В тяжёлые и непредсказуемые времена неопределённость и страх перед будущим могут за несколько дней превратить успешный и дружный офисный коллектив в группу нервных людей, разобщённых и не имеющих и толики мотивации. О том, как поддержать команду и нивелировать последствия геополитических потрясений, в своей авторской колонке рассказал директор по продукту платформы для удалённой работы Zlaker Сергей Иванов.
Сергей Иванов – 32 года, директор по продукту онлайн-платформы удалённой работы
Zlaker. Имеет высшее образование в сфере IT, более 10 лет занимается интернет-маркетингом, участвовал в создании ряда российских и международных стартапов, в том числе в сферах финтеха и e-commerce. В 2020 году стал одним из основателей сервиса Zlaker, который предоставляет возможность продавать продукты и услуги ведущих компаний и банков.
Любой кризис – время страхов. Согласно исследованию кадрового агентства Hays, проведенному в разгар коронакризиса 2020 году, тревожность сотрудников связана прежде всего с тремя факторами:
-
люди боятся за свои зарплаты (31%);
-
люди опасаются, будут ли у них рабочие места (22% респондентов);
-
люди переживают, что компания не выстоит в кризис (19%).
Сегодня ситуация даже более тревожная, чем во время пандемии. Но надо понимать, что опасения, даже оправданные, губительно сказываются на работоспособности человека. Снижается доверие к руководству, сотрудник хуже концентрируется на работе, а иногда и откровенно саботирует её.
Чтобы избежать панических настроений, нужно проанализировать состояние компании и клиентов, выработать план действий в случае разных сценариев развития событий.
Важно признать серьёзность ситуации и честно поделиться информацией с сотрудниками, заверить их, что вы готовы к разным сценариям и поделиться планами. Это поможет снять проблему недоверия и повысить лояльность команды, каждый член которой будет знать, к чему готовиться и как действовать.
Постарайтесь даже в текущей ситуации найти позитив. Вспомните те же коронавирусные локдауны. Так же, как и сейчас, компании были вынуждены работать в условиях неопределённости и нарушенных цепочек поставок. Банки сумели выстоять, несмотря на введение кредитных каникул, когда люди получили право по полгода не выплачивать кредиты, и т.п. Если ваша команда сумела преодолеть прошлый катаклизм, она сможет сделать это и теперь.
Сегодня, когда причина кризиса кроется в геополитических конфликтах, именно политика может стать яблоком раздора в офисе. Чтобы предотвратить жаркие баталии, введите вето на обсуждение политических тем. Упомяните, что быть сплочённой командой и сохранять дружеские отношения важно и для продуктивности работы, и для душевного равновесия каждого.
Также пагубно может быть постоянное чтение и обсуждение «новостей с фронта». Объясните, что нельзя посвящать этому большую часть рабочего времени. Напротив, продуктивнее и безопаснее для психики заняться рабочими вопросами. Это успокаивает и, в конечном счёте, двигает компанию вперёд.
В условиях постоянного информационного шума растёт спрос на корпоративных психологов. По данным Head Hunter за последнюю неделю февраля он поднялся на 13%. Но даже если у вас нет возможности проводить на работе психотерапевтические сеансы, помните, что в любом коллективе есть неформальные лидеры – люди, обладающие большим авторитетом у других сотрудников. К слову, далеко не всегда они являются руководителями. В непростые времена, как сейчас, значение подобных людей особенно возрастает. Постарайтесь найти с ними общий язык, успокоить и уже через них воздействовать на остальной коллектив.
Лучшая помощь, которую вы можете предоставить сотрудникам – финансовая. Будь то повышенная зарплата или просто небольшая премия, которая поможет сотрудникам почувствовать если не уверенность в завтрашнем дне, то хотя бы собственную значимость и вашу заботу.
Не случайно, например, «Яндекс» принял решение выплатить дополнительную зарплату сотрудникам, включая стажёров. А компания inDriver объявила о выплатах к зарплате в размере ещё 20%.
К сожалению, далеко не все компании способны позволить себе дополнительные издержки. Если финансовые ресурсы ограничены, подумайте о других способах мотивации. Тот же «Яндекс» перевёл команду на удалёнку, объяснив это тем, «что многим сейчас морально тяжело и хотелось бы больше быть с семьёй».
Согласно опросу, который наш сервис Zlaker провел во время пандемии, 20,5% россиян хотели бы работать полностью удалённо, а ещё 26,9% – в гибридном формате. Полагаю, эти цифры актуальны и сейчас. Почти половина опрошенных заявили, что удалённая работа избавляет от необходимости тратить время на дорогу до офиса, четверть – что так проще экономить на питании, а 16,2% увидели в этом возможность взять больше подработок.
К слову, не стоит бояться, когда сотрудники трудятся где-то ещё (за исключением рабоыт на конкурентов, разумеется). Если вы понимаете, что в текущих реалиях не в состоянии обеспечить сотрудников полноценной загрузкой и сохранить уровень зарплат, совершенно логично позволить людям найти дополнительные источники дохода и применения своим способностям.
Избегайте управленческих стереотипов, будьте гибче. Любые меры хороши, чтобы сохранить ядро команды до лучших времен.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».