Компании часто нуждаются в заёмных средствах. Например, чтобы закрыть кассовый разрыв, не упустить крупный контракт или запустить новый проект. Обороты компании или её «возраст» значения не имеют – временные проблемы с финансами бывают у всех. Выбор источника финансирования зависит от конкретного случая. О том, когда лучше идти в банк, а когда – обращаться к инвесторам, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал CEO краудлендинговой платформы JetLend Роман Хорошев.
Роман Хорошев – основатель и CEO краудлендинговой платформы
JetLend. Окончил Самарский государственный экономический университет, выпускник Московской школы управления «Сколково». До запуска собственного бизнеса работал в компании «Тройка Диалог» и «Сбербанке».
Способов привлечь заёмные средства в бизнес много: банковское кредитование, акционирование, лизинг, факторинг, краудинвестинг и т.д. Эффективность каждого инструмента зависит от самого заёмщика: уровня его развития, финансовых показателей, потенциала. Давайте разберёмся, какие бывают инструменты финансирования.
Банковский кредит
Есть несколько видов кредитов для бизнеса. Например, овердрафт – по сути, краткосрочный, небольшой и дорогой кредит – ставка обычно превышает 30%. Он удобен, когда возникает кассовый разрыв, это своеобразный способ бизнесу занять «до получки.» Ещё одна разновидность – оборотный кредит, он нужен, если компания планирует масштабироваться, например, расширять географию. Оборотный кредит позволит закупить партию товара, вложить деньги в рекламу и т.д. Около 70% портфеля банка занимают оборотные кредиты до года. Есть ещё инвестиционный кредит, который оформляется под проект с нуля. Получить такой заём сложно, так как кредитора нужно убедить в эффективности проекта, а это удаётся далеко не всем.
Краудлендинг
Если в двух словах, то краудлендинг – это финансирование проекта физическими лицами. Инвестор или группа инвесторов через специальную платформу вкладываются в перспективный бизнес с целью быстро отбить вложения и получить прибыль. Этот инструмент похож на оборотное и отчасти на инвестиционное кредитование, только получить финансы проще и быстрее, чем в банке. Главные плюсы: быстрая регистрация на инвестплощадке, возможность получить заём в режиме онлайн, относительно низкие ставки.
Акционирование (для АО) или продажа доли уставного капитала (для ООО)
Акционирование – это получение денег в обмен на долю компании. Акционерный капитал стоит привлекать, когда компания совсем молодая. Не обязательно быть высокотехнологичным стартапом, механизм подходит и обычной кофейне. Например, если первая открытая кофейня оказалось успешной и есть смысл открывать вторую, то для получения инвестиций можно продать долю компании.
Лизинг
Компания вместо покупки транспорта, компьютерной техники или промышленного оборудования может оформить лизинг, то есть арендовать это имущество с правом последующего выкупа. Ставки обычно составляют 15-17%. Отличительная черта лизинга – ускоренная амортизация и экономия за счёт отсутствия налогов. Ну и лизинговые компании обычно более лояльны к заёмщикам, чем банки. Такой механизм помогает снизить расходы, но реализовать полноценный проект с помощью лизинга вряд ли получится.
Факторинг
Такой вид кредитования представляет собой деньги в обмен на будущую выручку. Процентные ставки примерно такие же, как в банке, или чуть ниже. Факторинг похож на оборотный кредит сроком на несколько месяцев. Деньги можно одолжить не только у банка, но и у контрагента, но несколько другим образом – в виде отсрочки платежа.
Допустим, партию товара партнёр доставит сейчас, а заплатите вы потом, когда получите выручку. Своего рода беспроцентный заём. Не стоит ожидать, что любой контрагент пойдёт на такую сделку, согласие можно получить только если партнёр в вас действительно заинтересован.
Микрофинансовые займы
Очень рискованный вариант – ставки могут достигать 60%. За таким кредитом стоит идти только в одном случае – если деньги нужны сегодня. Например, предприниматель заключил крупный контракт, и не хватает 1 млн. рублей, чтобы начать по нему работать. Микрофинансовой организации придётся вернуть в полтора раза больше, но в противном случае можно потерять выгодный контракт.
Полноценными займами, которые позволят решить множество стратегических задач компании, являются банковское кредитование, акционирование и краудлендинг. Банковский кредит и краудлендинг – виды долгового кредитования, то есть всё что должен будет сделать предприниматель – вернуть через определённое время долг с процентами.
Акционирование же предусматривает продажу части компании в обмен на инвестиции, то есть собственник акций или доли уставного капитала становится совладельцем компании и часто имеет право участвовать в принятии важных решений.
Кредит предпочтительнее, но если у компании очень высокая долговая нагрузка – не стоит кредитоваться. Когда операционная годовая прибыль составляет 10 млн. рублей, а кредиторская задолженность – 30 млн. рублей, то есть нужно три года, чтобы погасить долг – предприятию грозит крах. Лучше привлечь акционерное финансирование.
Как оценить закредитованность? В сегменте малого и среднего бизнеса коэффициент EBITDA не должен быть выше двух. Чтобы рассчитать его, нужно из прибыли до уплаты налогов, суммы износа и амортизации, а также суммы уплаченных процентов вычесть полученные проценты. Кроме того, нужно оценивать объёмы будущей выручки и сопоставлять их с переплатой по кредиту.
Рассмотрим две самых распространённых ситуации:
I. Предпринимателю не хватает 3 млн. рублей на закупку партии товара по выгодной цене, так как минимальная сумма заказа – 5 млн рублей. Товар низкомаржинальный, оборачиваемость составляет три месяца. Получается, что закупив продукцию на 5 млн. рублей и продав её с наценкой 20%, можно получить за три месяца 1 млн. рублей. Годовая выручка составит 4 млн. рублей. По 3-миллионному кредиту, оформленному, например, по годовой ставке 15 % с аннуитетом, когда тело долга амортизируется и вы каждый месяц должны кредитору меньше, переплата по процентам составит 225 тысяч рублей. Вложено 225 тысяч рублей, а получено 4 млн. рублей, выгода огромная.
II. Своих денег у предпринимателя нет. Он должен взять все 5 млн. рублей в кредит. Бизнес малодоходный, оборачиваемость составляет 12 месяцев. Это означает, что бизнесмен заработает около 250 тысяч рублей при наценке 5%. Это очень мало. Так как деньги предприятие получит только через 12 месяцев, например, при выполнении государственного заказа, обслуживать кредит не на что.
Продажа доли бизнеса чревата недополученной выгодой в будущем и проблемами с новыми собственниками компании. Допустим, инвестор оценивает проект в 10 млн. рублей и покупает 20% акций или уставного капитала за 2 млн. рублей. Есть риск, что инвестор, то есть новый партнёр, окажется дотошным: будет вмешиваться в работу, чересчур пристально следить за расходами, а то и грозить судебным преследованием, если ему что-то не понравится.
Есть и ещё один огромный минус: дальновидный предприниматель понимает, что привлекать акционерный капитал очень дорого – в будущем доля, проданная за 2 млн. рублей, может стоит в десять раз дороже.
Идеального инструмента привлечения финансирования нет. Каждый механизм выполняет свою роль. На начальном этапе подходит акционерное финансирование, на следующем, возможно, стоит делать ставку на долговое финансировании, так как оно обойдётся дешевле.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».