Надейтесь только на себя: несколько важных антикризисных правил

Прочтёте за 3 мин.

«В кризис можно нанять крутых профессионалов за вменяемые деньги»

IT-инструменты, которые использует Светлана Петропольская

  • Мегаплан
  • Roistat
  • Calltouch

В кризис одни компании умирают, другие стагнируют, третьи становятся сильнее. Часто бывает так, что компания, даже потеряв часть выручки, выходит из кризиса более сильной – например, наняв потерявших работу качественных профессионалов, которые в другое время ей были не по карману. О том, какие уроки из пережитых кризисов удалось извлечь и какие возможности получить, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала совладелец юридической компании URVISTA Светлана Петропольская.

Досье

Светлана Петропольская, эксперт по правовым вопросам московского отделения  «Опоры России», заместитель генерального директора юридической компании  URVISTA. Окончила Российский государственный социальный университет (специальность «юриспруденция») и Московский финансово-юридический университет (специальность «антикризисное управление»). В юриспруденции - с 2005 года, именно тогда она стала совладельцем компании URVISTA.

Светлана Петропольская

Разные кризисы – разные проблемы

С нашим первым кризисом - в 2008 году - мы справились вполне успешно. У нас не было сильно раздутых расходов: только зарплата сотрудников, аренда офиса и реклама. Сотрудников было ровно столько, сколько требуется для оказания услуг и продаж. Поэтому снижать расходы мы тогда, по сути, и не могли – сокращать было особо нечего. 

Выручка в тот период упала, но не сказать, чтобы очень сильно. По нашим наблюдениям, в кризисы растёт количество людей, которые стремятся открыть собственное дело. А наша компания как раз занимается содействием в открытии бизнеса. Мы помогаем открывать и регистрировать компанию, наши юристы готовят необходимые для этого документы. И для нас в 2008 году это было положительной тенденцией. Обращалось реально много людей, которые хотели открыть собственный проект. Поэтому ушедших клиентов мы довольно быстро заменили новыми. 

Когда дела начали налаживаться, мы стали набирать новых сотрудников. Нашли сильных юристов с опытом работы в нужной нам сфере, которые тогда потеряли работу. И с их помощью открыли несколько новых направлений. Например, мы начали заниматься международными проектами. Годом позже, в 2009 году, «с нуля» открыли отдел сертификации, его мы оформили как отдельную компанию. 

Перед наступлением корона-кризиса расходов у нас уже было гораздо больше, чем 12 лет назад. К примеру, мы вкладывались в продвижение бренда: вели YouTube-канал, соцсети и т.д. Эти затраты, скорее, имиджевые, которые не приносят прибыль напрямую. Но они всё равно важные – и поэтому нам было достаточно больно ужиматься. Пришлось устраивать «бешеную сушку», как спортсменам-бодибилдерам перед соревнованиями. Фактически мы оставили только зарплаты сотрудников, отказались почти от всей рекламы. На минимальном уровне поддерживали соцсети и YouTube-канал, – и на этом всё. 

В этот кризис мы ожидали, что к нам будут обращаться в основном за услугами по закрытию бизнеса. И действительно, клиентов, которым нужно было помочь с ликвидацией компаний, у нас было немало. Но при этом, как и в 2008 году, случился большой наплыв тех, кто хочет открыть своё дело. 

Падение выручки в апреле-мае составило около 40%. Но благодаря значительному сокращению наших расходов и повышению активности предпринимателей после выхода из самоизоляции мы можем вздохнуть с облегчением. Многие наши конкуренты за эти месяцы, для сравнения, были вынуждены закрыться. 

Коллектив мы не сокращали. Решили, что в кризис будем платить «голые» оклады без премий, но никого не уволим. Мы оставили даже курьеров, которые фактически у нас никуда не ездили. Более того, сейчас мы очень активно ищем сильных юристов для одного из отделов. В кризис на рынке оказывается много высококлассных профессионалов, которые лишаются работы. Их не надо переманивать у конкурентов, они готовы работать за предлагаемую зарплату. 

Преимущества работы в офлайне и онлайне

С наступлением самоизоляции мы перевели в онлайн всё, что можно было, и продолжали оказывать услуги в удалённом режиме. Мы и сейчас некоторых клиентов консультируем онлайн и регистрируем бизнес дистанционно. Взаимодействие с госорганами у нас ведётся через ftp. Например, именно так мы подавали заявки на патенты и товарные знаки в Роспатент. 

Но, несмотря на весь наш положительный опыт работы в онлайне, мы всё-таки за личное взаимодействие с клиентами. Поэтому при первой же возможности вернулись в офис. Специфика нашей работы такова, что для нас очень важно общаться с клиентом «вживую». А те же видеоконференции не могут заменить живое личное общение. В онлайне не видны многие вербальные и невербальные моменты, которые могут ключевым образом влиять на результат переговорного процесса. Особенно если речь идёт о длительных или тяжёлых переговорах. 

У офлайна есть ещё одно важное преимущество. Находясь в офисе, менее опытные сотрудники могут учиться у более компетентных коллег, обращаться к ним за помощью, подтягиваться к их уровню. Всё это очень сложно обеспечивать в рамках онлайна. 

Есть и ещё один момент, связанный со спецификой бизнеса в юридической сфере. Наличие у компании офиса является для клиентов показателем нашей надёжности. Для них офис – это признак того, что компания реально существует и эффективно работает. Как бы хорошо не были организованы онлайн-процессы – для них это почти ничего не значит. 

«Антикризисные» рекомендации

1. Не рассчитывайте ни на чью помощь. Прекрасно, если вам удастся получить какую-то помощь от государства. Но всерьёз рассчитывать на это не стоит – тем более, случаев реальной господдержки в период самоизоляции было очень немного. Изначально всё в своей компании надо выстраивать так, что тебе никто не поможет в сложной ситуации. А если действовать исходя из того, что откуда-то придёт помощь, то не сделаешь всё зависящее от тебя. 

2. Поддерживайте коммуникацию с командой. Когда начался корона-кризис, мы собрали большое собрание и объяснили сотрудникам, что происходит. В первую очередь всех успокоили и сказали, что наша основная цель – сохранить коллектив, и мы ни при каких условиях никого увольнять не будем. Затем мы описали примерные сценарии развития событий, не впадая в излишний оптимизм. На собрании мы сказали, что самоизоляция, скорее всего, продлится не одну-две недели, а месяца два. 

В дальнейшем мы максимально часто проводили собрания коллектива в онлайне. Когда люди на дистанционке, они могут паниковать, переживать, понимать что-то не так, как это есть в действительности. А в переписке или по телефону ты никогда не передашь истинный смысл слов. Лучше это сделать в личной беседе – хотя бы с помощью видео. Также мы регулярно собирали обратную связь от начальников отделов. Звучит странно, но так часто, как во время самоизоляции, мы с коллективом никогда не общались. 

3. Пересмотрите подход к рекламе. Конечно, никто не говорит о том, что в кризис надо отказываться от рекламы – тогда бизнес просто встанет. Но во многих случаях имеет смысл отказаться от «имиджевой» рекламы, которая не приносит конкретный результат в виде звонков и продаж. Мы оставили только ту рекламу, о которой мы чётко знаем - она даёт лиды и клиентов по такой-то стоимости. 

4. Берегите команду. Без сомнения, это самый ценный ресурс любого бизнеса. Любые сложности когда-то закончатся, а набрать слаженную команду будет сложно. При этом возможны разные варианты для сохранения своих сотрудников: уменьшение зарплаты, переход на «голый» оклад, уменьшение рабочей недели. Если честно объяснить людям необходимость этих мер, то, скорее всего, вы встретите понимание. Главное, чтобы сотрудники видели: сохранение команды – ваш приоритет. 

5. Нанимайте профессионалов, оставшихся без работы. Любой кризис усиливает безработицу. Сейчас на рынке огромное количество реально крутых специалистов, которые лишились работы. Сейчас можно находить хорошие перспективные кадры на рынке труда за гораздо меньшие деньги, чем обычно. Так вы сможете усилить кадровый состав и за счёт этого развивать свой проект. 

6. Откладывайте деньги «на чёрный день», если это возможно. Бизнесмен обычно старается все ресурсы вложить в дело, и это в принципе разумный подход. Поэтому в малом и среднем бизнесе редко бывает какая-то «заначка на чёрный день». К примеру, у владельца малого бизнеса появились свободные средства. Он может отнести деньги в банк, чтобы в случае чего иметь «подушку безопасности», или вложить их в рекламу и получить мгновенную отдачу. Без лишних вопросов понятно, что в 99% случаев выберет предприниматель. Так что откладывать или нет – пусть остаётся на усмотрение каждого. Но, на мой взгляд, финансовая подстраховка – это правильный путь. 

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

20 июля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов