Если большинство из нас вспоминает о приближении новогодних праздников лишь в ноябре-декабре, когда витрины магазинов украшаются ёлками-гирляндами, то директор компании «Снежель» Илья Петров начинает подготовку к главному зимнему празднику ещё весной. Как настоящий Дед Мороз, он загодя выбирает упаковку и подбирает содержимое сладких подарков для детей. Об особенностях своего сезонного бизнеса порталу Biz360 рассказали глава фирмы «Снежель» Илья Петров и руководитель отдела продаж Екатерина Божева.
Илья Петров, 41 год, предприниматель из Дзержинска (Нижегородская область), владелец и директор компании
«Снежель», специализирующейся на дистрибуции новогодних подарков. Образование: факультет экономики и предпринимательства ННГУ им. Лобачевского. Хобби: фитнес, бокс, большие автомобили. Женат, двое детей. Екатерина Божева, 34 года, руководитель отдела продаж компании «Снежель». Образование: Волго-Вятская академия государственной службы. Замужем, двое детей.
Илья Петров занялся дистрибуцией кондитерских изделий около 10 лет назад. Сначала продавал готовые подарки, а спустя некоторое время к нему стали обращаться компании-партнёры с просьбой поставлять новогодние подарки не конвейерного – «магазинного» - формата, а собранные под заказ. Причем, это касалось не только содержимого подарков, но и упаковки. Спрос был, а предложения не было. «И мы рискнули занять это место на рынке. Так появилась наша компания «Снежель», название - производное от «снежный эльф», - рассказывает предприниматель.
Первоначальные вложения в «Снежель» составили около 600 тысяч рублей. В первый же год получили рентабельность около 50%.
В первые годы основу подарков от «Снежель» составляли конфеты фабрики ROSHEN, на которые на тот момент был ажиотажный на кондитерском рынке. Но Илья Петров считал, что зависеть от одного производителя – это большой риск, поэтому активно развивал сеть поставщиков сладостей. Сегодня «Снежель» работает с крупнейшими поставщиками и производителями из Москвы, Мурманска, Новосибирска, Белгорода. Поэтому события вокруг ROSHEN последних двух лет практически не отразились на бизнесе предпринимателя из Дзержинска.
Фабрика новогодних подарков - бизнес не просто сезонный, а сверхсезонный! Однако работа идёт круглогодично. «Пусть период активных продаж исчисляется неделями, но подготовительный этап длится несколько месяцев, - рассказывает Екатерина Божева. – Новый сезон мы начинаем с таянием снега, в марте. То есть на небольшую передышку от Нового года у нас есть всего пара месяцев - январь и февраль.
В марте уже начинается активная работа: разработка маркетинговой кампании на предстоящий сезон, отбор образцов конфет и упаковки, ценообразование. В этом году решено провести ребрендинг сайта, и веб-дизайнеры уже трудятся над этой задачей.
В мае и в начале лета проходят отраслевые выставки. Сотрудники компании обязательно их посещают, потому что именно там можно найти новинки. «В прошлый сезон, например, мы первые привезли в Нижний Новгород с Дальнего Востока карамель на светящейся палочке. Ребенок съест леденец, а палочка у него останется, можно поиграть в волшебника. Мелочь, а приятно! Такие новинки делают наши подарки особенными», - говорит Екатерина Божева.
Кстати, можно сказать, что дети сотрудников «Снежель» - внештатные специалисты. Они принимают участие в дегустации конфет и тестировании упаковки. «Конечно, они уже догадываются, что сладкий подарок им приносит не Дед Мороз, но Новый год не утратил для них волшебства», - добавляет Илья Петров.
Август-октябрь – это активный период формирования портфеля заказов от постоянных покупателей, поиск новых клиентов. В ноябре начинается фасовка первых партий новогодних подарков. «И пусть наши сотрудники большую часть года находятся в окружении игрушек, конфет и шоколада, именно в эти дни в фасовочном цехе витают самые насыщенные ароматы!» - улыбается Екатерина Божева.
Ну а основной пик занятости приходится, конечно, на ноябрь-декабрь. Нередко работа идёт в круглосуточном режиме.
В связи с сезонностью бизнеса возникают определенные проблемы. В частности, найм временных сотрудников (прежде всего, фасовщиц). «Мы частично решили этот вопрос за счет перераспределения на новогодний период работающих у нас сотрудников с другого участка, - рассказывает Илья Петров. - Это позволяет нам иметь в штате костяк проверенных, обученных и опытных людей. Но и временных сотрудников приходится привлекать. Склад также арендуем на время, уже несколько лет один и тот же».
Но временные сотрудники и помещения - это не единственные проблемы. В связи с ультракороткой сезонностью серьёзно возрастают коммерческие риски – существенная часть продукции может остаться не реализованной. И этот товарный остаток продать будет крайне сложно.
«Никогда не известно заранее, какие конкретно подарки и из каких конфет будут пользоваться спросом в этом году. А срок годности у сладостей невелик», - отмечает Екатерина Божева. Что касается упаковки, то остатки приходится утилизировать, так как наибольшим спросом пользуется упаковка именно с символом года, которую, если не продать, то хранить придется 12 лет – пока не пройдёт полный зодиакальный круг.
За сезон «Снежель» реализует на территории Нижегородской области порядка 20 тысяч сладких подарков. Их основу составляют шоколадные конфеты. «Мы принципиально не включаем в состав новогоднего подарка карамель (кроме леденца на палочке), какой бы она ни была вкусной. Также мы не кладем соки – они значительно увеличивают вес и удешевляют стоимость. Все-таки от новогоднего подарка должно пахнуть шоколадными конфетами, - объясняет Екатерина Божева. - Но при этом нам очень хочется, чтобы новогодний подарок был не только сладким десертом к чаю, но и был полезным, запоминающимся. Почти в каждый вид подарка вложен сюрприз - развивающий набор или забавная игра».
Срок годности большинства конфет - от 4 до 6 месяцев. Некоторые производители новогодних подарков начинают их формировать ещё летом. Это значит, что к Новому году наборы окажутся просроченными.
Например, в прошлом году подарки в картонной упаковке стоили от 120 рублей (350 граммов) до 600 рублей. Стоимость VIP-наборов, которые формируются индивидуально, а в качестве упаковки для них используются, например, деревянные кейсы, золотые короны или фарфоровые сани, доходит до 2500 рублей. «Мы очень серьезно относимся к качеству сборки новогоднего подарка. Чтобы исключить недовложение конфет, мы взвешиваем готовый подарок, и в случае несоответствия заявленному весу, перефасовываем его», - рассказывает предприниматель.
Основные рынки сбыта «Снежель» – это крупнейшие города региона: Нижний Новгород и Дзержинск. В структуре продаж примерно 2/3 занимают предприятия, еще 1/3 – школы и детские сады. «За всё время работы компании от нас не ушел ни один корпоративный клиент», - говорит Екатерина Божева.
Кстати, работать с образовательными учреждениями компания начала всего два года назад. «На новогодние праздники родители закупают сладкие подарки. Но их, мягко говоря, не совсем устраивает магазинный ассортимент, - говорит Екатерина Божева. – Кроме того, нередки случаи, когда в подарках, купленных в сетевых магазинах, попадаются конфеты с белым налетом, с истекшим сроком годности, а иногда – и с личинками пищевой моли».
Чтобы избежать этого необходимо строго соблюдать требования ГОСТа к условиям перевозки и хранения конфет. «Температура хранения конфет и готовых подарков на нашем складе составляет 18 градусов, влажность не превышает 75%. Также важно, чтобы на готовые новогодние подарки не попадал солнечный свет. Иначе конфеты могут покрыться белым налетом», - добавляет Божева.
На сегодняшний день в обороте «Снежель» постоянно находится порядка 5 млн. рублей. «Мы работаем без привлечения дополнительного капитала, т.е. без заёмных денег, - говорит Илья Петров. - Это позволяет нам соблюдать платёжные обязательства перед поставщиками и иметь низкие входные цены на продукцию, а также не закладывать банковский процент в наценку. В итоге мы можем держать одни из самых низких цен на рынке».
Как заработать на технологичных образовательных шоу.
Кто и зачем построил самый большой в мире игровой лабиринт.
Как устроена студия по производству рекламных роликов.