Как устроена студия звукозаписи

Прочтёте за 5 мин.

Игорь Табаков – о том, какую пользу его бизнесу принесла автоматизация производства рекламных аудиороликов

IT-инструменты, которые использует Игорь Табаков

  • Django
  • Sound Forge
  • 1С:Бухгалтерия

Первый опыт работы со звуком Игорь Табаков получил на коммерческой радиостанции. Позже он в качестве звукорежиссёра принимал участие в создании специализированной студии звукозаписи. А потом решил, что звук – это то, что он умеет делать лучше всего, и запустил собственную студию звукозаписи Audio-Reclama.ru. О нюансах звукозаписывающего бизнеса, автоматизации бизнес-процессов и своих открытиях Игорь Табаков рассказал Biz360.

Досье

Игорь Табаков, 36 лет, нижегородский предприниматель, директор и владелец студии звукозаписи Audio-Reclama.ru. Образование: экономический факультет Нижегородского государственного университета. Студию звукозаписи открыл после нескольких лет работы на радио «Рандеву» и в студии «Саундфабрика». Хобби: футбол (болеет за «Ливерпуль»), сноуборд, путешествия.

Игорь Табаков

Роман с радио

Много лет назад по приглашению друга Игорь Табаков, студент экономического факультета, пришел на нижегородскую радиостанцию «Рандеву» - «поработать со звуком». Это приглашение стало судьбоносным – с тех пор вся жизнь Игоря оказалась связана со звуком. «Это был 2000-й год. Романтика. Можно было делать всё, что хочешь. Мы учились всему прямо здесь, за пультом», - вспоминает Игорь.

Звукозаписывающих студий в Нижнем Новгороде тогда было немного, и все они существовали при радиостанциях. Рекламный отдел находил клиента, тот рассказывал, какую рекламу он хочет, и Игорь с коллегами делали нужный ролик.

«Роликов становилось всё больше и больше. Довольные заказчики возвращались и просили сделать ещё, уже не для «Рандеву». Рассказывали своим друзьям, партнёрам… В итоге в 2001-м году наш руководитель организовал ООО, а у нас началась параллельная жизнь с радио», - рассказывает Игорь Табаков. И только спустя три года вся команда решила полностью уйти на вольные хлеба, организовав собственную студию звукозаписи.

Вынужденный простой

«Нашли подходящее помещение. Это была трёхкомнатная квартира, хозяин которой разрешил нам её немного переделать – мы частично разобрали стену между двумя комнатами», - вспоминает Игорь. В течение пяти лет студия нормально развивалась, но во второй половине 2009 года прекратила существование. Игорь получил серьезную травму, а его партнёр уехал жить в другую страну и не мог постоянно заниматься бизнесом. «Какое-то время мы пробовали дистанционно управлять, но ничего не получалось. И мы решили студию временно закрыть», - говорит Игорь.

В 2010-м Табаков вышел из больницы и решил продолжить дело – «поскольку ничего другого не умел делать так же хорошо, как работать со звуком». Однако за год накопились долги: перед арендодателем, перед заказчиками, перед дикторами – всего больше 200 тысяч рублей. «Я договорился с хозяином помещения, что возьму студию вместе с долгами и с оборудованием, которое он на тот момент уже забрал, погашу все долги и буду дальше работать. Так и произошло», - улыбается Игорь. По долгам удалось расплатиться всего за год.

Игорь Табаков

Как устроена студия звукозаписи

При подборе помещения для студии звукозаписи необходимо учитывать, чтобы рядом не было вибраций, в первую очередь низкочастотных: обычно их источником являются трамвайные пути, железная дорога, автострады. Эти звуки пройдут сквозь любую акустическую защиту. «Высокие звуки не так страшны – стены можно доделать, окна заколотить, а вот от низких звуков не защититься, - предупреждает Игорь Табаков. – Когда искали помещение, были варианты подвалов, полуподвалов… Но решили остановиться на трехкомнатной квартире в жилом доме. Тем более, что жилые помещения, как правило, стоят подальше от источников шума».

По оценкам Игоря Табакова, чтобы организовать студию звукозаписи, нужно около 200-300 тысяч рублей для подготовки помещения. Плюс – примерно такая же сумма потребуется на оборудование.

Студия представляет собой подготовленное с акустической точки зрения помещение. А точнее их два: микрофонная зона и мониторная. Микрофонная – это та, куда входят диктор, актёр или певец, где они говорят или поют, и звук без отражений и без посторонних шумов записывается на микрофон. В соседней комнате – мониторной – сидит звукорежиссёр и находится оборудование, на которое звук записывается и позже обрабатывается.

Между двумя этими комнатами ставится окно-перегородка. «Мы с разрешения хозяина квартиры разобрали часть стены между двумя комнатами, вставили окно, - говорит Игорь. - Окно должно быть наклонным - чтобы отраженный звук уходил в сторону, а не возвращался обратно. Также желательно, чтобы стеклопакет был многокамерным».

Audio-Reclama

Помещение микрофонной зоны должно быть достаточным для того, чтобы отражённому сигналу было где потеряться. Впрочем, 5-7 кв. метров – этого должно хватить, если вы не планируете записывать радиоспектакли или большие музыкальные коллективы. «Люди, которые у нас работают дикторами в разных городах, делают себе будки метр на метр. И этого вполне достаточно», - уточняет Игорь Табаков.

Что значит акустическая подготовка? «Если вы были на радио, то, скорее всего, обратили внимание, что там на стенах гипсокартон с дырками – это очень хороший материал, который гасит все ненужные звуки - эхо, вибрацию, лишние частоты. Это называется акустический гипсокартон. Для лучшей звукоизоляции можно дополнительно использовать акустический поролон Mappysil - «пирамидку». Им же обычно проклеивается потолок. На пол - ковролин.

Вторая основная часть расходов – это покупка оборудования. Это, в первую очередь, микрофоны, усилитель, микшерский пульт, накопитель, а также необходимое программное обеспечение.

Audio-Reclama

Дикторы и композиторы

Ещё два важных актива студии звукозаписи – это базы данных дикторов и композиторов (или мелодий). В 1990-2000-е годы в качестве дикторов чаще всего использовали актёров местных театров, реже – ведущих теле- и радиоэфира (потому что их голоса узнаваемы).

«Раньше дикторов было не больше десяти человек на город. Заказов на рекламу много, голоса все узнаваемы… И мы искали людей, учили их быть дикторами, - вспоминает Игорь Табаков. - А ещё мы придумали обмениваться дикторами. Например, мы отправляли в Омск голос нашего диктора, а из Омска нам присылали свои голоса. Они у нас, в Нижнем, были новые, в диковинку. Это помогало выделиться на фоне конкурентов и получить новых клиентов».

Сейчас всё иначе. Интернет стёр границы не только между городами, но и между странами. Сейчас, находясь в Нижнем Новгороде, можно записать диктора хоть из далекой Гвинеи. «Сейчас мы делаем запись не только на русском языке, но и на любом, на каком клиент просит. В нашей базе данных порядка 300 дикторов, в том числе говорящих на иностранных языках», - добавляет Игорь Табаков.

Дикторы – это, по сути, фрилансеры. Они могут иметь контракты сразу с несколькими студиями. Есть дикторы, которые стоят 300 рублей за ролик, а есть – и за 6000, 10 000, 18 000 рублей за ролик.

Ещё один актив студии – это композиторы. Как и дикторы, они чаще всего работают на фрилансе и привлекаются к работе по мере необходимости.

О сайте и виртуальных офисах в столицах

В 2010 году произошло не только второе рождение студии звукозаписи Игоря Табакова, но и она получила нынешнее название - Audio-Reclama.ru. «Один из клиентов жутко раскритиковал наш сайт, удивившись, что его вообще кто-то находит в интернете, - рассказывает Игорь. - Я предложил ему в ответ сделать мне сайт. Он согласился: открыл сервер, поставил какую-то бесплатную оболочку на Joomla и сказал: «Вот тебе сайт. Заполняй». И тут начался период бессонных месяцев: днём – работа в студии, а ночью занимался сайтом... Я всё делал сам. Ничего не знал, но мне было интересно».

Игорь самостоятельно занимался не только наполнением сайта, но и его SEO-настройкой и продвижением. «Это какое-то шаманство! Я так до конца и не разобрался. Но, тем не менее, сайт до сих пор в топах поисковиков», - отмечает предприниматель.

Audio-Reclama.ru

Работая с поисковыми системами, Игорь пошёл на хитрость и «открыл» два виртуальных офиса в Москве и Санкт-Петербурге. «Яндекс видит, что у тебя есть офис в Москве, и активнее продвигает твой сайт в конкретном регионе», - поясняет Игорь. Кроме того, наличие офисов в столицах позволило Audio-Reclama.ru повысить лояльность клиентов. «У нас есть московский и петербургский телефоны, по которым мы отвечаем, находясь в Нижнем Новгороде. Это всё стало возможно благодаря развитию виртуальной телефонии», - продолжает Игорь. Безусловно, когда клиент звонит, ему сообщается о том, что студия звукозаписи находится в Нижнем Новгороде, а вся работа происходит через интернет.

Важный раздел на сайте – это отзывы. Игорь начал собирать их два года назад, сейчас на сайте около 130 отзывов. «К слову, мы собираем отзывы не где-то у себя на страничках, а на «Яндекс.Картах», с привязкой к виртуальным офисам в Москве и Питере. Мы не имеем возможности модерировать отзывы, этим занимается специалист Яндекса. И при этом Audio-Reclama.ru имеет рейтинг 9 из 10», - добавляет Игорь. Руководитель студии говорит, что читает и анализирует все поступающие отзывы и отвечает авторам: «Если отзыв негативен и при этом конструктивен, то я иду решать вопрос и меняю систему, процесс. На первых порах приходилось очень многое менять в своей работе. Сейчас негативные отзывы встречаются крайне редко».

Дёшево и сердито

В 2014 году Игорь Табаков перевел свой сайт на новую платформу, автоматизировал передачу готового продукта клиенту. И в какой-то момент понял, что автоматизировать можно и приём заказа. Так родилась идея необычного сервиса «Аудио+» - изготовления сверхбюджетных аудиороликов и голосовых приветствий для АТС. Он был представлен клиентам в конце января 2016 года.

Принцип работы «Аудио+» очень прост. Фактически заказчику нужно зайти на сайт и совершить четыре действия: выбрать диктора из четырёх предложенных, выбрать музыку из пяти предложенных мелодий, ввести текст и оплатить 490 рублей через платежную систему OnPay. После этого на экране монитора появится сообщение «Подождите два часа и ваш ролик будет готов». Спустя два часа, зайдя на сайт, клиент сможет по ссылке прослушать ролик и скачать его.

Audio+

«Ещё в вузе нас учили - чтобы заработать, надо делать либо очень хорошо, дорого и эксклюзивно, либо очень много и качественно. Это базовые экономические вещи, - вспоминает Игорь Табаков свою учебу на экономическом факультете. - Мы не можем делать эксклюзивно хотя бы потому, что у нас изначально нет исключительных прав на наших дикторов. Значит, надо пойти по другому пути – делать серийный продукт в большом количестве. Это тот путь, на который мы встали и с которого сходить не будем».

Игорю удалось договориться с отдельными дикторами о снижении цен на потоковый продукт. «Продукт получается менее трудозатратным, потому что он абсолютно типовой – это либо приветствие на автоответчик (до 90 слов), либо такой же простой информационный ролик», - объясняет предприниматель.

Изначально Игорь предполагал сделать цену для такого сверхбюджетного аудиоролика на уровне 990 рублей, но в итоге остановился на 490. «Этот проект на данном этапе является не столько способом заработать денег, сколько получить промо для студии», - объясняет предприниматель. Те, кто знаком с рынком аудиопроизводства, знают, что за такую сумму не всегда даже диктора можно записать, не говоря уже о готовом ролике профессионального качества. Для сравнения: информационный аудиоролик, согласно прайсу Audio-Reclama.ru, стоит минимум 2275 рублей, голосовое приветствие – 1043 рубля (в обоих примерах - без учета гонорара диктора).

«Снизить стоимость ролика удалось в первую очередь за счет автоматизации процессов изготовления продукта. В частности, заказчик вообще не общается с менеджером, а работа диктора и звукорежиссёра сведена до минимума. Ведь музыку, если она нужна, заказчик выбирает сам, звукорежиссёру нужно лишь свести голос и фоновое оформление».

Предприниматель утверждает, что даже при имеющемся количестве заказов – до пяти роликов в день – и стоимости в 490 рублей сервис «Аудио+» окупает себя. Впрочем, Игорь Табаков рассчитывает, что вскоре малый бизнес оценит все преимущества нового предложения и будет более активно заказывать ролики.

Аудиотусовка, как признаётся предприниматель, отреагировала на новый сервис по-разному. Многие были возмущены ценой, обвинив студию в демпинге и обрушении рынка. «На самом деле это не так, - поясняет Игорь. - Сервис «Аудио+» крайне узко ограничен рамками возможного. Он решает задачи, которые не требуют эксклюзивного диктора и эксклюзивной музыки. Это просто объявление, которое надо красиво и качественно подать. Те, кто это понял, сказали, что моя идея - это мегакруто и это новый продукт! Это автоматизация для типовых задач».

О клиентах

«Сейчас наш сайт – это основной поставщик клиентов», - гордится Игорь Табаков. До 2009 года 90% заказчиков услуг студии звукозаписи составляли компании из Нижнего Новгорода и городов области. Но после годичного простоя клиенты о нас подзабыли, пришлось начинать всё сначала, и в новых реалиях свою решающую роль сыграл интернет.

«Мы начали просто прямой рекламой - а потом и через поисковые системы - продвигаться по всей стране и миру. Сейчас в нашем портфеле заказчиков около 70% - это московские компании. Много клиентов есть и за границей». Игорь считает это направление перспективным. И даже создал внутри компании отдел переводов и иностранных озвучек, который занимается локализацией - переводом и адаптацией существующих роликов заказчика с русского языка на иностранный язык, с иностранного на русский, или с одного иностранного на другой иностранный.

Audio-Reclama

Например, Audio-Reclama.ru делает локализацию роликов на всю Восточную Европу для немецкого бренда бритв Braun. «Мы сотрудничали с многими известными компаниями. Но тут важна степень вовлеченности, - уточняет Игорь. - Где-то мы записали буквально одно предложение, а для кого-то сделали полноценный ролик. Мне, например, очень приятно, когда смотрю по федеральным каналам рекламу Mercedes. Ее делали не мы, но в конце ролика звучит слоган: «Mercedes-Benz – the best or nothing!». Это сделали для Mercedes Russia мы. Они не смогли утвердить ни одного из дикторов, которых им предлагал производитель видео. В итоге вышли на нас и нашего диктора из Великобритании - Дэвида Сэйза, диктора BBC. Rolf какое-то время заказывал у нас ролики для своих мероприятий. Работали над ТЭФИ…» - перечисляет Игорь.

О рынке и перспективах

«В последние два года мы не растём как бизнес. Раньше каждый год оборот студии удваивался, а вот последние два года остановились на уровне 1-1,3 млн. рублей в месяц, - рассказывает Игорь Табаков. - Это, наверное, неплохо, потому что рынок всё это время падал. Только ближе к концу 2015 года падение прекратилось».

«Рекламный рынок начинает умирать, когда кризиса еще нет, - продолжает Игорь. - Рынок рекламы съеживается на 20% только при произнесении слова «кризис». Заказчики слышат слово «кризис» и думают: надо как-то реагировать. И сокращают рекламные бюджеты как самые непонятные для них: сначала на 20%, потом - на 30%, могут и на 60% сократить…

Потом у бизнеса наступает момент, когда товары перестают покупать, услугами перестают пользоваться. Предприниматели какое-то время пытаются что-то делать без рекламы, но понимают, что это тяжело, и начинают восстанавливать бюджеты. Они возвращают объёмы, но это не помогает. Они увеличивают бюджеты на рекламу - 15% от выручки, 20%, 45%, а кто-то и всю выручку, потому что просто иначе можно и не выжить. И таким образом где-то к середине экономического кризиса у рекламной индустрии снова всё хорошо. Сейчас мы видим, что заказчики начинают увеличивать расходы на рекламу. Значит, скоро всё будет хорошо».

Игорь Табаков

Читайте также:

Что такое реальная автоматизация и зачем она нужна малому бизнесу.
Как заработать на обучении детей робототехнике.
Как построить бизнес на любви к фотографии.

22 марта 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов