В бизнес-среде часто звучит мнение, что долгосрочная стратегия развития – это инструмент для крупных и средних компаний, а малому бизнесу она не особенно нужна. Есть и другое мнение: качественно разработанная стратегия необходима для компаний любого уровня, так как помогает оценить потенциал бизнеса и вывести его на новый уровень. О том, почему малому бизнесу тоже нужна стратегия и как её разработать, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал эксперт по стратегическому маркетингу Альберт Садыков.
Альберт Садыков, предприниматель из Перми. Маркетинговый инвестор, консультант, стратег, ментор. Образование: физический факультет Пермского государственного университета (специальность «радиофизика и электроника»). Свой первый бизнес организовал в 15 лет (1992 год). Профессиональные специализации - стратегический маркетинг, реклама и копирайтинг, менеджмент.
В нашей стране очень интересная культура ведения бизнеса – назовём её «оперативная» (даже не «тактическая»…). Иными словами, большинство предпринимателей живёт сегодняшним днем («оперативная» модель), в лучшем случае - завтрашним («тактическая» модель). При этом мало у кого есть долговременная стратегия («стратегическая» модель). Почему?
Для ответа на этот вопрос достаточно оглянуться на 100 лет назад. В то время произошла революция, которая повлекла за собой не только банальную смену власти, но и смену парадигмы развития общества.
Государство полностью забрало себе функции определения направлений развития общественной жизни, промышленности, культуры... Да, простым людям, коих большинство, это было очень удобно, ведь с них сняли ответственность за их собственную жизнь. А людей, которые были способны и готовы брать на себя ответственность за свою жизнь и за свои действия, государство не приветствовало. И, как следствие, всячески «подравнивало» их под «среднюю температуру по больнице» - как с помощью законов, так и с помощью пропаганды и общественной морали.
В результате мы получили несколько поколений людей, которые НЕ УМЕЮТ самостоятельно принимать решения, планировать, делать выбор своего жизненного и профессионального пути. Потом из этих людей (других-то уже не было) стали формироваться властные институты, что, в свою очередь, привело к появлению соответствующей - бесплановой и безответственной - культуры госуправления (вспомните «взбесившийся принтер» - так называли Госдуму одного из созывов).
А теперь представьте, как предпринимателю, тоже не имеющему «гена» ответственности и планирования, работать в столь «безответственной» и хаотичной среде? И как ему заниматься стратегией развития, если государство меняет правила игры чаще, чем опрятный человек носки и нижнее бельё? Поэтому и перестают люди заниматься стратегиями: к отсутствию понимания важности стратегии прибавляется хаотичность действий государства.
Но при этом есть варианты стратегий и концепций ведения бизнеса, которые работают на благо предпринимателей в ЛЮБОЙ обстановке и в ЛЮБОЙ внешней среде. Это - базовые маркетинговые концепции - рынок-продукт-рынок, специализация/фокусировка и позиционирование, а также маркетинговая стратегия здравого смысла (как я её назвал), основанная на этих трёх «китах».
Маркетинговая стратегия здравого смысла - это фундамент для всех остальных стратегий бизнеса, более того, её использование снижает требования и к качеству проработки последующих стратегий, и зависимость от внешних факторов. Это как фундамент у дома. Ведь именно с фундамента начинается стройка, не так ли?
Начнём стройку?
Для начала посмотрите на свой продукт трезво, отключив своё предпринимательское эго, и ответьте на вопрос: что именно вы делаете - убеждаете людей в том, что им необходим ваш продукт, или просто предоставляете рынку продукт, который эти люди хотят?
Вы предлагаете людям перевозки гужевым транспортом - потому что это востребовано в парках Европы или потому что у вас есть три лошадки, оставшиеся в наследство от деда в деревне? Вы открываете магазинчик, потому что досталась квартира на первом этаже с выходом на улицу? Или вы открываете единственный в спальном районе пивной магазинчик, автомойку рядом с большим офисным центром или пиццерию в жилом массиве, где людям некуда сходить перекусить? Думаю, вы прекрасно видите не только разницу в подходе, но и понимаете последствия этих подходов.
Следующий шаг - проверка на специализацию. Как вы думаете, к какой компании у потребителя больше доверия: к той, которая выпускает только автомобили, или к той, которая делает и тарелки из дерева, и автомобили, и торшеры, и смесители для ванной? К какому врачу вы пойдёте, если у вас заболит сердце - к кардиологу или к терапевту (а базовые знания есть у обоих врачей, кстати)?
Последний шаг - дифференцирование и позиционирование. Вы продаёте современный автомобиль или предлагаете потребителю подчеркнуть свой высокий социальный статус с его помощью? Вы предлагаете рынку краску для стен деревянного дома или краску, которая будет защищать стену дома 15 лет в условиях влажного климата?
Эти три шага, если они сделаны грамотно, в соответствии со здравым смыслом, лягут в основу ЛЮБОЙ стратегии - хоть наступательной (увеличить долю рынка, стать вторым игроком на рынке, войти в новый регион и т.д.), хоть оборонительной (сохранить лидерство), хоть диверсификации (не забываем про специализацию и позиционирование).
Задача маркетинговой стратегии здравого смысла - не планирование деятельности компании на несколько лет вперёд (хочешь рассмешить бога - расскажи ему о своих планах), а выстраивание системы ограничений (куда ходить не нужно, ибо «снег башка попадёт») и системы векторов движения в заданном направлении.
Только после этого есть смысл приступать к краткосрочным планам, постоянно - на каждом этапе их разработки и реализации - сверяясь со стратегическими векторами и ограничениями.
Помните, что ответил Микеланджело на вопрос о том, как он создаёт свои скульптуры? «Просто отсекаю лишнее»! Так вот, ещё одно преимущество стратегии здравого смысла в том, что она значительно упрощает планирование и реализацию планов – как раз в силу того, что «отсекает лишнее».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».