Маркировка молочных продуктов, учёт интернет-рекламы, сбор персональных данных: что ждёт бизнес в сентябре 2022 года

Прочтёте за 4 мин.

Несколько важных для бизнеса изменений в законодательстве

В сентябре стартовал новый этап маркировки молочных продуктов, введён порядок учёта интернет-рекламы, ужесточены закон о правах потребителей и порядок сбора персональных данных. Давайте более подробно разберёмся, какие изменения ждут предпринимателей в первом месяце осени.

September 2022

Стартовал новый этап маркировки молочных продуктов

Уже больше года импортёры и производители наносят коды маркировки на молочную продукцию. Но маркировка – это не просто наклейка на упаковке. Это целый бизнес-процесс, который позволяет прослеживать путь товара от производителя к потребителю.

С 1 сентября 2022 года в процесс вовлекут всех участников рынка, включая розничных продавцов. Их обяжут вести объёмно-сортовой учёт, то есть регистрировать ввод и вывод продукции с помощью электронного документооборота 

Что это значит: одной из важных задач для предпринимателя станет фиксация поступления и продажи продукции с помощью электронного документооборота. Для этого производитель должен отправлять поставщикам и продавцам универсальный передаточный документ – специальную накладную, которую используют одновременно и как первичный документ, и как счёт-фактуру.

Также с 1 сентября 2022 года придётся сканировать маркировочный код при розничной продаже – он будет сообщать системе «Честный ЗНАК», что товар выбыл из оборота.  Для этого понадобится 2D-сканер и онлайн-касса. Подробнее о всех нюансах маркировки молочной продукции вы можете прочитать в этой статье.

Основаниепостановление правительства РФ № 2099 от 15 декабря 2020 года.

Вводится учёт и маркировка интернет-рекламы

С 1 сентября 2022 года вводится обязательная маркировка интернет-рекламы. Распространение интернет-рекламы будет допускаться при условии присвоения ей специального идентификатора (уникального цифрового обозначения), а также пометки «реклама» и информации о рекламодателе. Контроль нововведения будет осуществлять Роскомнадзор.

Что это значит: рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны будут направлять в Роскомнадзор обязательные сведения о распространении интернет-рекламы (объект рекламирования, информация о товаре, размер бюджета рекламной акции и т.д.). Эти данные нужно передавать в ведомство через оператора рекламных данных, с которым рекламодатели и распространители рекламы должны будут заключать договор. Информация об интернет-рекламе будет храниться в Роскомнадзоре не менее 5 лет. 

Основание: федеральный закон № 347-ФЗ от 2 июля 2021 года.

Ужесточён закон о защите прав потребителей

Раньше закон о защите прав потребителей декларировал, что положения, ущемляющие права покупателя, делают договор недействительным. Но самого перечня не существовало – правоприменительная практика строилась на решениях Роспотребнадзора и судов.

С 1 сентября появился перечень таких положений. Вот какие пункты договоров теперь будут признавать недопустимыми:

  • запрет на выбор конкретного суда для защиты интересов;

  • право отменить или изменить договор в одностороннем порядке;

  • отказ от ответственности за ненадлежащее исполнение договора;

  • запрет на обращение в суд без соблюдения досудебного порядка;

  • право оказывать платные услуги без согласия покупателя;

  • уменьшение размера законной неустойки.

Что это значит: если продавец включит в договор хотя бы одно из условий, оно априори будет считаться недействительным. В этом случае покупатель будет вправе не исполнять такое условие и сможет обратиться в суд за признанием договора недействительным. А продавец будет обязан вернуть все полученные по договору деньги, если документ признают недействительным.

Важно: новое правило имеет обратную силу, это значит, что оно распространяется и на договоры, заключенные до 1 сентября 2022 года.

Основаниефедеральный закон № 135-ФЗ от 01 мая 2022 года.

Введён обмен кадровыми документами на портале госуслуг

Под кадровым электронным документооборотом обычно подразумевается обмен сканами подписанных документов. «Настоящий» ЭДО вводят только крупные компании, которые разрабатывают собственные системы учёта документов.

С 1 сентября электронный документооборот станет доступен всем работодателям. И не через обмен сканами, а «по-настоящему» – через «Госуслуги». Оформлять и подписывать электронной подписью можно будет четыре типа документов:

  • трудовые договоры, приложения и допсоглашения;

  • приказы о приёме и переводах;

  • заявления на отпуска и налоговые вычеты;

  • уведомления и запросы.

Бумажные документы не понадобятся – электронные версии будут храниться в организации. Работодатели продолжат хранить на бумаге только основные документы: трудовые книжки, приказы об увольнениях и инструкции.

Что это значит: работодатели, сотрудники и даже кандидаты на трудоустройство смогут обмениваться документами через «Госуслуги». Для этого им понадобятся подтверждённая учётная запись на портале госуслуг и электронная подпись, информация о которой отображается на «Госуслугах». Отдельные программы для электронного документооборота не нужны.

Основанияфедеральный закон № 377-ФЗ от 22 ноября 2021 годапостановление правительства РФ № 1192 от 01 июля 2022 года.

Введены новые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации

С 1 сентября для компаний-производителей и поставщиков вводятся новые единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и требующей составления декларации о соответствии. Вся продукция в новых перечнях идентифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС, а в отношении каждого наименования товара представлены документы по стандартизации, устанавливающие требования к данному виду товара.

При этом перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию, утверждённые постановлением правительства РФ от 01.12.2009 № 982, упраздняются. В то же время сертификаты и декларации, выданные до введения новых перечней, будут действовать до окончания срока, установленного в них самих, либо до окончания срока годности или срока службы продукции, но не позднее 1 сентября 2025 года.

Что это значит: компании-производители и поставщики, чья деятельность связана с продукцией, попавшей в новые перечни, должны будут внести коррективы в свой документооборот и систему учёта.

Основание: постановление правительства РФ № 2425 от 23 декабря 2021 года.

Ужесточены сбор и обработка персональных данных

Если предприниматель собирает информацию о клиентах или посетителях своего сайта, он считается оператором персональных данных. Раньше это правило было не универсальным, а распространялось только на тех, кто собирает сразу несколько типов данных. Например, ФИО, дату рождения, адрес проживания или регистрации.

С 1 сентября оператором персональных данных будет считаться каждый, кто запрашивает у пользователя даже фамилию, имя и отчество. Это касается как сайтов, так и офисов с магазинами. Например, если для оформления пропуска или карты лояльности вы запросите ФИО, то станете оператором персональных данных.

Что это значит: Если по новым правилам вы станете оператором персональных данных, вам придётся зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных, запросить согласие на сбор и обработку данных, составить и разместить на сайте или в торговой точке политику обработки данных.

За соблюдением этих правил строго следит Роскомнадзор, в частности, ведомство проводит дистанционные и выездные проверки. Если инспекторы заметят, что вы обрабатываете персональные данные без согласия пользователей, то получите внушительный штраф до 75 тысяч рублей.

Основания: федеральные законы № 266-ФЗ от 14 июля 2022 года и  № 135-ФЗ от 01 мая 2022 года.

Введена новая система обучения правилам охраны труда

С 1 сентября работодатели начнут обучать сотрудников охране труда по новым правилам. Появится пять обязательных направлений, которые каждый новый сотрудник будет обязан пройти в течение двух месяцев с момента устройства на работу. Вот эти направления:

  • инструктирование – вводное, целевое и на рабочем месте;

  • обучение по требованиям охраны труда;

  • обучение по первой медицинской помощи;

  • обучение по средствам индивидуальной защиты;

  • стажировка по правилам охраны труда на рабочем месте.

Вводный инструктаж обяжут проводить до момента, когда сотрудник приступает к исполнению обязанностей. Правило не действует, если сотрудника переводят с одного места на другое и условия труда при этом не меняются.

Что это значит: Если вы проводили инструктажи по старым правилам, то теперь придётся изменить процедуру. Обучение разделите на несколько направлений, а после него введите стажировку на рабочем месте. За несоблюдение новых требований грозит штраф до 200 тысяч рублей.

Основаниепостановление правительства РФ № 2464 от 24 декабря 2021 года.

Обзор подготовлен по материалам  Delo.ru и  Buh.ru.

01 сентября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов