Стартап, внимание, марш! Как перспективному проекту заинтересовать инвестора

Прочтёте за 3 мин.

Важен трекшн, дивижн энд солюшн. Йоу!

Многие проекты на старте или на последующих стадиях нуждаются в инвестициях, необходимых для дальнейшего развития. Начинающие предприниматели часто не знают, где найти инвестора и как заинтересовать его своей бизнес-идеей. Профессиональные инвесторы Илья Королёв, Михаил Салонтай и Михаил Киреев рассказали о том, как получить внешнее инвестирование.

Амбиции и English

Илья Королёв

Илья Королёв, управляющий портфелем «ФРИИ Инвест».
Инвестподразделение Фонда развития интернет-инициатив
проинвестировало более 500 компаний на ранних стадиях.
 

Сейчас ФРИИ самостоятельно выходит на компании, которые находятся на стадии pre-seed (самая ранняя стадия привлечения инвестиций, для которой у проекта есть команда, MVP или продукт и подтверждённый спрос – прим .редакции) и представляют для нас инвестиционный интерес. 

Мы плотно работаем с ними с самого начала. Инвестируем в них до 70 тысяч долларов, чтобы в течение трёх месяцев компания могла показать подтверждение бизнес-модели на целевых рынках. Для нас такими являются рынки США, Юго-Восточной Азии и Европы. После этого мы можем рассмотреть компанию на seed-стадии (инвестиции привлекаются для взрывного роста проекта: масштабирования, увеличения команды, развития продукта и т.д. – прим.редакции.) и проинвестировать до 1 млн. долларов, чтобы проверить гипотезу об их масштабировании. 

У компаний, которые нам интересны, должна быть подтверждённая бизнес-модель в России, стратегии выхода на международный рынок и минимальный трекшн (прогресс роста бизнеса – прим. редакции) в Европе, США или Юго-Восточной Азии. 

Компании для попадания к нам на радары необходимо получить первых клиентов на этих рынках. Мир меняется, и мы понимаем, что для венчурного инвестора российский рынок крайне ограничен – здесь мало покупателей и инвестиционного капитала для следующих стадий развития внутри страны. Поэтому интереснее сразу строить международный бизнес. 

Для нас наиболее важными критериями отбора компании считаются: 

  • наличие международного потенциала у проекта;

  • агрессивность фаундеров для развития на целевых для ФРИИ рынках. 

Важно, чтобы основатели, когда они только строят компанию, понимали свои преимущества перед другими игроками, имели видение о встраивании в глобальную экосистему и выстраивали свою деятельность в соответствии с этим направлением.

У команды, кстати, должно быть всё в порядке с английским языком. Это является достаточно серьёзным ограничением для вписывания в международную экосистему. 

Наши первоначальные инвестиции в 70 тысяч долларов – это некий формат для тестирования того, как выбранная компания может работать вместе с нами. Тут мы смотрим, насколько быстро она двигается и меняется, как оперативно она может применить знания, полученные в ходе исследования рынка, как умеет слышать инсайты и проверять гипотезы без погружения в рутину. 

Важен трекшн, который компания показывает на стадии seed. У неё должны быть кратные изменения, возможно, даже несколько пивотов (смена бизнес-модели или курса движения бизнеса – прим. редакции). Эти изменения необходимы для завоевания рынка. 

Крутая команда и качественный продукт

Михаил Салонтай 

Михаил Салонтай, генеральный партнёр инвестиционной компании Flashpoint.
Проект поддерживает компании Центральной и Восточной Европы, СНГ, Израиля, Финляндии. Успешные кейсы – онлайн-кинотеатр
Ivi, «Нетология», «Достависта». 

Мы начинаем следить за компаниями на этапах их становления, но присоединяемся к ним на более поздних стадиях – когда видно успешное развитие, уже существуют продукт и рынок для него. Мы смотрим на комбинацию факторов перед тем, как инвестировать в компанию. Вот самые важные из них: 

  • Команда. У проекта уже есть выручка, продукт, трекшн и показатели, на основе которых мы пытаемся сделать некий прогноз. И основа для прогноза – понимание того, насколько способная команда. Например, мы предпочитаем команды, где основателей несколько, а не один. Нам кажется, что это более стабильная структура. Даже если с одним из них что-то произойдёт, компания продолжит развиваться. Мы любим команды, у основателей которых очень разный характер и свой собственный набор скиллов (навыков). Мы обращаем внимание на взаимодействие в команде - насколько оно хорошее.

  • Качество продукта. По нашему опыту, наилучшие компании – это те, где продукт потрясающий и его качество подтверждается клиентами. Когда клиенты нам говорят, что «это невероятная штука, которая помогла решить мои жизненно важные вопросы, сэкономить денег», нам это нравится. И всякий раз, когда мы инвестировали в такие компании, они оказывались очень успешными. 

Рост проекта своими глазами

Михаил Киреев 

Михаил Киреев, старший вице-президент Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
Фонд фокусируется на раундах
B и старается вкладывать в проект не менее 10 млн. долларов. 

Для нас стартап – это компания, за которой мы начинаем следить на ранней стадии, а участвуем как инвесторы уже тогда, когда она поднимает раунд B. Если мы не можем профинансировать компанию, исходя из своих критериев (она, например, находится не на той стадии развития), мы остаёмся на связи с основателями. Зачастую рекомендуем её кому-то из наших партнёров, которые готовы делать инвестиции на более ранней стадии. Мы ждём того момента, когда компания будет соответствовать нужным нам размерам. К этому времени у нас уже есть сложившиеся отношения с фаундерами, именно они позволяют выстраивать долгосрочное взаимовыгодное партнёрство. 

Основатели многих стартапов на более поздних стадиях имеют долю в проекте меньше 50%. Нас это не смущает. Мы стараемся, чтобы интересы фаундеров совпадали с нашими интересами инвесторов. Мы рассматриваем для инвестирования проекты, где доли фаундеров в момент нашего входа составляют от 20 до 50%. Через акционерное соглашение всегда можно сделать так, чтобы фаундер продолжал быть крайне заинтересованным и сфокусированным на росте бизнеса. И чтобы прочие интересы и проекты его не отвлекали. 

Материал подготовлен на основе выступлений спикеров на конференции Startup Village

Biz360 

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

01 июня 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов