Сибирячка Марина Селиванова своей профессией выбрала дизайн – после двух профильных высших образований занималась интерьерами, рекламой, оформлением мероприятий, фуд-дизайном и т.д. Но однажды ей пришла в голову мысль о производстве украшений, причём не из традиционных материалов, а из… бетона. О том, насколько востребованы аксессуары из строительного материала и каковы нюансы их производства, Марина Селиванова рассказала порталу Biz360.ru.
Марина Селиванова, 29 лет, предприниматель из Новосибирска, основатель бренда украшений из бетона
Haf Maer. Окончила Енисейский педагогический колледж (специальность «преподаватель ИЗО и черчения») и Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусства (специальность «дизайнер»). Бренд аксессуаров запустила в 2016 году. Не замужем.
Когда я разобралась со своими высшими образованиями, то полгода поработала в сфере дизайна интерьеров и графического дизайна. Сейчас я всё ещё продолжаю получать такие заказы: делаю визитки, баннеры. Ещё занимаюсь фуд-дизайном и оформляю мероприятия.
У меня не было цели начать делать украшения – просто однажды в рамках своих оформительских работ (а также ремонта своей квартиры) я как-то по-новому взглянула на бетон. Мне понравилась его текстура - неровная, интересная; в своей квартире я даже оставила одну стену бетонной, без отделки. Я решила, что из бетона может получиться что-то по-настоящему стильное и красивое.
Когда речь заходит о бетоне, многим людям сразу представляется что-то массивное и тяжёлое. Мне же захотелось сделать из этого материала что-то лёгкое, маленькое и необычное. Так я пришла к украшениям. Мне вообще очень нравится такая концепция: сопоставлять несопоставимое, сочетать несочетаемое. Бетон с золотом – это же интересно. С минералами, полудрагоценными камнями и так многие мастера работают, но ведь здорово найти именно что-то своё, свой стиль. Человек же несёт в своём деле самого себя.
Я в украшениях сочетаю бетон с акрилом, медной, золотой и серебряной поталью, также в самом составе бетона использую пигменты (в частности, чёрный цвет).
Перевода у моего бренда Haf Maer нет. У меня и не было задачи к чему-либо привязывать название. Так что я придумала вот такое - простое и звучное, немного напоминающее скандинавские мотивы и викингов. К тому же такого названия мне не попадалось в хэштегах в Instagram.
Знакомство с рабочими инструментами происходило постепенно. Первое, что я приобрела, это шлифовальную бумагу, надфили, напильники, затем уже шлифовальную машинку (которой я сейчас не пользуюсь, так как она большая и ей неудобно шлифовать мелкие детали).
Работала сначала без средств защиты, позже поняла: на этом не стоит экономить. Докупила перчатки, респиратор и специальные очки. Дрель подарил мне папа. То есть для старта мне потребовалось всего 10 тысяч рублей.
Для начала я стала просто пробовать работать с новым для меня материалом и залила бетон в какую-то крышечку от крема. По задумке, это должен был получиться кулон. Он получился очень большим - 10 см в ширину. Я просверлила в нём дырочку – и так получила свою первую подвеску. Сейчас, правда, не знаю, где она. А хотелось бы найти и сравнить с нынешними изделиями: прогресс, думаю, был бы очевиден.
Очень много времени мне потребовалось, чтобы понять, какие нужны составляющие для моего авторского состава материала. Дело в том, что технологию моего бетона я разработала сама, на строительный он не похож. Мне нужно было, чтобы материал стал плотнее и твёрже. Бетон, который используется для строительства, в моих украшениях бы крошился – особенно в миниатюрных деталях. Также он впитывает влагу.
Спустя полгода экспериментов, мне удалось вывести подходящую рецептуру для моего бетона. Весь состав я раскрывать не буду, но там есть песок и цемент (это, в общем, главные составляющие бетона).
Песок я беру пигментированный, чёрный, покупаю его в художественных салонах и хэнд-мейд магазинах. Цемент покупаю обычный, в мешке на 15 кг, в строительном магазине. Этого количества хватает на год. Вряд ли продавцы думают, что этот мешок мне нужен для десятков сережёк и кулонов, а не для ремонта.
В итоге мои украшения, конечно, могут долго служить, благодаря особому составу бетона. Если только сильно не постараться, сломать их трудно.
Помимо бетона, для производства ещё нужны формы для него - чтобы делать разные элементы украшения и соединять их. Формы я либо покупаю, либо делаю сама, если не нахожу в продаже подходящие. В них заливается состав, который застывает в течение суток. Таким образом, простое украшение, состоящее только из бетона, изготавливается сутки. Украшение сложное требует двух суток.
После застывания изделия нужно обрабатывать гравёрами, шлифовочными машинками, дрелью и сверлом. Это очень пыльная работа, её я выполняю на отдельном столе - чтобы частицы бетона от шлифовки не попадали на те украшения, которые в это время находятся в процессе сушки.
Ещё нужна фурнитура. Она у меня сегодня не из драгоценных металлов, это бижутерный сплав. Но сейчас я перехожу на хирургическую сталь, которая не вызывает аллергии. В процессе работы в рамках проекта Haf Maer я столкнулась с тем, что у нас очень многие не могут носить бижутерный сплав – из-за аллергии. С фурнитурой вообще в России есть большие проблемы – фантазии особенно не разгуляться, если ты хочешь какие-то интересные дополнения к бетону (а я во многих моделях бы этого хотела).
Обычно фурнитуру для украшений ручной работы заказывают из Китая, но качество там оставляет желать лучшего. Хорошие поставщики в Корее и США. Мой новый поставщик по хирургической стали - из России. Он тоже не может предложить широкого выбора форм застёжек, цепочек и т.д. – но в данном случае для меня, конечно, в приоритете гипоаллергенность.
Начинала я в своей квартире, но в последний месяц работаю в мастерской. Мы снимаем её вместе с подругой, которая занимается пошивом сумок. На двоих у нас 30 квадратных метров, и поскольку других сотрудников, кроме нас самих, нет, этого пока хватает. Также у нас и одно ИП на двоих. Сегодня работа с Haf Maer занимает 50% моего времени.
Для продаж я первым делом, конечно, завела страницу в Instagram. Сначала я просто дарила свою бижутерию. В том числе, когда работала дизайнером на каких-то мероприятиях, делала из этого презенты для гостей. Потом подарила несколько штук по бартеру небольшим блогерам: то есть я им дарю украшение, они в качестве ответной любезности пишут про мой бренд в своих профилях. Так что крупных денег в своё продвижение я пока не вкладывала. Ещё я участвовала в маркетах в Новосибирске, где презентовала свои изделия и постепенно знакомилась с новыми клиентами.
А потом, ближе к концу 2018 года, ко мне стали сами обращаться девушки. Теперь в городе я уже больше известна как дизайнер украшений, чем как дизайнер чего бы то ни было ещё. Моя целевая аудитория – это женщины 20-40 лет, объединяет их разве что некая принадлежность или приверженность творчеству и стилю. Такой разброс в возрасте меня, кстати, удивил: я скорее рассчитывала на молодёжь.
Самым интересным и в то же время сложным заказом для меня стали серьги для мамы на юбилей. У неё не проколоты уши, поэтому я специально делала клипсы (так что теперь у нас в линейке есть и такой вариант). В итоге серьги ей очень идут, а я в очередной раз убедилась, как украшения могут преобразить женщину.
Ещё мне особенно интересно когда, например, девушка хочет асимметричные серьги. И мы вместе ищем формы, которые будут хорошо сочетаться, и составляем сет.
Часто люди даже не обращают внимания на то, что в составе украшений у меня бетон. Для них первостепенен общий вид украшения. Забавно, что в последний раз у меня заказывала колечко девушка, которая работает в строительном магазине – и вот её состав очень заинтриговал.
Год назад я продавала пару-тройку украшений в месяц. Сегодня в месяц продаю 15-20. А на маркете могу и 15-20 штук продать за один день. Стоимость моих украшений - 1-2 тысячи рублей. Уверена, что продажи будут расти и это дело будет приносить мне ощутимый доход.
Сегодня мои украшения продаются в Москве (в шоуруме с одеждой и аксессуарами), Ярославле (в салоне красоты) и Иркутске (в «Галерее Бонштейна»). Они сами меня нашли, что интересно, и предложили сотрудничество. Но в основном продажи у меня идут в интернете и в двух новосибирских точках (это шоурум и арт-пространство).
В основном я работаю на заказ по моделям, которые у меня уже разработаны. Полностью индивидуальные заказы обычно не беру. Сложность в том, что тогда в каждом случае придётся изготавливать отдельную форму (а люди обычно не готовы ждать дополнительную неделю). Плюс это нерационально – потом неизвестно, что со всеми этими формами делать.
В какой-то момент мне стало интересно, не создаёт ли кто-то где-то аналогичные украшения. Нашла тех, кто делает из бетона предметы декора (горшки, подставки и т.д.) – и в том числе тех, кто занимается и бижутерией. Но они работают с обычным серым бетоном, и стиль там совсем другой. Я в дальнейшем не хотела бы масштабировать свой проект именно так. Скорее я придумаю какой-то ещё необычный материал.
Моими конкурентами являются другие мастера, работающие с самыми разными материалами. Например, в Красноярске девушка выливает украшения из эпоксидной смолы, ещё их делают из дерева и т.д. Стала замечать, что иногда у меня даже берут модели украшения и повторяют. О патенте я пока не думала, но, вероятно, стоит всё же его сделать.
В дальнейшем я бы хотела открыть нечто вроде шоурума-мастерской. Хочется также перейти на ювелирный металл (серебро).
У меня вряд ли когда-то будут миллионные продажи, поскольку бетон - материал специфичный. Тем не менее, потенциал есть. Так что я планирую вкладываться в рекламу. Есть намерение расширить число своих представителей в других городах.
Мне нравится создавать новое и то, что между моим делом и мной можно поставить знак «равно»: концепция, идея, философия бренда Haf Maer - это я. И находятся люди, которые это понимают и ценят. Ради этого я и продолжаю.
Читайте также:
Железобетонно: как заработать на дизайнерских аксессуарах из бетона.
Лица и маски: как создаются коллекционные украшения ручной работы.
Ну очень экологичный бизнес: как заработать на стройматериалах из вторсырья.