Клиентский сервис помогает компаниям выделяться среди конкурентов и сводит к минимуму ситуации, при которых недовольный покупатель либо пользователь прекращает покупки или подписку. Сделать нормой среди сотрудников заботу о клиенте не так просто. О том, как этот путь проходит IT-компания и с какими сложностями сталкивается, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Илья Макаров, СЕО платформы CS-Cart.
Илья Макаров, СЕО платформы IT-решений для электронной коммерции CS-Cart. Эксперт по созданию интернет-магазинов и маркетплейсов, пользовательским интерфейсам, методикам Scrum и Agile. Спикер профильных конференций, постоянный автор digital-медиа. Компания CS-Cart создана в 2005 году, количество сотрудников – более 70.
Customer Care дословно переводится как забота о клиенте. В некоторых компаниях создаются одноимённые департаменты, где-то нанимают отдельных Customer Care-менеджеров. Мы в CS-Cart решили внедрить заботу о клиентах для всех отделов, которые с ними общаются:
-
продажи;
-
техническая поддержка;
-
команды разработки.
Мы создаём технически мощный продукт, платформу для маркетплейсов, но при этом у нас бывают возвраты. Мы провели ряд аналитических исследований и обнаружили, что несколько лицензий были возвращены из-за некорректного общения наших сотрудников с клиентами.
Каждый новый специалист компании обязательно проходит обучение. Оно состоит из технической базы знаний и последующего тестирования. Это касается и разработчиков, и специалистов по продажам, и команды поддержки. Но, как оказалось недавно благодаря собственному исследованию CS-Сart, этого недостаточно.
Переписка – деталь, которая всегда оставалась на втором плане, хотя в нашей корпоративной библиотеке есть немало книг на эту тему. И они также выдавались новичку: «Пиши. Сокращай», «Спин-продаж», «45 татуировок продавана», «Chicago manual of style». В последней, к слову, 1000 страниц. Но спустя месяц после прочтения человек уже редко мог вспомнить основные тезисы. О применении полученных знаний на практике не шло и речи – каждый писал в чате с клиентами так, как ему казалось правильным.
Мы хотели выстроить качественную коммуникацию с клиентами, особенно, в переписке, ведь это основной канал связи в IT-компаниях. Рассмотрели несколько вариантов:
-
регулярная проверка сообщений перед отправкой,
-
найм специального сотрудника-контролёра.
В первом случае несколько месяцев тестировали контроль сообщений опытными специалистами, однако это занимало у них слишком много времени. Второй вариант не прижился на этапе идеи, так как найм контролёра сразу же разрушил бы позитивную дружескую атмосферу в коллективе. Надо было искать другую возможность для улучшения качества переписки.
У разных отделов проблемы в общении с клиентами оказались типичными:
-
специалисты размыто формулируют свои мысли,
-
не отвечают прямо на запрос клиента,
-
используют шаблонные сообщения.
В контексте ответы выглядят грубыми, несмотря на стандартные «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста».
Несколько примеров:
Ответы, как видите, оставляли желать лучшего, а именно к этому «лучшему» мы и стремимся. Проведя аудит, решили, что идеология Customer Success, то есть успех клиента – один из важнейших пунктов нашего роста и развития.
Для этого требуется:
-
единый стандарт обслуживания;
-
решение проблем клиента на всех этапах;
-
внимание к деталям;
-
клиентский многоканальный сервис;
-
чёткий алгоритм работы с разными клиентами.
Мы внедрили несколько изменений в процесс обучения сотрудников и их рабочий уклад. Новшеств не так много, но мы уже видим, как они меняют наших сотрудников.
Курс и мастер-классы по переписке
Разработали его самостоятельно. Он получился удобным и понятным, включал в себя:
-
тезисы деловой переписки;
-
примеры из нашей практики (анонимные);
-
видеоразборы, иллюстрации;
-
тестирование к блокам и итоговое по курсу.
Классно, да? Удобный материал, который сам просится к тебе в руки. Помог ли он? Правильно, нет.
Несмотря на то, что все, кто прошли курс, сдали итоговое тестирование с высоким баллом – письма остались прежними. Сложно менять парадигму мышления без регулярной практики, особенно при высоком трафике обращений.
Нужны были дальнейшие шаги и курс вырос в регулярные мастер-классы о правилах деловой переписки: начиная со структуры сообщений, мы плавно погружались в глубины качественных текстов. Каждый мастер-класс подкреплялся домашними заданиями для проработки.
Переформатирование техподдержки
В первую очередь мы поменяли название этого отдела, теперь он называется «отделом заботы». За сменой вывески последовали и более глобальные перемены:
-
сделали качественную коммуникацию одной из ценностей работы;
-
придумали метрики для ценностей (скорость ответа и NPS – индекс потребительской лояльности);
-
начали проводить custdev’ы с клиентами, чтобы получить обратную связь о нашей работе (таким образом увеличили время работы в чате);
-
переупаковали продукт техподдержки;
-
начали проводить эксперименты с дополнительными услугами, например, по настройке хостинга.
Сейчас мы продолжаем путь изменений структуры коммуникации, но уже рады поделиться первыми результатами.
Благодаря работе отдела заботы о клиентах:
-
уровень NPS удовлетворенности сервисом вырос на 15% относительно прошлого года;
-
увеличились продажи подписок на услугу Customer care;
-
на 8% выросло количество клиентских отзывов;
-
уровень возвратов сократился на 10%.
Как вы помните, именно процент возвратов заставил нас решиться на перемены. То, что нам удалось снизить этот показатель – говорит о том, что всё было не зря и наши старания в рамках подхода Customer Care принесли плоды.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».