Тюменец Владислав Джурович в 17 лет съездил на родину своего отца – в Сербию, где загорелся идеей открыть бургерную. Вернулся в Россию, много читал про разные аспекты бизнеса, прошёл курсы предпринимателей – и в 18 лет запустил свой проект Tesla Burger. Несмотря на непростой старт и первые убыточные месяцы, проект вышел в «плюс», пережил ряд трансформаций и спустя 8 лет вырос в сеть бургерных со своей франшизой. О том, как превратить небольшое заведение в сеть и как локальный фуд-проект конкурирует с гигантами рынка, Владислав Джурович рассказал порталу Biz360.ru.
Владислав Джурович – 26 лет, предприниматель из Тюмени, основатель сети бургерных
Tesla Burger. Проект запущен в 2013 году, сегодня сеть насчитывает 13 точек в Тюмени, Тобольске и Кургане. Компания развивает как собственные заведения и службы доставки, так и продаёт франшизу.
Как всё начиналось
Я начал работать с подросткового возраста. В 15 лет занимался холодными продажами услуг интернет-провайдера, в 16 лет ушёл после 9-го класса в техникум, чтобы учиться на инженера, параллельно стал работать помощником бармена в кофейне. Потом перешёл на должность официанта и до 18 лет продолжал работать в общепите.
В 17 лет я съездил на свою вторую родину – в Сербию, и там увидел сербские бургеры – популярный формат стритфуда. Когда вернулся в Россию, подумал, что хотел бы запустить своё кафе, чтобы продавать там бургеры по сербской рецептуре.
С того момента я не просто работал и учился, а откладывал деньги и читал в интернете про разные аспекты бизнеса. Потом прошёл курсы предпринимателей «Открой своё дело». В 18 лет у меня уже было примерное видение своего проекта.
Я начал искать повара и помещение. С другом-дизайнером мы придумали название Tesla Burger и логотип, и потихоньку я стал идти в этом направлении. Когда начался очередной учебный семестр, на учёбу я уже не пошёл, а плотно занялся запуском своего бизнеса.
В итоге в 2013 году я запустил доставку бургеров и блюд сербской кухни. Дело в том, что подходящего мне помещения так и не нашлось (из-за достаточно жёстких правил в сфере общепита). Да и достаточной суммы денег для такого формата в итоге не оказалось: на запуск у меня было 550 тысяч рублей. Часть этой суммы я скопил, часть – занял у родственников и друзей под проценты.
А для доставки было достаточно площади в 48 квадратных метров на окраине города за 19 тысяч рублей в месяц. Шеф-повара я пригласил из Сербии, и кроме него было ещё шесть сотрудников: курьеры, операторы колл-центра и знакомый повар, которого я переманил из другого ресторана. Ремонт сделал сам с друзьями, рекламу запустил в интернете.
В первые полгода проект был в большом минусе. Долгое время я был в долгах и какое-то время даже подрабатывал таксистом, чтобы утром купить продукты для ресторана доставки. Только через год проект стал показывать достаточную выручку, чтобы начать раздавать долги и совсем немного брать себе в качестве зарплаты – около 40 тысяч рублей в месяц.
На тот момент я не знал, как работать по-другому. Не знал ничего про ценообразование, не знал, что такое фудкост. Мне, по сути, не было даже известно, какая у нас чистая прибыль (мой бухгалтер занимался исключительно налогами).
К тому же в 2014 году в Тюмени никто не доставлял бургеры, рынка не было, спрос не был сформирован. Не существовало «Яндекс.еды», а Delivery только появился и давал очень мало заказов. Оборот точки с суши тогда был 1,5 млн. рублей в месяц, а у меня – максимум 500 тысяч.
При открытии первого стационарного ресторана я тоже допустил немало ошибок, плюс к этому на многом сэкономил, сделал маленькую и малозаметную вывеску. И ресторан тоже долго работал в минус.
Первые 2,5 года развития бизнеса у меня был ресторан доставки, плюс я запускал формат «на колёсах» – фудтрак. Но в 2016 году, когда я стал открывать стационарную точку, то понял, что нужно уходить от сербской концепции. Практика показала, что такие бургеры подходят не всем россиянам, а ещё у нас не вполне хорошо получается их воспроизводить. Так что понемногу я стал их русифицировать.
В итоге сегодня у нас в меню есть сербская котлета – плескавица, но на этом из сербского всё. Сегодня наше позиционирование – это бургеры из натуральных ингредиентов. Мы сами делаем фарш и все соусы, сами печём булочки.
2017 год можно назвать переломным в развитии, до него бизнес был скорее тренировкой. Доставку я переформатировал в офлайн-точку – и она довольно быстро вышла в плюс, начав показывать хорошую прибыль в 300-400 тысяч рублей в месяц. Почти все деньги я тратил на возвращение долгов.
Второй переломный год был 2018-й. Тогда я открыл второй и третий рестораны, и они стали прибыльными сразу же. Самая первая точка, которая начиналась как убыточная, тоже за год работы над ней вышла на выручку свыше 2 млн. рублей в месяц.
Чтобы это стало возможным, мы сильно изменили и продукт, и сервис. А помимо разных маркетинговых нюансов и изменений в бизнес-процессах, я запустил в соцсетях серию материалов, где рассказывал про путь Tesla Burger: о том, какие ошибки были допущены и как мы их исправили. Людям нравилась наша открытость.
В 2017 году мы обновили рецептуру котлет, маринада и соусов, поменяли булочку. Но это всё детали: в целом изменения – постоянный процесс. В 2020 году мы с одним тюменским бренд-шефом вообще полностью изменили меню, а для разработки нового рецепта булок я привлекал шеф-повара из Питера.
На старте помимо бургеров мы предлагали шашлыки, салаты, закуски и десерты. Сегодня в ассортименте Tesla Burger десять видов бургеров плюс разные другие позиции – многое мы убрали, но моно-форматом не стали.
Бургер по самой низкой цене стоит 119 рублей, наш классический недорогой сербский бургер «Плескавица» - 179 рублей, популярный и дорогой Tesla-бургер с двумя котлетами и двойной порцией сыра идёт за 369 рублей. В целом блюда, которые дешевле, берут чаще, но более дорогие приносят в итоге столько же выручки, сколько экономичные позиции. Средний чек в нашей точке – 350 рублей.
На открытие первого стационарного ресторана в 2016 году ушло 1,5 млн. рублей, но после я туда вложил ещё около 2,5 млн. рублей. Надо понимать, что на момент того открытия у нас не было сформированной концепции. Сегодня на открытие нашего ресторана на 50-150 квадратных метров нужно 3-5 млн. рублей.
В данный момент в общей сложности у Tesla Burger 13 торговых точек. Две из них – фудтраки.
Количество торговых точек у нас в Тюмени больше, чем у McDonalds, но меньше, чем у Burger King и KFC. По товарообороту в бургерном сегменте мы сразу после них, на четвёртом месте. А помимо них и нас в городе есть и другие бургерные, включая федеральные. Мы выделяемся за счёт нашей концепции, которую наработали за годы: предлагаем продукт из натуральных ингредиентов по доступным ценам.
Плюс мы готовы погружаться в каждую проблему гостя, исправляя ошибки, если допускаем их. Также мы имеем возможность более внимательно прислушиваться к пожеланиям гостей в целом: если проведём опрос и выясним, что гости хотели бы изменить рецептуру, мы её изменим (на что вряд ли стоит рассчитывать в случае с глобальной корпорацией).
Наша аудитория – в основном современные люди 17-38 лет. Хотя, конечно, у нас скорее «народный» формат, к нам приходят и школьники, и пенсионеры.
Для продвижения мы с самого начала ведём соцсети, однако в случае с общепитом всё же ключевым моментом является место расположения. Все наши точки находятся в местах с высоким трафиком. Плюс мы уделяем много внимания вывеске и внешнему оформлению точек. Конечно, почти везде мы соседствуем с нашими конкурентами.
Пандемия застала компанию не в лучшее время: незадолго до этого у нас случился пожар в одной из точек, и была кредитная нагрузка. Однако мы довольно быстро оптимизировались: я поставил задачу сократить расходы и увеличить оборот любой ценой. Много времени было потрачено на планирование того, как это сделать, не тратя деньги на маркетинг.
Например, мои менеджеры вручную писали со своих телефонов в мессенджеры гостям, мы запустили в продажу наборы для готовки бургеров дома, начали активно работать с блогерами по бартеру, оптимизировали меню, попросили арендодателей пойти на уступки по аренде.
Пример из деталей: продажи падают, и мы понимаем, что одну из двух поверхностей гриля в точке нужно отключать. Это сэкономит 3-5 тысяч рублей в месяц. И так по всем статьям расходов. Также в первые месяцы карантина были убраны премии для сотрудников, а для управленческого состава сократили зарплаты на месяц.
Но поскольку бизнес начинал с доставки и этот сегмент никуда не делся, мы легко адаптировались к новым условиям: увеличили штат курьеров, и объём доставки вырос в три раза. В итоге в пик ковида мы работали в прибыль. Более того, именно в этот период Tesla Burger запустил франшизу.
Мы будем фокусироваться на франшизе, развивая её качественно и количественно (сегодня четыре точки-франчайзи уже работают в Тобольске, Кургане и Тюмени, недавно заключили договор на Екатеринбург, в стадии переговоров ещё два города). Стоимость нашей франшизы – 200-400 тысяч рублей паушальный взнос, плюс инвестиции в открытие точки от 3 до 5 млн. рублей.
Сегодня у сети есть некоторые потери, связанные с системой QR-кодов. Но в целом мы активно увеличиваем количество доставок и рекламируем своё приложение. В дальнейшем будем вкладываться в сайт и мобильное приложение.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».