Лучшие умы маркетинговой индустрии годами бьются над вопросом – почему одни продукты «выстреливают», а другие, которые, на первый взгляд, ничуть не хуже первых, терпят фиаско и уходят в небытие. Слагаемых успеха может быть много, но один из важнейших факторов – качественно выявленная потребность аудитории. О том, почему для вывода продукта на рынок важно понимать, изучать и выявлять потребности аудитории, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал эксперт по стратегическому маркетингу Альберт Садыков.
Альберт Садыков, предприниматель из Перми. Маркетинговый инвестор, консультант, стратег, ментор. Образование: физический факультет Пермского государственного университета (специальность «радиофизика и электроника»). Свой первый бизнес организовал в 15 лет (1992 год). Профессиональные специализации - стратегический маркетинг, реклама и копирайтинг, менеджмент.
Эта публикация является продолжением авторской статьи Альберта Садыкова, в которой он дал общее определение маркетинговой стратегии здравого смысла и рассказал, из чего она состоит и как её нужно использовать. В этой статье автор более подробно раскрывает суть первой концепции, входящей в эту стратегию.
Как показывает практика маркетинга и бизнеса, есть два основных пути появления продукта на рынке:
-
предприниматель выводит на рынок продукт без понимания и явного изучения потребностей аудитории, к которой он обращается;
-
предприниматель выводит на рынок продукт, который удовлетворяет выявленную и изученную потребность аудитории, к которой он обращается.
В первом случае предприниматель будет вынужден «уговаривать» аудиторию купить его продукт (случаи удачно-случайного попадания в потребность мы не рассматриваем - статья не про «угадай мелодию»), постоянно расходуя ресурсы на продвижение продукта.
Во втором случае достаточно будет просто сообщить аудитории о продукте, способном удовлетворить её потребность - всё остальное люди сделают сами: и сарафанное радио запустят, и свою лояльность обеспечат.
В первом случае предприниматель будет удовлетворять своё эго - пытаться переделать мир под себя, во втором случае - просто даст рынку то, в чём он нуждается.
Удовлетворение предпринимательского эго - это концепция «продукт-рынок»: вывод продукта на рынок и постоянное «уговаривание» аудитории купить его. Это требует больших энергетических, временных и финансовых затрат предпринимателя. Но при этом, однако, это наиболее часто встречающаяся концепция на рынке.
Самые простые примеры из жизни: фермерская продукция, различные мобильные приложения, одинаковые отделы в торговых центрах. Или - продавать «снег эскимосам». Перечислять можно долго, думаю, вы и сами уже всё поняли.
Удовлетворение существующей потребности платежеспособной аудитории - это концепция «рынок-продукт-рынок»: выявляем потребность, затем делаем продукт, потом предлагаем этот продукт. Самые простые примеры: телефоны Vertu, автомобиль как таковой (более быстрая лошадь), Instagram (удовлетворяет потребность людей в самопрезентации) и т.д.
Эта концепция позволяет экономить все ресурсы предпринимателя:
-
экономия времени - за счёт сокращения срока охвата целевой аудитории;
-
экономия финансов - за счёт снижения расходов на продвижение (включается сарафанное радио);
-
экономия энергии - за счет более простого и продуктивного взаимодействия с рынком.
И здравый смысл диктует нам выбирать именно такую концепцию, однако по факту это редко используемый подход. Почему?
Я думаю, что всё дело в бессознательных паттернах поведения: ведь чем больше работает человек, тем больше социального одобрения он получает! Заметьте, не «эффективнее» работает, а «больше»! Плюс все наши народные поговорки про «рыбку из пруда», про тех, «кто не ест»... Ну и огромное количество дел позволяет занять наше сознание, лелеять чувство собственной важности, быть «при деле» и т.д.
А дальше - всё просто. Зная и памятуя о таких особенностях личностной и социальной психологии, нужно просто контролировать свои действия. Перед началом выпуска любого продукта задать себе несколько вопросов:
-
Какую конкретную потребность (лучше - сразу несколько) аудитории удовлетворит этот продукт?
-
Эта аудитория платежеспособна?
-
Она готова платить нужные вам деньги за продукт?
А потом задать себе самый главный вопрос: «Ответы на предыдущие вопросы вы ПРИДУМАЛИ (в смысле, вы ДУМАЕТЕ, что так оно и есть) или вы их получили из наблюдений за аудиторией и тестированием продукта?»
Хотите «много работать» - убеждайте рынок в том, что ваш продукт ему жизненно необходим. Хотите много заработать - просто дайте рынку то, что ему требуется.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».