Ежедневная аудитория русскоязычного Telegram в начале 2023 года составила более 50 млн. человек. Популярность платформы обусловлена не только блокировкой других интернет-сервисов, но и тем, что функционал Telegram давно вышел за рамки мессенджера: сейчас это и контент-платформа, и data-сервис для хранения информации, и канал продаж. О том, как малый бизнес может использовать возможности Telegram, порталу Biz360.ru рассказал владелец компании Midas Media Илья Мидасов.
Илья Мидасов – предприниматель, владелец компании Midas Media и медиа-агентства Alphavite. За 2022 год выручка его компаний составила $1 млн. Эксперт в разработке комплексного маркетинга для Тelegram-каналов про бизнес и экономику. Сотрудничал с VK, банками «Сберб» и «Тинькофф», Игорем Рыбаковым, клубом «500+», «Яндексом» и другими крупными компаниями РФ.
Telegram может быть инструментом для достижения разных бизнес-целей. Во-первых, его можно использовать как канал коммуникации. В этом случае он помогает доставлять контент пользователю напрямую в личные сообщения.
Особенность TG-каналов – в отсутствии привычной для других соцсетей «умной» ленты. То есть сообщение на канале пользователь просматривает вместе с другими чатами. TGStat сообщает, что более половины зарегистрированных на платформе пользователей читают от 10 до 15 каналов, при этом каждый четвёртый имеет более 50 подписок. Количество Telegram-каналов в 2023 году превысило отметку в 700 тысяч, и конкуренция за внимание пользователя колоссальная.
Ещё один вариант использования Telegram – создание чат-бота. Боты – это программные приложения, которые Telegram интегрировал в свою платформу для расширения функциональности и автоматизации рутинных задач. Онлайн-помощнику можно делегировать ответы на часто задаваемые вопросы, обработку заказов и круглосуточные консультации клиентов.
Чтобы создать чат-бота, не обязательно обладать техническими знаниями. Это можно сделать через BotFather, набрав его имя в поиске Telegram и написав /start, чтобы начать работу. Далее необходимо ввести команду /newbot или выбрать её в меню и придумать новому боту имя. Для запуска онлайн-помощника следует добавить его в группу или канал как новый контакт, и после этого бот будет выполнять необходимые функции в зависимости от своего назначения.
Какие ещё могут быть цели:
-
привлечение посетителей на сайт;
-
автоматизация рутинных задач и стимулирование продаж;
-
непосредственно сама организация продаж: к ботам теперь можно подключать кассы;
-
организация дополнительного канала продаж. Можно собрать целый интернет-магазин в боте или даже электронный кошелёк (с помощью бота Wallet);
-
проведение кастдевов (общение с клиентом для сбора обратной связи): формат канала идеально для этого подходит.
Компании важно чётко понимать, зачем идти в Telegram, и в зависимости от этого выбирать нужные инструменты, а также работать над контентом.
Инструменты для предпринимателей и компаний
Посевы – это платные рекламные размещения на других каналах по договорённости с их администраторами. Посевы рассчитаны на широкую аудиторию без ранжирования по интересам. В посев отправляют выгодные предложения, лид-магниты или промокоды, а UTM-метки помогают увидеть конверсию. Часто такой рекламный контент выглядит как рекомендация автора канала.
Так, например, для Telegram-канала TochkaUP, посвящённого бизнес-тематике и насчитывающего 175 тысяч читателей, мы сделали посев и получили 10 тысяч. подписчиков, увеличив охваты на 2 тысячи просмотров.
Telegram ADS – это автоматизированная реклама, которая размещается в виде плашки под основным контентом с кнопкой «Перейти на канал». Запустить Telegram ADS можно через рекламный кабинет мессенджера. Плюсы таргета – реклама в сообществах, где не продаются размещения. Недостатки – крупная предоплата. Таргет Telegram подойдёт компаниям, которые закладывают большие бюджеты на рекламу. Такой инструмент продвижения подойдёт, например, крупным онлайн-школам.
Для увеличения трафика Telegram-канала можно использовать оба рекламных инструмента и тщательно подбирать сообщества для посева.
Какой нужен контент
Визуальный стиль канала. Как показывают исследования, 65% людей предпочитают взаимодействовать с визуальной информацией, а с экрана смартфона сложно различить большое количество деталей на аватаре или превью. Telegram позволяет персонализировать внешний вид канала или групп с помощью пользовательских тем. Основной тренд в 2023 году – это целостность визуала и концепции канала, где рекламные блоки органично вписываются в основной контент. Визуал канала можно делать по-разному: взять шаблон, написать заголовок и подобрать картинку. А можно попросить дизайнера создать каждое превью, вложив в это дополнительные ресурсы.
Полезный контент. Правило, которое одинаково работает для B2B и B2C: никакого проходного контента. Только уникальные авторские лонгриды, качественные подборки или интерактивы. Они нацелены и на ядро аудитории, и на «холодного» пользователя, который пришёл посмотреть, составить мнение и уйти или же остаться.
Для ниши B2B нужен контент, который приносит пользу. Например, если канал об открытии бизнеса в 2023 году, то логично публиковать экспертные колонки о бизнес-рисках, ошибках начинающих, маркетинговой стратегии и т.д. Для В2С можно сосредоточиться на лайфхаках.
По данным сервиса DataFan, порядка 50% пользователей отписываются от канала из-за неактуального контента. Среди других причин – остановка постинга, слишком частый постинг и большое количество рекламы.
Вирусный контент не так сильно распространён в Telegram, потому что вниманием пользователей не управляют какие-либо алгоритмы. А значит, и случайно ничего не может завируситься. Однако раз в три дня можно размещать пост, которым подписчики потенциально захотят поделиться: это может быть что-то неожиданное и выделяющееся на фоне привычного контента, например, личный опыт или рейтинг. Такие публикации запоминаются подписчикам.
UGC-контент позволяет подписчикам активно участвовать в жизни канала и самим создавать контент. User generated content может быть в виде отзывов, видео-распаковок или обзоров. Такой контент выглядит аутентичным и подлинным, а люди в конечном счёте доверяют другим людям. Исследование показало, что, несмотря на усилия маркетологов, пользовательский контент выигрывает в сравнении с тем, что создают бренды. Более 70% пользователей отметили, что отзывы и видео-обзоры других людей влияют на их решения о покупке. Можно настроить чат-бот для сбора контента и предлагать клиентам ответить на вопросы по ссылке после покупки.
ChatGPT-контент – это контент, создаваемый универсальным чат-ботом на основе нейросети и предназначенный для решения задач текстового генерирования. Данная языковая модель работает как чат в диалоговом окне и по запросу выдаёт текст, похожий на тот, что пишет человек. С помощью ChatGPT можно создавать слоганы, названия сайтов, описания товаров и т.д.
Минус использования чат-бота в том, что за ним нужно тщательно проверять контент: у нейросети не всегда идеальный стиль, а примеры для статей она может просто выдумать.
С 2022 года разработчик OpenAI начала блокировать российские IP-адреса и телефонные номера, ограничив таким образом доступ к чат-боту пользователям из России. Сейчас оценить ChatGPT возможно только при помощи VPN и зарегистрированного в другой стране телефонного номера, так как пройти верификацию по российскому номеру нельзя. Однако существуют альтернативные сервисы, работающие на территории России, которыми можно пользоваться без регистрации, установки VPN и сторонних программ. Например, такие как Merlin, Writesonic, ChatSonic, Rytr, YandexGPT, GigaChat, YouChat и «Балабоба».
Прямые эфиры. Они проводятся в группах и каналах с неограниченным количеством пользователей. Плашка с уведомлением и ссылкой на эфир размещается вверху канала или чата. Даже если забыли кинуть ссылку, подписчики смогут попасть на конференцию. Эфиры используются в основном для презентации сервисов, услуг или курсов. Данный инструмент позволяет выйти к аудитории напрямую и срабатывает эффективнее, чем обычное видео или длинный пост.
Ещё несколько дополнительных рекомендаций по контенту:
-
Публиковать посты в начале и в конце рабочего дня. По статистике Blog2Social, лучшее время для постинга в Telegram – с 10 до 12 часов и с 17 до 19 часов, а B2B-контент оптимально размещать посты вечером и в выходные дни.
-
Свободная и лёгкая подача информации. Telegram – это мессенджер, который не любит тяжёлые форматы по типу часовых видео или огромных статей.
-
Чередование тем. От рекламных постов быстро устают, и вовлечённость может упасть. Никаких «продаж в лоб»: нативная реклама в Telegram работает лучше, чем прямая.
Если задача бизнеса в Telegram – привлекать покупателей, то необходимо подумать над созданием работающей воронки. Автоворонки продаж в этом мессенджере построены обычно либо на ботах, либо на комплексе взаимосвязанных каналов.
Если дополнить воронку отдельным каналом с кейсами компании, блогом основателя и отдельным каналом с описанием работы/услуг, то можно получить целую экосистему, которая сама будет генерировать клиентопоток.
После «затягивания» в воронку стоит использовать интерактивные опросы или голосование, которые помогают лучше узнать целевую аудиторию и повысить её вовлечённость. Дополнительная возможность – проводить прямые эфиры, которые можно запланировать прямо на канале и отправить уведомление всем подписчикам.
Прогретая аудитория готова покупать. Для этого специально созданные боты помогут обработать заказы, принять оплату и проинформировать о новых услугах.
Telegram даёт малому бизнесу большие возможности для продвижения, коммуникации с аудиторией и даже продаж. Важно определиться, как именно вы хотите использовать мессенджер, и в зависимости от этого вкладывать в него свои ресурсы и силы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».