки и кофту. «Пока на машине я такое не вязала, но давно хотела попробовать. Если есть спрос, попробую, как минимум для себя. А дальше посмотрим, что из этого выйдет», - говорит Татьяна.
В ведении дела Трофимовым помогает опыт предпринимательства, который у них был в 2000-х. Тогда они шили постельное бельё и продавали его в своей точке. Если бы не бросили, дело бы пошло, уверена Татьяна. Но тогда, говорит она, прибыльным бизнес так и не стал: его закрыли раньше, чем он начал приносить доход.
«Получилось так, что я осталась без работы, и мы решили попробовать открыть своё дело. Развивали точку два года, а потом мне предложили работу замдиректора в управляющей компании, мы распродали остатки товара, и ещё 10 лет я отработала замом и директором в этой фирме. Думаю, нам просто не хватило времени, если бы мы не бросили это дело, сейчас бы прочно стояли на ногах», - рассказывает она.
Сейчас свою точку открывать не планируют. Более того, почти год «Свитерама» была не только семейным бизнесом, но и домашним. Мастерская работала в квартире Трофимовых. Но в декабре прошлого года бизнес шагнул за порог квартиры - Елена и Татьяна сняли помещение и перевезли туда всё оборудование и пряжу, запасы которой росли в геометрической прогрессии и стали мешать членам семьи.
«Конечно, снимать помещение затратно, дома вязать дешевле. Но и плюсов в этом много. Мы решили, что тут будет не только мастерская, но и шоу-рум. Здесь можно всё спокойно посмотреть и примерить. А домой всех, кто хочет сделать заказ, не приведёшь», - говорит Елена.
Сейчас мама и дочь видят два пути развития своего проекта. Оставаться творческой мастерской или производить дизайнерские вещи большими партиями. Пока они в основном вяжут на заказ. Изготовление занимает в среднем четыре дня. Коллекции, которые они выпускают, скорее демонстрация возможностей. «Мы показываем, что можем вязать с рисунками, и это, конечно, людей привлекает. Многие хотят свитер с индивидуальным рисунком. Я могу нарисовать рисунок, а мама может его воплотить», - говорит Елена.
В пользу того, чтобы остаться авторской мастерской и в тех же технологических условиях делать на индивидуальный заказ более дорогие вещи - спрос на изделия с неповторимым рисунком.
Если идти по второму пути, нужно брать кредиты или привлекать инвестиции. Сейчас вязальная машина в мастерской полуавтоматическая, а нужна будет автоматическая, цена которой начинается от 700 тысяч рублей. «Для покупки промышленной машины, подходящей для серийного производства, думаю, не обойдемся без займов», - говорит Елена.
Один из вариантов, который они рассматривают - государственная программа поддержки малого бизнеса. «Если мы все-таки решим покупать промышленную машину и выпускать свитера большим тиражом, тогда нам нужно быть готовыми к тому, что нужно очень серьёзно раскручивать свой бренд».
Независимо от того, какой путь они выберут, «Свитерама» думает о расширении. Сейчас мама и дочь хотят принять ещё одного человека на производство. «Очень много времени занимает сборка изделия: отпаривать детали, сшивать, делать это аккуратно и красиво. На такую работу нам требуется человек. Так я могла бы успевать гораздо больше. А пока иногда я беру вещи домой и сижу с ними допоздна», - рассказывает Татьяна.
Пока бизнес развивается на те деньги, которые удается заработать с продажи изделий. «Конечно, мы хотели бы больше зарабатывать вязанием, но пока что это не совсем стабильный заработок. В основном прибыль тратим на приобретение дополнительных инструментов или обустройство мастерской», - говорит Татьяна.
Детский свитер от семьи Трофимовых стоит 1900 рублей, взрослый – 3100-3900 рублей, шапочки – 600-1100 рублей, комплект шапочка + шарф – 1400-2100 рублей, гольфины – 1200 рублей. Свитер на заказ стоит от 5 тысяч рублей.
Цена складывается из времени работы, стоимости пряжи и прибыли. Вещи на заказ стоят дороже за счёт того, что рисунок нужно нарисовать, затем перенести его в программу машины и сделать вещь, которую ты ещё никогда не делал. Чем сложнее изделие - тем выше будет цена.
«У меня есть формула в Excel, в которую я заношу вес и цену пряжи, время изготовления. Кроме перечисленного мы закладывали амортизацию машины, стоимость работы дизайнера, расходные материалы и прибыль. Так мы рассчитывает стоимость каждой вещи» - объясняет Татьяна.
Стоимость пряжи - основная часть затрат на изделие. А её качество - один из главных моментов в работе. Когда вещь стоит дороже, чем в масс-маркете, хочется, чтобы она была идеальной, говорит Елена. Поэтому за качеством пряжи «Свитерама» следит строго.
А искали подходящую пряжу методом проб и ошибок. Всё пробовали на себе и своих близких, собирали отзывы у покупателей. Например, сейчас остановились на итальянской пряже. «Каждую пряжу тестируем на предмет того, не красится ли, не закатывается ли, не вытягивается ли. Чтобы не получилось так, что мы продали вещь плохого качества».
«Первый свитер из такой пряжи появился у нашего папы. Я спросила, какой свитер связать, а он попросил с голубым «запорожцем» - это была его первая машина. Собрали фотоматериал, нарисовали, упростили по цветам, перенесли в машину. Я подобрала нужные цвета, которых оказалось довольно много. Так родился этот свитер. Муж практически с ним не расстаётся - носит его и на работу, и в свет, и в гараж. При этом свитер до сих пор выглядит отлично», - рассказывает Татьяна.
Не менее важны, чем пряжа, логотип, упаковка, этикетки, иначе всё смотрится немного кустарно, уверена Елена: «Считаю, важно, чтобы был бренд, пусть и небольшой. От качества таких мелочей зависят ощущения от покупки. Это помогает создать цельный продукт. Кроме того, на изделии должна быть минимальная информация о составе и уходе».
Продажи «Свитерамы» организованы в основном через соцсети. «Постоянно обновляется группа и магазин в «Вконтакте» и страничка в Instagram. Ещё планируем отдать наши детские свитерочки в хорошие интернет-магазины, которые сотрудничают с российскими брендами. Я уже нашла парочку, сейчас как раз начинаю переговоры», - говорит Елена.
Будущее «Свитерамы» она связывает с продажами вещей в Москве и Санкт-Петербурге, и через свои группы в соцсетях. «Есть большой интерес продавать вещи в Шерегеше (горнолыжный курорт в Кемеровской области - прим. редакции). Яркие цвета и необычные рисунки близки к стилю сноубордистов и горнолыжников», - добавляет Елена.
Пока рекламировать свой бренд мама с дочерью не пробовали. «Есть планы запустить рекламу в Instagram. Мы смотрим на другие успешные бренды, похожие на наш, и видим, что у них совсем небольшие группы «Вконтакте», но очень развит инстаграм. Считаю, что нам важно взять человека не только на производство, но и на ведение соцсетей».
Сейчас Трофимовы могут с уверенностью сказать: клиенты к ним возвращаются. Это говорит о том, что вещи радуют и качество не вызывает сомнения. «Этот проект начинался так: получится-не получится. А оказалось, что есть спрос и люди проявляют интерес. Поэтому, думаю, что стоит развивать. Мы делаем вещи с рисунками, хоть это сложнее и мало кто хочет связываться с этим. Но мы как дизайнеры знаем, что это будет выглядеть классно и эстетично. Это уникальность нашего бренда» - говорит Елена.
Развивать дело стоит, поддерживает её мама. «Нет ничего лучше того чувства, когда вещь понравилась человеку. В процессе бывает разное: нервничаешь, что-то получается не так. Но когда всё готово и клиент доволен, всё неприятное забывается», - говорит Татьяна.
Как заработать на онлайн-конструкторе свитеров.
Как предприниматель из Новгорода шьёт крутые куртки для активного отдыха.
51 лайфхак для начинающих предпринимателей в фэшн-бизнесе.