В Нижнем Новгороде набирают популярность фуд-траки — передвижные автокафе. Одними из первых в городе появились недорогие легковые автомобили с установленными в кузове кофе-машинами, владельцы которых по вечерам продавали кофе на улице Большой Покровской и набережных под «аккомпанемент» шумного бензогенератора. Но сравнительно недавно в Нижнем стали появляться и необычные фуд-траки на базе отреставрированных ретро-автомобилей. О том, чем такой бизнес привлекает предпринимателей, рассказал портал dk.ru.
«Кофемашина»
Свой фургон — 50-летний «Баркас» — Дмитрий Безверхий и Илья Потапов отыскали в Москве, у бывшего военного. Устройство в нем передвижной кофейни заняло 8 месяцев.
«Красота этой истории в том, что этот автомобиль раньше работал в ГДР на маленькую кофейню, прежний владелец приобрел его у немца и вывез в Россию. Последние лет семь он просто стоял в гараже, поэтому нам с радостью продали его под кофейню, со словами – «Ребята, это ваша машина». Эта модель создавалась для нужд армии, поэтому кузов даже спустя время остался достаточно крепким. Мы заменили или доработали всю «начинку» автомобиля, начиная с внутренней отделки кузова, заканчивая подвеской. Нарастили крышу, чтобы бариста мог работать в полный рост. Коробка передач осталась родная, ее скрестили с двигателем от «девятки». Нам был нужен надежный мотор, ведь если мы встанем где-то в городе, это будут не просто технические проблемы, а ущерб для репутации бизнеса», — рассказывает Дмитрий.
Вложения в создание «Кофемашины» составили более миллиона рублей. В эту сумму вошли расходы на сам автомобиль (около 150 тысяч рублей, покупка запчастей и восстановление авто, приобретение мебели, оборудования (в том числе кофе-машины Nuova Simonelli — по словам рестораторов, одна из лучших в Нижнем Новгороде), а также накладные расходы: поездки в Москву, открытие ООО и т.д. На подключение к электросети есть договоренность с одним из стационарных кафе. По расчетам владельцев, окупиться машина должна через 10 месяцев, при условии, что работает почти без выходных (всё лето и осень, и даже зимой).
«Главное, чего мы хотели – радовать народ. Чтобы туристы увозили из Нижнего не только фотографии и магнитики, но и впечатления – «У них на улице стоит красненькая машинка и продает кофе!»
«Главное, чего мы хотели – радовать народ. Были амбициозные планы сделать проект, который будет символизировать наш город. Чтобы туристы увозили из Нижнего не только фотографии и магнитики, но и впечатления – «У них на улице стоит красненькая машинка и продает кофе!». Чтобы прохожие делали селфи и выкладывали в соцсети. С нами постоянно фотографируются иностранцы, однажды даже подошел немец, который узнал своего «земляка». Но круче всего то, что хмурые люди, завидев нас, начинают улыбаться», — говорит Дмитрий Безверхий.
«Я постепенно влюблялся в эту машину. Поначалу видел в ней просто бизнес. Но когда сам прикладываешь руку к его созданию — закручиваешь винтики, вешаешь занавесочки — то к машине начинаешь относиться по-другому… Как к любимой женщине», — добавляет Илья Потапов.
«Салют Бургер»
Еще один восстановленный фуд-трак работает в Нижнем как «бургерная на колёсах». Отличие его от «Кофемашины» в том, что это проект, «сопровождающий» стационарную бургерную «Салют». Когда-то это был старый эстонский хлебовоз «ТА 3761». Задачей дизайнера стала переделка фургона «во что-то брутально-мясное, полувоенное, со своим стальным характером». Впрочем, как рассказал один из основателей бургерной Сергей Уханов, цели сделать такую «суровую» машину изначально не было. О том, что было бы интересно привезти и в наш город такой фуд-трак, Сергей подумал, посетив фестиваль фуд-траков в Москве. В результате проект воплотился в бургерную на колесах, с помощью которой можно на выезде повторить ассортимент бургерной «Салют».
По словам Сергея Уханова, фургон был подвергнут серьезной переработке: был полностью переделан кузов, стойки были заново приварены и обшиты, появились окна для выдачи заказов и люки в крыше. Автомобиль был также «наращен» в высоту, в результате над кабиной разместился внушительный козырек, который скрывает баки с водой. Довершала брутальный образ покраска в темно-зеленый цвет. «Мобильная бургерная» дебютировала на фестивале AlfaFuturePeolpe, участвовала в августовском «Ресторанном дне».
«2х2»
Возвращенный к жизни фургон, на котором красуется надпись «Первый фуд-трак», держит и сэндвичная «Sandwich club 2х2». Это фургон Avia чешского производства, 1985 года выпуска. После покупки в Перми он добрался в Нижний Новгород своим ходом, так как был в хорошем состоянии. Стоимость автомобиля его владелец назвать отказался: по его словам, ремонт, отделка, установка оборудования были выполнен своими руками, поэтому в целом проект оказался сравнительно недорогим. Профиль данной машины — доставка блюд, «рекламная» поддержка кафе, выездная работа на городских мероприятиях.
«Именно этот автомобиль был первым фуд-траком в городе. Мы делаем большие, вкусные и недорогие сэндвичи, поэтому у нас самые длинные очереди, метров на пятнадцать. На фестивале «Русские горки» за два дня обслужили около тысячи человек. Пока фуд-трак — только фестивальный вариант торговли. Но иногда мы принимаем участие в мероприятиях на Нижневолжской набережной, или просто приезжаем туда в выходные. Там большая прогулочная зона, и на километр в обе стороны от катера «Герой» негде купить еды», — рассказал владелец фургона Шаир Риахи.
Пробелы в законе
По словам Дмитрия Безверхого, подобные проекты теперь весьма популярны в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске: «Их там десятки. Уже есть тенденция: открывается кафе – «подкрепляется» фуд-траком. Не ошибусь, если скажу, что только в Питере их больше пятидесяти. И все разные». Появляются фирмы, которые ставят производство фуд-траков на коммерческую основу. Впрочем, даже в столице фуд-траки работают «на птичьих правах».
Есть много вопросов, которые пока не решает действующее законодательство: со стороны надзорных органов нет четкого понимания, как осуществлять контроль за работой мобильных кафе в отношении качества продуктов и соблюдения санитарных норм, зато есть опасения, что передвижные точки могут нарушать правила парковки, мешать пешеходам или стационарным заведениям. Регулярно звучат заявления властей Москвы о том, что легализация данного рынка, который в последнее время развивается стремительно, произойдет с введением лицензий на мобильную торговлю, а также с определением точек продажи (последнее категорически не устраивает владельцев передвижных кафе). Сообщалось также, что поправки в федеральный закон о торговле, упрощающие нестационарную торговлю, готовил Минпромторг.
«Пока везде, куда мы приезжаем, мы стараемся вставать максимально скромно, чтобы никому не мешать, чтобы людям не приходилось нас обходить — и если что, можно было бы сразу уехать»
«Насколько я знаю, закона, регламентирующего именно такую торговлю, пока нет. Пока наш проект существует на правах авто-доставки продукции из кафе, в основном мы работаем по заказам на выездное обслуживание», - говорит Шаир Риахи.