Логистика в e-commerce: что такое фулфилмент и как его использовать селлерам

Прочтёте за 3 мин.

«Если подрядчик качественный, то во многих случаях это позволяет бизнесу снизить затраты»

IT-инструменты, которые использует Евгений Шольчев

  • Битрикс24
  • Консультант+
  • Telegram
  • YouTube

Логистика играет важную роль в онлайн-бизнесе. Она охватывает хранение, упаковку и доставку товаров до потребителя. От эффективности этих процессов напрямую зависит количество заказов и прибыль селлера. При этом сегодня продавцы могут делегировать логистические задачи маркетплейсам, сфокусировавшись на развитии своего бизнеса. О том, как селлерам использовать фулфилмент, порталу Biz360.ru рассказал основатель агентства по продвижению на маркетплейсах Евгений Шольчев.

Досье

Евгений Шольчев – 40 лет, основатель агентства по продвижению на маркетплейсах «Шольчев». Опыт работы в IT-индустрии – свыше 10 лет. Автор Youtube-канала «Маркетплейсы рулят».

Евгений Шольчев

Что такое фулфилмент  

Фулфилмент – это комплекс логистических услуг, включающий хранение, упаковку, доставку товаров и обработку возвратов, с помощью внешнего подрядчика. Он освобождает бизнес от рутинных задач, связанных с управлением складом и логистикой. 

Если подрядчик по фулфилменту качественный, то во многих случаях это позволяет бизнесу снизить затраты и улучшить качество обслуживания своих клиентов. 

Самый распространённый пример фулфилмента – работа маркетплейсов, которые берут на себя логистику своих селлеров. Это, помимо уже упоминавшихся преимуществ, позволяет быстрее доставлять заказы до покупателей, часто на следующий день, поскольку товары уже лежат на складе, готовые к отгрузке. 

Площадка также минимизирует риски за счёт возмещения стоимости при повреждениях и позволяет продавцам использовать инструменты аналитики для оптимизации поставок. 

Чем может быть полезен фулфилмент предпринимателю

Фулфилмент может помочь компании решить сразу несколько задач: 

  • Эффективно управлять запасами. Когда товары на складе неожиданно заканчиваются – растут отмены заказов и жалобы клиентов, а их лояльность падает. С помощью фулфилмента можно следить за остатками и снизить вероятность форс-мажора.

  • Использовать разные каналы продаж. При работе на нескольких площадках, например, на собственном сайте и двух-трёх маркетплейсах, предприниматель может столкнуться с разными требованиями доставки или упаковки товара. Фулфилмент позволяет оптимально решить эту проблему.

  • Экономить силы и ресурсы. Если логистика «крадёт» слишком много времени, её можно передать маркетплейсу и сконцентрироваться на развитии бизнеса. Это особенно важно для небольших команд и продавцов, которые работают в одиночку.

  • Масштабировать бизнес. При быстром расширении ассортимента или выходе на новые рынки фулфилмент позволит без лишних вложений в склады и штат быстро увеличить обороты.

  • Управлять возвратами. Маркетплейс берёт на себя приём и обработку возвратов, осматривает и сортирует товары. Это снижает нагрузку на команду и помогает быстрее ввести в продажу перспективные SKU. 

Какую модель фулфилмента выбрать

На примере «Яндекс Маркета» рассмотрим две модели фулфилмента на маркетплейсах: 

  • FBS (Fulfillment by Seller), когда товары хранятся у продавца, который сам собирает и упаковывает заказы, а доставка осуществляется силами маркетплейса.

  • FBY (Fulfillment by Yandex), при котором товары размещаются на складах «Маркета» и маркетплейс берёт на себя все логистические процессы. 

Выбирать собственный склад (модель FBS) целесообразно продавцам тех товаров, которые нельзя хранить на складах маркетплейса: это, например, ювелирные изделия, лекарства и ряд других. FBS также выбирают, когда надо проверить спрос, понять, какие товары в маркетплейсе покупают активнее. Те товары, которые нужны чаще, лучше перевести на FBY, а которые берут совсем редко – можно оставить у себя на складе. Это позволит эффективно использовать преимущества каждой модели и оптимизировать логистические расходы. 

Выбирать полный фулфилмент (FBY) стоит тем, кто продаёт товары с высоким спросом, а также товары, которые часто покупают вместе: например, телефон и чехол, халат и тапочки. Маркетплейс бесплатно хранит товары, которые продаются быстро. Если они залеживаются на складе, за хранение берётся плата, поэтому передавать на склад выгоднее SKU, которые быстро разойдутся. FBY также подходит для товаров, на которые есть стабильный спрос, пусть даже небольшой. 

Тут очень важно вовремя пополнять остатки – здесь продавцам поможет возможность отгрузки в ПВЗ. Такая опция позволяет сэкономить время и быстрее пополнить сток. 

P.S.

Для многих компаний фулфилмент может стать очень удобным инструментом, который разгрузит команду от рутинной логистики и позволит более плотно заниматься развитием бизнеса. При этом выбирать, какую модель фулфилмента запустить, нужно исходя из товарной ниши, ситуации на рынке и внутренних запросов бизнеса.

Fulfillment

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

23 мая 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов