Несмотря на золотое правило делегировать всё, что можно делегировать, предпринимателям часто приходится погружаться в несвойственную для себя деятельность. Бывает, что в результате этого они получают свежие идеи, которые расширяют возможности бизнеса или даже полностью меняют вектор его развития. Именно такой поворот произошел в судьбе трёх непохожих друг на друга отечественных компаний.
Компания «ПроФреш» – один из крупнейших операторов фреш-логистики в Москве и Подмосковье. Последние два года компания уделяла большое внимание роботизации, считая её одним из основных инструментов повышения операционной эффективности.
В 2021 году была принята стратегия по внедрению роботов для пяти ключевых складских задач. К концу года компания успешно завершила пилотный проект по интеграции «андроидов» в процесс обмотки паллет. Он дал чистую экономию плёнки в 20% и сделал компанию менее зависимой от сезонных рабочих.
На начало 2022 года компания планировала масштабировать успех, внедрив роботов для транспортировки товаров по складу. Были проведены предварительные переговоры с западными производителями техники, однако события конца февраля 2022 года затормозили проект роботизации в «ПроФреш» на неопределённое время. Поставщики роботов ушли из России, а заводить технику по схеме параллельного импорта руководители компании посчитали слишком рискованным: роботы – высокотехнологичный продукт, нуждающийся в сервисном обслуживании, которое нельзя обеспечить за счёт схем параллельного импорта.
Прежде, чем отказаться от идеи роботизации, «ПроФреш» решила очередной раз исследовать отечественный рынок робототехники. «В 2021 году на российском рынке не было представлено ни одного производителя складских роботов, – вспоминает генеральный директор «ПроФреш» Давид Чиквашвили. – Однако в 2022 мы обнаружили в интернете информацию об отечественном стартапе Astabot, который заявил о начале работы над роботами для обслуживания складов».
Вскоре руководители «ПроФреш» и Astabot провели переговоры и подписали соглашение о совместной работе над двумя складскими роботами-транспортировщиками. На стороне «ПроФреш» было финансирование проекта и консультирование Astabot по части специфических складских процессов и задач. На стороне Astabot была разработка.
В проектной команде, состоящей из представителей обеих компаний, обсуждался функционал будущего складского робота, принимались совместные решения об изменении его конструктива, проводились виртуальные тесты. А вскоре сотрудничество компаний вышло на новый новый уровень: «ПроФреш» и Astabot решили совместно развивать бизнес в области складских роботов и зафиксировали это в соглашении о намерениях.
«В какой-то момент казалось, что компания тратит слишком много времени на непрофильный проект, – подводит итог Давид Чиквашвили. – Однако в результате мы смогли не просто найти подрядчика и реализовать свою стратегию по роботизации, но и открыть для себя новое направление бизнеса. Не удивлюсь, если в будущем оно станет для нас важной точкой роста».
Изначально бизнес-идея братьев Максима и Александром Бобрышевых заключалась в производстве и продаже оборудования для систем умного дома. С 2016 году этот рынок в России демонстрировал активный рост. По данным исследовательской компании GFK, в 2018 году продажи устройств для умного дома выросли на треть. А в 2019 объединённая компания «Связной-Евросеть» сообщила, что реализовала на 29% больше техники для умного дома, чем в 2018 году.
Столь позитивная динамика обещала бизнесу хорошие перспективы, поэтому в 2019 году братья Бобрышевы основали компанию Beaver Technology, которая занялась разработкой автоматических приводных механизмов для устройств умного дома. Однако на пути у предпринимателей появились неожиданные преграды. Самая существенная из них – отсутствие подходящих станков для прототипирования и мелкосерийного выпуска механизмов.
«На отечественном рынке были представлены лишь два типа станков, – вспоминает Александр Бобрышев. – Первые – низкопроизводительные универсальные ручные станки с низкой точностью производства. Вторые – мощные обрабатывающие центры с ЧПУ, стоимость которых достигает неподъёмных для большинства стартапов 10 млн. рублей».
Оценив все «за» и «против», предприниматели решили сменить профиль деятельности – отказались от идеи выпуска оборудования для умного дома в пользу производства станков. Работа над прототипом началась с так называемого QFD-анализа: путём опроса участников рынка предприниматели определили потребительские характеристики своего будущего продукта, затем трансформировали их в технические и затем – в технологические характеристики. В результате был создан компактный, практичный и производительный станок Beaver Mill, отвечающий запросам в том числе стартапов и небольших производств.
«Прошлый проект мы закрыли без сожаления, – говорит Александр Бобрышев. – Мы выпускники МГТУ «Станкин», станки – наша стихия, поэтому в новом бизнесе нам было даже более комфортнее, чем в старом. Станок Beaver Mill получился не только функциональным, но и выгодным по цене – дешевле китайских конкурентов, поэтому клиенты у нас появились сразу.
В 2022 стартовали продажи, а с конца февраля 2022 спрос на Beaver Mill начал расти. Все официальные дилеры импортных станков ушли с российского рынка, их клиенты остались без оборудования и поддержки. Так что в планах – занять лидирующие позиции среди производителей станков нашей категории».
Компания Development Systems (DS) вышла на рынок в 2017 году как проектировщик жилых и общественных зданий. Уже на тот момент ниша, выбранная компанией, была достаточно конкурентна – на ней присутствовали сотни крупных и небольших бюро. Некоторые из них выросли из государственных проектных институтов, некоторые – сформировались вокруг известных архитекторов, сделавших себе имя в России или на Западе.
Конкурентным преимуществом DS с момента основания была инновационность, знание актуальных мировых подходов к проектированию. В частности, компания использовала BIM-технологию («информационное 3D-моделирование»), позволяющую уже на ранних этапах видеть и исправлять ошибки проекта, точно рассчитывать тайминг и, что особенно важно, получать достоверные сметы строительства.
Поначалу DS рассматривала информационное моделирование исключительно как подспорье для собственных клиентских проектов. Однако вскоре увидела большой интерес к этой технологии со стороны других участников рынка, в том числе, строительных компаний. На некоторых стройках применение BIM было требованием государственного регулятора, на некоторых – заказчика. Большинство же частных компаний хотели применять BIM по собственной инициативе, поскольку это давало возможность повысить рентабельность строительных проектов.
Полноценное внедрение BIM в строительных компаниях – сложный и дорогостоящий процесс. Поэтому в конце 2021 года DS решила поделиться с рынком собственными наработками и запустила отдельный бизнес, направленный на внедрение BIM у девелоперов и сопровождение стройки с применением BIM-инструментов.
«Используя технологию BIM, мы решаем основные задачи девелопера и генерального подрядчика – добиваемся точности бюджета строительно-монтажных работ, учитывая и сводя в информационной модели множество факторов, – рассказывает BIM-директор DS Артём Вайтицкий. – Спрос на наши консалтинговые услуги оказался высоким. Этому способствовали сначала кризис, вызванный Covid-19, а потом события текущего года, повысившие риски застройщиков и их запрос на повышение точности прогнозируемых расходов. На турбулентном рынке компании хотят минимизировать неопределённость, в том числе – научиться точно оценивать расходную часть проектов с помощью технологичных IT-инструментов. И наши услуги по внедрению BIM оценки стоимости объекта в этом помогают».
«Для DS запуск консалтингового направления стал удачным решением, – продолжает Артем Вайтицкий. – Он не требовал расходов на создание отдельной инфраструктуры продаж: мы предлагаем продукт на рынке, где нас уже знают. К консалтинговому продукту DS изначально есть доверие, поскольку мы выступаем в качестве «играющих тренеров» – настраиваем и внедряем процессы, которые уже отлично работают в нашей компании. Растущая экспертиза консалтингового подразделения обогащает наш основной бизнес, мы получаем эффект синергии, к чему стремятся все развивающиеся компании. На данный момент доля консалтингового бизнеса составляет 10% всего оборота DS».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».