Появление новых технологических решений, которые меняют тот или иной рынок, происходит сейчас регулярно. И речь идёт не только о глобальных проектах вроде Uber или Booking, перевернувших целые индустрии, но и о тысячах сервисов, которые меняют правила игры на локальных рынках. Один из таких проектов – мобильное приложение Benzuber, которое позволяет заправиться топливом без похода к кассе, или вообще не выходя из автомобиля. О том, как устроен онлайн-сервис оплаты бензина на АЗС, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта Benzuber Артём Скворцов.
Артём Скворцов, 41 год, предприниматель из Екатеринбурга, основатель сервиса
Benzuber. В 1999 году окончил радиотехнический факультет Уральского государственного технического университета по специальности «автоматизированные системы управления». После окончания вуза пошёл работать системным администратором в компанию «Скон», торгующую топливом. Сейчас является её совладельцем. В 2017 году вместе с сооснователем «Скона» Денисом Лужецким создал приложение Benzuber – онлайн-сервис для оплаты топлива на АЗС.
Предприниматель Артём Скворцов почти 20 лет профессионально связан с рынком топлива. Работал в найме в екатеринбургской компании «Скон», которая занималась продажей топлива, строительством автоматических АЗС и автоматизацией в топливном ритейле на территории России. Начинал как системный администратор, затем стал руководителем IT-направления. На этой должности он разработал и внедрил IT-решение для удалённого управления автоматическими АЗС. В 2004 году стал совладельцем компании. «Скон» при непосредственном участии Артёма Скворцова развивала сеть автоматических заправок под брендом ERGO, которую в 2011 году за $39 миллионов выкупила «Башнефть».
После этого Артём Скворцов несколько лет работал в «Башнефти», но в 2015 году уволился и вместе с сооснователем «Скона» Денисом Лужецким начал создавать мобильное приложение, которое позволяет заправляться на АЗС без похода в кассу или к терминалу. Идея сервиса родилась, как говорит Артём, во время посещения АЗС.
«В 2015 году я сидел на заправке и смотрел, как девушка выезжала с автомойки. В межсезонье, когда идёт активное таяние снега, Екатеринбург какое-то время находится в очень грязном состоянии. У той девушки был белый Mercedes, она сама – тоже вся в белом. Девушка подъехала к колонке на АЗС и пошла в кассу через лужи и холмики из талого чёрного снега. Она пыталась пройти, не запачкавшись, лавируя и перепрыгивая через грязный снег. А я сидел и думал: «Интересно, а что она готова сделать, чтобы не ходить в кассу на заправке?», - вспоминает предприниматель.
Несмотря на то, что компания «Скон» не IT-проект, разработка приложения была довольно лёгкой и быстрой. От начала работ до создания прототипа прошло четыре месяца. Скворцов объясняет относительно быструю разработку тем, что вся команда хорошо знала специфику рынка АЗС и свободно ориентировалась в предметной области.
«Мы не IT-компания, которая пришла со стороны и что-то там выдумывает. Мы чётко знали, что делаем, потому что сами этим топливом торгуем. Условно говоря, можно сколько угодно фантазировать, какой должна быть лопата, но если ты ею ни разу не копал, то ничего не получится. Мы сами для себя создали «лопату», которой и копаем».
После создания прототипа к реальной разработке приступили в августе 2016 года, а в декабре того же года сервис был запущен на собственной сети АЗС – Varta. Он был рассчитан не только на пользователей смартфонов, но и на тех, у кого кнопочный телефон. Клиент подъезжал к заправке, звонил на единый номер «8-800», называл код колонки и говорил, сколько литров какого бензина ему требуется. Робот должен был распознать голос. После этого с карты клиента, которую он привязал на сайте сервиса к своему аккаунту, списывались деньги – можно заправляться.
«Голосовой заказ работал отлично и чётно, но слишком медленно. В многих случаях быстрее было сходить к кассе и там всё оплатить. Плюс, пока мы делали прототип, смартфоны стали всё больше проникать в нашу жизнь. Поэтому от идеи с голосовым заказом отказались в пользу мобильного приложения», - рассказывает Артём. В следующей версии, которая была запущена и в других сетях АЗС, голосовой заказ исчез – вместо него появилась возможность заказа из приложения.
Разработка, самый дорогой процесс в создании большинства приложений, обошлась основателям Benzuber в несколько десятков тысяч долларов (более точную цифру Артём Скворцов назвать отказался).
Современная версия приложения, коммерческий запуск которого произошёл в конце 2017 года, доступна для платформ iOS и Android, а также для тех, кто использует Windows Mobile. Benzuber «знает» конфигурацию всех АЗС, подключённых к приложению: количество колонок и пистолетов, каким видом топлива и где можно заправиться. Пользователь, подъезжая к заправке, вводит номер бензоколонки, оплачивает заказ через привязанную банковскую карту - и может вставлять пистолет в бак. Перед этим не надо никуда выходить или показывать на кассе прошедший платёж.
«Мобильное приложение взаимодействует с облачным сервером, который напрямую связан с кассовыми системами управления АЗС. Создаётся впечатление, что пользователи нашего сервиса самостоятельно включают колонку, нажав несколько кнопок в смартфоне. Это настоящий интернет вещей, о котором все так много говорят», - констатирует Артём.
Есть приложение и для заправщиков АЗС, которое используют некоторые сети, сотрудничающие с Benzuber. При выборе клиентом колонки и оплаты топлива, заправщику приходит сообщение, на сколько литров и кого нужно заправить. В этом случае пользователю приложения даже не приходится выходить из машины.
В 2019 году у приложения появилось B2B-решение - оно предназначено для транспортных компаний, сервисов доставки грузов, служб такси и вообще для любых предприятий, владеющих автотранспортом. В личном кабинете на платформе Benzuber компании могут ввести телефоны своих водителей и установить для них ограничения по виду бензина, сетям АЗС, дням для заправки. После этого сотрудникам приходит SMS со ссылкой на приложение. Когда они скачивают приложение, им сразу высвечивается доступный баланс.
«И всё! Не надо куда-то ехать, чтобы заключить договор, забирать топливные карты или талоны на бензин, а потом раздавать их водителям. Это такой безофисный вариант взаимодействия с клиентом», - объясняет Артём Скворцов.
В России, по словам основателя Benzuber, 24 тысячи АЗС. Сейчас к приложению подключено 1650 заправок – в основном, это небольшие частные сети. Сервис доступен в Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Омске, Саратове, Самаре, Воронеже и многих других городах. В Ленинградской области удалось подключить к проекту серьёзного игрока – Петербургскую топливную компанию.
«Крупных сетевых компаний у нас пока нет в силу разных причин. Кто-то пытается создавать свои подобные системы, кто-то долго принимает решение об интеграции с нашим сервисом», - признаёт Артём Скворцов.
Подключение к Benzuber новых АЗС, по его словам, достаточно простая процедура. Так как компания «Скон» и сам Скворцов давно работают на рынке топлива, они знают, что большинство АЗС используют одну из 15 самых популярных систем управления (Servio Pump, ItOil и др.). За 2 года существования проекта проведена интеграция со всеми этими решениями - в их последние релизы встроен Benzuber.
«Наверное, это самое тяжёлое, что было в нашем проекте. Чтобы интегрироваться со всеми, мы потратили кучу времени, нервов и средств. С учётом того, что мы всех знаем, нас все знают, и мы понимаем, что следует делать, это всё равно был интеграционный ад», - вспоминает Артём.
АЗС для подключения к проекту требуется заключить соответствующий договор и ввести реквизиты для подключения. После этого заправка появляется в Benzuber. За подключение владельцы АЗС ничего не платят. Заработок создателей сервиса – комиссия в 3,5% с каждой транзакции. «В эту сумму входят платежи банкам, налоги. Нам как агрегатору остаётся мизер», - уверяет Артём Скворцов.
Работать с Benzuber охотно соглашаются маленькие и средние сети. Их владельцы понимают, что сами они не создадут похожее решение из-за его высокой стоимости. Но вместе с тем они хотят соответствовать современным тенденциям, поэтому сотрудничество им интересно.
«Наше преимущество в том, что мы тащим за собой большой трафик. Сейчас уже хорошо запустилось сарафанное радио, у нашего приложения более 60 тысяч активных пользователей. В индустрии топлива все так или иначе общаются. И здесь сети, довольные сотрудничеством с нами, рассказывают про Benzuber другим сетям. На нас уже многие компании выходят сами», - рассказывает Артём Скворцов.
Первые пользователи приложения появились после публикации пресс-релиза о его коммерческом запуске. Артём Скворцов вспоминает, что эту новость охотно тиражировали СМИ. АЗС, сотрудничавшие с сервисом, развесили у себя объявления о нём. Многие устанавливали рекламные плакаты с QR-кодами, по которым можно было скачать приложение. Так о Benzuber узнала часть потенциальной аудитории.
«Это дало нам органический трафик. Люди, которые поняли, что могут заправиться без походов в кассу, охотно рассказывали о нас своим знакомым», - объясняет Артём Скворцов.
Вместе с тем основной сложностью, мешающей пока бурному развитию проекта, является недоверие пользователей. Многие люди с опаской относятся к тому, что можно подъехать к колонке с топливом, сделать несколько касаний к экрану смартфона и заправиться.
Недавно Benzuber начал сотрудничать с несколькими агрегаторами такси. Водители, пользующиеся этими системами, имеют в них свой аккаунт. В их личном кабинете накапливаются суммы поездок, которые оплачивали безналом. Чтобы получить эти деньги, водитель должен ждать платежей от агрегатора и оплачивать комиссии для вывода денег. Сотрудничество с Benzuber позволяет таксистам оплачивать топливо с баланса своего аккаунта.
«Это стало мощным толчком к нашему развитию. В конце 2018 года мы каждый день росли к предыдущему на 30% по количеству пользователей. Некоторые сети сразу ощутили на себе наш рост – у них тоже увеличился поток клиентов», - подчёркивает Артём Скворцов.
Проект Benzuber планирует выйти на окупаемость к концу 2019 года.
Основатели проекта ставят себе амбициозную задачу на ближайшие два года – привлечь к сотрудничеству половину из имеющихся в России АЗС в России, т.е. порядка 12 000 заправок. Для этого в течение 2019 года будут популяризировать свой продукт не только среди автовладельцев, но и среди B2B-сектора. В приоритете также выход на московский рынок, где в настоящее время приложение представлено слабо.
Читайте также:
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.
Мы из будущего: шесть вдохновляющих историй о технологичных бизнесах.
Автоматизация рулит: как IT-инструменты помогают делать бизнес эффективней.