Личность основателя и лидера компании в очень сильной степени влияет на развитие бизнеса и его экономические показатели. Во многих ситуациях, особенно когда требуется быстрая реакция на внешние изменения, личные качества первого лица могут или похоронить компанию, или вывести её на новые вершины. О том, какими личностными качествами должен обладать собственник бизнеса и как их развивать в себе, в своей авторской колонке рассказала бизнес-психолог Елена Стасевич.
Елена Стасевич, 34 года, совладелица и гендиректор компании
«Эксклюзив Тренинг-инвест». По образованию психолог, окончила магистратуру и адъюнктуру. Работала психологом в спецслужбах, является сертифицированным коучем и специалистом-полиграфологом. В 2015 году вместе с супругом Игорем Ковалёвым, тоже психологом, создали в Москве компанию «Экслюзив Тренинг-инвест», которая оказывает услуги по проведению корпоративных тренингов, коучингу, разработке и внедрению автоматизированных систем оценки персонала, сопровождению деловых переговоров.
Успешным предпринимателем человек становится не потому, что у него с рождения есть какие-то особенные черты характера. Успеха в бизнесе люди добиваются потому, что сумели развить в себе необходимые для предпринимательства навыки и качества. Что же это за личностные качества, которые определяют успех в бизнесе?
Прежде всего, это упорство. Взлёты и падения в бизнесе есть всегда. Но только от предпринимателя зависит, станет очередное поражение уроком, который даёт позитивный толчок, или же поводом сдаться и опустить руки.
Любовь к своему делу. Если у владельца бизнеса горят глаза при мысли о том, чем он занимается, то и окружающие быстрее «зажигаются» его продуктом, энтузиазмом, верой. И здесь речь не только о клиентах, но и о команде.
Умение быстро принимать решения. В течение дня предприниматель принимает десятки решений, от которых зависит его дело. Если каждый раз подолгу раздумывать, бесконечно взвешивать и анализировать, сомневаться в своих действиях, то можно упустить момент, а вместе с ним – и возможную прибыль. И это не говоря о том, что при таком подходе сил и времени для решения других задач просто может не хватить.
Управление собой. Необходимое условие, чтобы контролировать своё поведение и эмоции в стрессовых ситуациях или во время деловых переговоров.
Умение предугадывать. Словно игроку в шахматы, предпринимателю следует заранее продумывать свои действия на несколько ходов вперёд. И желательно иметь разные модели сценариев. Это позволит оперативно реагировать на изменения в законодательстве, появление новых игроков на рынке, изменения вкусов и предпочтений клиентов.
Нетворкинг – умение заводить и развивать деловые контакты. Уметь управлять потоком коммуникаций – важная компетенция в деловом мире. Открытость к контактам, умение слушать, самопрезентация, ораторские навыки, публичные выступления, убеждение и аргументация, деловое письмо, ведение переговоров – всё это отличные инструменты для развития бизнеса.
Один из наших клиентов, чья компания занимается производством и установкой корпусной мебели, говорит, что «чем с большим колитчестом людей я знакомлюсь, тем больше растут продажи и узнаваемость компании». Для предпринимателя нетворкинг выступает неотъемлемой частью маркетингового плана. Его личные связи позволяют генерировать процесс продвижения в формате «сарафанного радио», который регулярно приводит клиентов «по рекомендации».
Репутация. Это ценный актив, от которого зависит доверие и уважение со стороны партнёров и клиентов.
Умное делегирование подразумевает, что собственник компании поручает свои коллегам лишь те задачи, которые соответствуют их уровню компетенции.
Один из частых запросов ко мне как к бизнес-коучу звучит примерно так: «У меня отличная профессиональная команда, но я всё равно постоянно контролирую все процессы. Как мне разгрузить своё время?» Наш клиент, владелец торгово-производственной компании, выпускающей тепловые вентиляторы, после ряда коуч-сессий рассказал о том, что развитие этого навыка позволило лучше узнать способности своих подчинённых, эффективнее мотивировать их, создать позитивный микроклимат, больше времени уделять решению стратегических задач. Умное делегирование – это умение делать что-то руками подчинённых, то есть, по сути, руководить их мотивами и текущими целями.
Умение быть в фокусе. Не отклоняйтесь от заданной цели – сформулировали стратегию, разрабатывайте план и действуйте.
Честность. Будьте честны с собой, своими сотрудниками, клиентами, партнёрами и всеми, с кем взаимодействуете. Не продавайте услуги/продукты, которых у вас нет, не ставьте цели и сроки, которые не сможете выполнить. От этого напрямую зависят и другие ваши личностные качества – в частности, репутация.
Перечисленные выше качества в идеале должны быть у каждого предпринимателя. Но все мы – живые люди: например, у кого-то получается хорошо завязывать новые знакомства, а кто-то этого всячески избегает в силу своего характера. И так можно сказать о каждом качестве, необходимом успешному предпринимателю.
Уметь всё невозможно, но надо к этому стремиться. Особенно, когда есть понимание, что успех твоего дела зависит от тебя самого – от проявлений тех или иных черт характера. Можно сравнивать себя с другими современными предпринимателями и перенимать их привычки, стиль поведения. Можно заниматься самообразованием. Но я бы советовала каждый день наблюдать за собой в различных бизнес-ситуациях. И формировать свой «портфель необходимых качеств». Никто лучше вас не знает, что вам требуется, чтобы быть успешным предпринимателем.
Для предпринимателя, который занимается саморазвитием, могут быть полезны следующие ресурсы:
Литература, необходимая для постоянного наращивания уровня экспертизы. Не забывайте, что кроме профессиональной области, есть области персональной и личной эффективности.
Посещение конференций, бизнес-завтраков, круглых столов с успешными предпринимателями. Эти мероприятия активно проходят в период с сентября по июнь.
Бизнес-тренинги, коучинг, с целью раскрытия именно тех качеств, которые необходимы для успешного ведения бизнеса.
Онлайн-ресурсы, посвящённые малому бизнесу. Относитесь к окружающей информации с любопытством: постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов, изучайте бизнес-процессы конкурентов или других предпринимателей.
Медитация или занятия спортом. Ежедневно общаясь с предпринимателями, часто слышу от многих из них, что свой день они начинают с занятий спортом: йога или силовая тренировка, утренняя пробежка или вечерние релаксационные практики. Систематичные занятия спортом помогают быть здоровым и энергичным, учат ждать результатов, как в спортивном зале, так и в бизнесе. Формируют внимательность к мелочам, умение преодолевать рутину, работать в команде, способность к борьбе – ведь соревнование обязательное условие в спорте, как и конкуренция в бизнесе.
Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут добиваться успеха в бизнесе. Не стоит «прокачивать» себя сразу по всем направлениям – может просто не хватить сил на такую значительную перестройку. Выделите точки промежуточного контроля, чтобы регулярно (например, раз в месяц) проводить мониторинг личных результатов и при необходимости корректировать свой персональный «портфель качеств».
Читайте также:
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Люди как ресурс: как помочь сотрудникам работать лучше.