19 июля 2018 года Госдума приняла закон N 250-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей», который вводит ранее отсутствующее в российском законодательстве понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» и возлагает на владельцев агрегаторов определённые обязанности и ответственность. О том, в чём суть изменений и к чему стоит готовиться владельцам таких сайтов, в своём корпоративном блоге рассказала студия Sibirix.
Как ни странно, с «Убера». Он был одним из первых сервисов-агрегаторов, и благодаря ему даже ввели термин «уберизация» - под ним подразумевают использование диджитал-платформы, напрямую объединяющей клиентов и поставщиков услуг.
Цель таких платформ – создание дополнительной стоимости для бизнеса в глазах потребителей. Раньше было нормальным обзвонить несколько служб такси, прежде чем найти свободный автомобиль, висеть на линии, пока диспетчер выкрикивает по нескольку раз твою улицу и ждать звонка 10 минут о подтверждении заказа и ещё одного о том, что «машинка подъехала». Теперь через онлайн-сервис это можно сделать за несколько секунд и два-три клика.
И если в 2009 году, когда Uber только появился, этот подход был новаторским, то нынешние потребители избалованы: их уже не удивить приложениями, сокращающими временные издержки на поиск товаров или исполнителей услуг (AirBnB, YouDo, Booking.com и многие другие). Более того, это становится ежедневной практикой.
До принятия
поправок в закон о правах потребителей не было чёткой правовой регламентации деятельности агрегаторов. Их нельзя было идентифицировать как классических продавцов, поскольку те не несли никакой ответственности за несоблюдение прав потребителей и могли пренебрегать указанием информации о продавце/изготовителе/исполнителе, реализуемых товарах и предлагаемых услугах.
В первую очередь, это не нравилось самим потребителям, поскольку агрегатор выступал как посредник, который просто связывал продавца и покупателя и мог развести руками и снять с себя любую ответственность, если что-то шло не так. К кому тогда обращаться? По идее - к продавцу или конечному исполнителю, но если информации о нём на сайте агрегатора минимум, то и спрашивать не с кого.
И хотя по факту потребитель при пользовании подобным сервисом фактически соглашается на «кота в мешке», удобство берёт верх: такие сервисы ищут клиента/исполнителя и предоставляют ему информацию о продукте/услуге, помогают договориться о сделке, контролируют её исполнение и отвечают за расчёты между сторонами.
Ожидалось, что закон введёт понятие агрегатора и обяжет такие сервисы отвечать за:
- возврат денег при отказе потребителя от договора;
- достоверность размещенной информации о поставщиках/исполнителях.
Поправки к закону обязывают агрегаторов по просьбе покупателя указывать следующую информацию об изготовителе/поставщике товара/услуги:
- фирменное наименование;
- место нахождения (адрес);
- режим работы;
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- ФИО, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.
В отношении ответственности не всё так чётко. С одной стороны, указано, что владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре/услуге или продавце/исполнителе несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю вследствие дезинформации. С другой стороны, при этом он не отвечает за недостоверность информации о товаре (услуге), если та была размещена на сайте сервиса или в приложении в точной формулировке от продавца/исполнителя без изменений.
При этом по-прежнему все претензии по исполнению обязательств по сделке купли-продажи предъявляются к исполнителю/продавцу - он несёт административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. И тогда получается, что если прописать определённым образом процесс публикации информации, то агрегаторы снова ни за что не отвечают!
Если же потребитель захочет вернуть сумму предоплаты за товар/услугу, он может предъявить требование к владельцу агрегатора. Деньги он обязан получить в течение 10 дней при соблюдении условий:
- предварительно оплаченные на счет владельца агрегатора товар/услуга не были переданы/оказаны потребителю в срок;
- потребитель отправил владельцу агрегатора уведомление об отказе от оплаты сделки из-за задержки сроков продавцом/исполнителем.
1. Запросить у поставщиков товаров и услуг нужную информацию и поискать для неё место на своём сайте:
- название компании;
- ФИО исполнителя;
- режим работы;
- адрес;
- ОГРН/ОГРНИП.
2. Быть готовым возместить убытки из-за размещения недостоверной информации.
3. Быть готовым вернуть предоплату, если товар/услуга не были предоставлены клиенту в срок.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года, и ещё есть время подготовиться. Например, адаптировать свои сервисы и приложения под новые требования и реализовать дополнительный функционал для упрощения коммуникации по претензиям от потребителей.
Источник: Sibirix.
Читайте также:
Закон об онлайн-кассах: несколько неочевидных нюансов 54-ФЗ.
Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга.
Сударь, защищайтесь: как работает сервис по защите сделок в интернете.