Ход конём: как топ-менеджер «нефтянки» открыл конеферму и выпускает кобылье молоко в капсулах

Прочтёте за 5 мин.

«Нам негде подсмотреть, как лучше устроить производство или наладить каналы сбыта. Весь путь проходим сами»

IT-инструменты, которые использует Максим Рогов

  • Oksoft MLM
  • Tilda
  • YouTube
  • Telegram

В 2021 году Максим Рогов кардинально поменял жизнь: ушёл из нефтяной индустрии и стал фермером. В Пермском крае в посёлке Красный Восход построил ферму, завёз лошадей вятской породы и занялся производством сублимированного кобыльего молока. По его убеждению, этот уникальный для России продукт не имеет аналогов и может успешно применяться, например, в медицине и в производстве детского питания. О том, как устроен бизнес на лошадях и кобыльем молоке, Максим Рогов, сооснователь компании SEPTEMVITAM, рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Максим Рогов – 45 лет, предприниматель из Пермского края, сооснователь компании SEPTEMVITAM. Имеет высшее техническое образование. Более 20 лет работал в авиационном и нефтяном машиностроении. Дополнительно прошёл обучение в проекте «Школа фермера» и получил диплом государственного образца о дополнительном образовании и возможности работы в сфере сельского хозяйства. В 2022 году основал коневодческую ферму. Вместе с партнёрами занимается развитием сетевой компании SEPTEMVITAM, которая выпускает сублимированное кобылье молоко.

Максим Рогов

Из конного спорта – в коневодческую ферму  

Я всегда очень любил лошадей. В 2014 году пришёл с дочерью на ипподром, где она занималась в конно-спортивной школе, и сам загорелся конным спортом. 

При этом моя профессия была очень далека от всего этого. Больше 20 лет я отработал в авиационном и нефтяном машиностроении. Прошёл путь от плавильщика металлов до директора по логистике и закупкам. В какой-то момент меня просто допекло это топ-менеджерство. 

Весной 2021 года ко мне обратились с просьбой отвезти двух лошадей в соседний регион – в Удмуртию, в город Воткинск. Для поездок на соревнования у меня был специальный прицеп для перевозки лошадей. Я доставил животных в Удмуртию и встретился с Вадимом Старцевым, который реализовал проект молочного коневодства. Идея его предприятия мне очень понравилась. И я решил открыть подобную ферму у нас в Пермском крае.

SEPTEMVITAM 

В 2022 году заявился на грантовый конкурс «Агростартап» и получил поддержку государства в размере 3 млн. рублей. На эти деньги я купил девять лошадей, уже взрослых, готовых к дойке молока. Стоимость одной лошади 120 тысяч рублей, жеребец стоил 150 тысяч рублей. 

Почему именно вятская порода

Я приобретал лошадей в Удмуртии в кооперативе «Солнечный», так как это родина «аборигенной» вятской породы. Эти лошади максимально приближенных к диким, обладают сильным иммунитетом, содержатся на улице и дают достаточно много молока. Вятские лошади генетически более правильные, риск каких-либо пороков у них минимальный.  

Зимой они хорошо обрастают, что позволяет им жить в неотапливаемом помещении круглый год и гулять на морозе часами. А летом эта лошадка тоже хорошо приспособлена к высоким температурам. Компактные размеры (145-150 см в холке) подразумевают небольшие траты на корм. Дополнительные подкормки минимальны: овёс, соль, еловые ветки. Вяткам вполне достаточно качественного сена и овсяной соломы.

SEPTEMVITAM 

Если рассматривать породу с точки зрения молочного производства, то чем более аборигенная лошадь, тем больше полезных свойств в её молоке. Вятки в «молочном плане» лидеры среди других пород. 

Процесс доения лошадей проводится с применение доильного аппарата. Дойка проходит быстро, но молока получается мало. И поэтому оно очень ценное. Монетизацию приносит только производство сублимата, а не продажа сырого молока. Сублимационная сушка превращает молоко в порошок, который затем можно упаковать в любую удобную и нужную упаковку. 

Уникальность кобыльего молока

Часть грантовых средств я вложил в покупку техники, приобрёл четыре сублиматора. Мы нашли казанское предприятие, которое делает сублиматоры промышленного назначения, подходящие под требования нашего производства. На данный момент мы уже переросли эти сублиматоры и купили четыре новых с более расширенными функциями. 

Процесс сублимации заключается в том, что молоко замораживают и превращают в лёд, который затем сушится в вакууме при отрицательной температуре, и получается порошок. Происходит консервация кобыльего молока с помощью отрицательных температур и бережной сушки. 

Мы с интересом изучали опыт коневода из Германии Ганса Цольмана. У него 300 лошадей. Он делает кумыс, сублимированное молоко, которое используется в кремах и масках. Вообще сублимированное молоко в Европе широко используют в кормлении недоношенных детей. Всё это нам было очень интересно, поэтому мы изучали немецкий опыт. Технологию сублимации продуктов изучили так же подробно и адаптировали её для нашего производства. 


Кобылье молоко пытаются производить в Башкирии, ещё один конкурент есть в Казахстане. Но они не дотягивают, как мне кажется, по качеству. Европа тоже выпускает продукцию из кобыльего молока, но её потребляют внутри Евросоюза. Поэтому мы считаем, что в России у нас нет конкурентов именно по нашей технологии и нашим патентам обработки. 

Сырое молоко производят в Белоруссии и Марий-Эл, но это молоко пастеризованное, то есть в нём нет живых бактерий. Оно не несёт той пользы, которая остаётся после переработки в сублимат по нашей технологии. 

А по сбору молозива у нас и в мире конкурентов нет, потому что кобылье молозиво не собирают. Его нельзя путать с коровьим молозивом. Кобылье молоко это единственное молоко, которое идеально подходит человеку, а в сублимированном виде полностью усваивается и растворяется. 

Кобылье молоко в медицине

Методу лечения кобыльим молоком тысячи лет. Его употребляли ещё кочевники. В 1858 году доктор Нестор Постников открыл в Самаре первую кумысолечебницу. Её в разное время посетили Лев Толстой, Василий Суриков, Илья Мечников. Последний назвал здравницу одним из лучших лечебных заведений Европы. Кумысолечебницы были популярны и в советское время, особенно в Башкирии, но сейчас, к сожалению, не так распространены. 

Как только мы запустили производство сублимированного молока, стали сотрудничать с удмуртской медицинской академией в лице профессора и врача общей практики Татьяны Чернышевой. Она проводила исследование нашего продукта сперва на мышах, а затем на нескольких командах добровольцев по 30 человек. Наши продукты были апробированы в качестве дополнительного функционального питания в ковид в реабилитационном центре, где проходили реабилитацию врачи, медсёстры, нянечки.

 Максим Рогов

Татьяна Евгеньевна выступала с докладами и исследованиями на двух международных и трёх российских конференциях. Она рассказывала о том, что наша продукция помогает улучшению иммунитета в комплексе с медицинскими препаратами. 

Все исследования мы проводим за свой счёт с верой в светлое будущее. Именно поэтому наше хозяйство выходит за рамки обычного молочного. 

Объединение для продаж

Наша конюшня расположена в посёлке Красный Восход, в 40 км от Перми. Поначалу я арендовал помещение, но это оказалось не лучшим вариантом. Так что вложил 3 млн. рублей в строительство собственной фермы. Наладил производственный цикл и содержание: отдельно кормление, отдельно дойка, плюс разделение кобылицы с жеребёнком на время накопления молока. 

Мы единственная конюшня в России с полным циклом производства и переработки кобыльего сублимированного молока. И единственная конюшня в мире с полным циклом добычи и переработки кобыльего сублимированного молозива. 

Продажи на старте начинали с маркетплейсов. Но так как товар специфический, он не дал ожидаемой конверсии. Тогда мы совместно с Вадимом Старцевым и ещё тремя конюшнями создали свою сетевую компанию SEPTEMVITAM (переводится с латинского как «семь жизней»). Мы все сдаём переработанное в сублимат молоко и выпускаем наш ассортимент продуктов

SEPTEMVITAM 

Мы отказались от торговли сырым молоком, так как срок его реализации всего 12 часов, у кумыса 5 суток. А продукция в сублимированном виде ничем не хуже и даже лучше усваивается. 

Сейчас у нас шесть продуктов в капсулах: молоко, кумыс, йогурт, «похудейка», комплекс для иммунитета, молозиво. И два продукта в саше молоко и йогурт. Из новинок шоколад с кобыльим молоком. А также уходовые кремы для рук и лица на основе молока. Скоро добавим их на сайт. Партия уже отгружена. 

Российский институт детского питания разработал для нас технические условия на изготовление детского питания. На данный момент идёт сертификация. Технические условия мы применяем ко всем своим продуктам, потому что нам важно качество. Контроль качества организован на всех этапах: регулярно сдаём на анализы сырое молоко, плюс лошади постоянно проходят ветеринарный контроль.

SEPTEMVITAM 

Чаще всего нашу продукцию покупают жители Перми, Уфы, Красноярска, Москвы, Питера и Казахстана. Там налажена культура кумысолечения. Сарафанное радио привлекает клиентов, но пока очень мало. Всё же продукция имеет специфику. У нас есть группы в соцсетях, помимо этого мы проводим вебинары, участвуем в форумах, связанных со здоровьем. Сами организовали и провели конференцию. 

У нас около 500 постоянных клиентов. Сезонности спроса не наблюдаем. За покупками чаще всего приходят мамы с детьми, люди, следящими за своим здоровьем, перенёсшие ковид и старшее поколение. Логистику организовали через СДЕК, но используем и «Почту России». Сетевая логистика предусматривает, что у партнёров всегда есть продукция, если кому-то она срочно понадобится. 

Экономика проекта

На данный момент в проект вложено около 8 млн. рублей. Напомню, что 3 млн. – это грант, а остальное собственные и заёмные средства. 

Основные наши расходы на старте обустройство конюшни, покупка оборудования и лошадей. Сейчас корма, обслуживание производства, электричество и заработная плата. 

SEPTEMVITAM

Цена на нашу продукцию варьируется от 1650 рублей до 6600 рублей. Самая дорогая позиция молозиво в капсулах. 

Товарооборот почти каждый месяц удваивается, сегодня он составляет 800 тысяч рублей в месяц. Средний чек 20 тысяч, а изначально был 8 тысяч рублей. Так что растём. На окупаемость планируем выйти года через два. 

В состоянии дефицита

В сельском хозяйстве всегда дефицит кадров, начиная от конюхов и доярок. Сегодня это непопулярные профессии. Пожилое поколение уже ушло, а молодёжь не идёт работать на фермы. Но нам удалось подобрать молодой и перспективный персонал. Все прошли обучение. 

Плюс привлекли специалиста по сетевому развитию. Команда растёт за счёт «сетки». Ежемесячно к нам прибавляется по 40-50 человек.

SEPTEMVITAM 

Основная наша проблема в уникальности продукции. Нам негде подсмотреть, как лучше устроить производство или наладить каналы сбыта. Весь путь проходим сами. Отсюда и наша главная ошибка: мы были уверены, что кобылье молоко известный продукт, и не делали упор на информирование и рекламу. Нужно больше рассказывать о себе и популяризировать этот продукт активнее. Теперь мы стараемся действовать именно так. 

Что дальше

Наше стадо растёт. Мы начинали с девяти лошадей, сейчас их уже 15. Рождаются жеребята. В ближайшие годы мы хотим построить целый комплекс в Пермском крае, чтобы он совмещал и доильный, и перерабатывающий цех, и кумысолечебницу. Хотим, чтобы люди приезжали сюда, лечились свежим кумысом, а потом продолжали курс уже с помощью нашей продукции. 

В планах также вывод в продажу детского питания, расширение линейки продукции, привлечение новых единомышленников в молочное коневодство. 

Также смотрим на международный рынок, в частности уже встречались с представителями ОАЭ. Там рынок богатый и у местных есть представление о нашем продукте.

Максим Рогов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

12 февраля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов