Найти своё место: как малому бизнесу выбрать оптимальный маркетплейс

Прочтёте за 4 мин.

«Самая распространённая претензия селлеров к площадкe – отсутствие свободы»

IT-инструменты, которые использует Анастасия Ермакова

  • Slack
  • Pyrus
  • Telegram

Стремительное развитие рынка маркетплейсов – ключевой тренд российской ecommerce-индустрии. Крупные универсальные площадки у всех на слуху, на них покупают миллионы людей, но для многих брендов более успешным может оказаться сотрудничество с менее масштабными агрегаторами и маркетплейсами. О том, какие недостатки и преимущества есть у каждого типа онлайн-площадок, порталу Biz360.ru рассказала Анастасия Ермакова, специалист по B2B-маркетингу маркетплейса Flowwow.

Досье

Анастасия Ермакова  специалист по B2B-маркетингу маркетплейса локальных магазинов FlowwowОколо шести лет работает в сфере B2B, в компанию Flowwow пришла в 2020 году. Начинала с сопровождения партнёров – помогала магазинам успешно размещаться на площадке и увеличивать продажи, сейчас полностью отвечает за партнёрский маркетинг. Flowwow – маркетплейс локальных брендов, представленный в 1000 городах по всему миру.

Анастасия Ермакова

Определимся с понятиями

Универсальные маркетплейсы – те, на которых продаются товары самых разных категорий. Это OZON, Wildberries, «Яндекс.Маркет», KazanExpress и другие. У этих площадок внушительный трафик, а аудитория очень широкая: кто-то приходит за брендовыми туфлями, кто-то – за детским питанием, кто-то за лампочками для акватеррариума. 

Нишевые маркетплейсы специализируются на конкретном типе товара. Онлайн-магазин «ВсеИнструменты.ру» продаёт товары для строительства и ремонта, Roomsee – мебель, «Ярмарка мастеров» – хендмейд-товары и т.д. 

Важно! Нишевой маркетплейс – не значит маленький. Тот же «ВсеИнструменты.ру» настоящий гигант с развитой логистикой и огромным ассортиментом. А есть сравнительно небольшие, но универсальные площадки, объединяющие много категорий товаров, например, наш Flowwow. 

Что даёт малому бизнесу выход на маркетплейс
В работе с маркетплейсами для малого бизнеса открывается большое количество возможностей:

  1. Быстрый старт с минимальными вложениями в маркетинг. Зарегистрироваться на раскрученной универсальной площадке в разы быстрее и дешевле, чем запустить собственный сайт. 

  2. Мгновенный выход на широкую аудиторию. Трафик OZON – более 360 миллионов посещений в месяц со всех устройств. Это больше, чем на любом монобрендовом продающем сайте. Как результат: вы можете начать продавать с первого дня регистрации. 

  3. Экономия на маркетинге. Нельзя сказать, что вам не придётся платить за маркетинг: скорее всего, вы будете пользоваться рекламным кабинетом площадки, чтобы получить приоритет по выдаче в каталоге. Но траты будут меньше, чем на раскрутку собственного бренда. 

  4. Прокачка базовых компетенций в e-commerce. Маркетплейс – разумное решение, если у вас нет навыков в продажах, но вы хотите развивать свой бизнес. Здесь вы сможете сравнительно быстро получить базовые скиллы, необходимые для налаживания онлайн-продаж. 

Хорошо, если площадка готова бесплатно консультировать вновь зарегистрированных продавцов, проводить аудит их страницы, карточек товаров. Такая опция есть на маркетплейсе Flowwow, который до 2020 года был скорее нишевым и специализировался на цветах и подарочной тематике, но с 2021 года открыл доступ к более чем 20 категориям. 

Крупный маркетплейс: преимущества и недостатки

Что даёт работа с крупной площадкой, в дополнение к описанным выше преимуществам: 

  • Большое количество продаж. Оборот крупных российских маркетплейсов огромен и стабильно растёт. Нет сомнений, что эти площадки работают, и на них у вас есть шансы продать больше.

  • Качественный фулфилмент. Крупные маркетплейсы обеспечивают селлерам полный цикл услуг по хранению, упаковке и доставке товаров, что позволяет малому бизнесу выйти за пределы своего региона и даже в страны СНГ. Надо сказать, что и некоторые крупные нишевики предоставляют полный пакет услуг по фулфилменту, но их не так много. Развитая сеть логистических узлов и ПВЗ в разных городах – прерогатива универсалов. 

К недостаткам крупных маркетплейсов можно отнести следующие нюансы: 

  • Высокая конкуренция. На этих площадках зарегистрированы сотни тысяч продавцов, со многими из которых предстоит соперничать по выдаче в каталоге. Иначе без просмотров не будет и продаж. 

  • Нерелевантная аудитория. На универсальные маркетплейсы приходят за самыми разными товарами, так что процент вашей целевой аудитории здесь может быть невелик. 

  • Риск потерять индивидуальность бренда. В большинстве случаев клиент скажет, что «купил это на Wildberries», и даже не вспомнит название вашего магазина. 

  • Необходимость чётко следовать правилам площадки. Это не проблема, если они для вас комфортны. Но часто маркетплейсы влияют на ценообразование, требуют от продавцов участия в акциях и т.д. 

Нишевой маркетплейс: преимущества и недостатки

Площадки, заточенные под товары вашей категории, не могут дать такую обширную аудиторию и такую всеобъемлющую логистику, как тройка маркетплейсов-лидеров. Однако у них есть свои преимущества. 

  • Выход на менее обширную, но более целевую и «прогретую» аудиторию. На нишевых площадках трафик по определению меньше, зато клиенты приходят сюда за товарами конкретного сегмента. Следовательно, у вас больше шансов заинтересовать их.

  • Возможность лучше узнать свою целевую аудиторию. Зачастую производители нишевого товара не могут сразу определить свою ЦА. На нишевой площадке это можно сделать эмпирическим методом. Например, вы выходите на рынок хендмейд-товаров, уверенные в том, что ваша аудитория – женщины 35-50 лет с детьми. После нескольких недель на площадке понимаете, что ваша аудитория намного моложе (20-35 лет), и игрушки ручной работы клиенты покупают не своим детям, а в подарок друзьям.

  • Доступ к комьюнити. Нишевой маркетплейс – не только площадка для продаж, но и экспериментальное поле, на котором активно взаимодействуют десятки, сотни, тысячи таких же продавцов, как вы. Вы получаете доступ к множеству контактов, экспертизе множества представителей вашей отрасли. Здесь можно перманентно вести конкурентный анализ, перенимать успешные кейсы и учиться избегать чужих ошибок.

  • Почти всегда возможность развивать свой бренд. Нишевые площадки в меньшей степени, чем универсальные, поглощают локальные бренды. Очень важно, чтобы маркетплейс позволял селлерам продавать под своей торговой маркой, сохранять позиционирование и коммуницировать с клиентом напрямую через собственный бренд. 

Например, Flowwow с тех пор, как был нишевым маркетплейсом, поддерживал развитие локальных магазинов уже за счёт выбранного клиентского маршрута. Здесь каждый заказ совершается только в одном магазине. Если выбрали вас, этот заказ только ваш, и коммуникация с клиентом будет происходить с вами напрямую через чат.  

При этом определённые недостатки есть и у нишевых площадок: 

  • менее впечатляющие результаты по продажам, чем на крупных маркетплейсах;

  • более взыскательная аудитория;

  • скорее всего, меньше возможностей по фулфилменту. 

Как выбрать площадку для онлайн-продаж

Прежде всего определитесь с целью. Если ваш абсолютный приоритет – продажи, стоит выходить на крупный универсальный маркетплейс с наиболее релевантной аудиторией, изучать его правила и всеми силами пытаться «хакнуть» его систему выдачи. Получив просмотры, вы с высокой вероятностью получите и поток продаж. 

Если же ваша задача более глубокая (например, заявить о своём бренде, стать частью комьюнити, обзавестись пулом постоянных лояльных покупателей) – стоит обратить внимание на менее крупные, но более целевые площадки. 

Изучая предложения разных маркетплейсов, стоит найти ответы на следующие вопросы: 

  • Какие возможности площадка даёт вам для развития бренда?

  • Велики ли шансы получать повторные покупки на площадке? Именно они являются основной устойчивого развития в электронной коммерции. 

  • Насколько отзывчивая и оперативная команда поддержки? Важно, чтобы на первых порах вас могли быстро проконсультировать эксперты по продажам маркетплейса, помочь вам с настройкой режима работы и советами по стимулированию продаж. 

  • Соответствует ли площадка вашей нише? Например, на «Ярмарке мастеров» максимально удобный флоу (порядок действий – прим. редакции) для продажи авторских игрушек и хендмейда. Но если ваши изделия чуть менее креативные и скорее типовые, вы можете проиграть в битве за внимание аудитории. 

И последнее: оцените степень свободы, которую даёт вам маркетплейс. Оптимальный вариант – возможность экспериментировать и выстраивать несколько разных стратегий в рамках чётких, прозрачных правил. Самая распространённая претензия селлеров к площадкe – отсутствие свободы, необходимость участвовать в распродажах и двигаться по одному узкому «коридору», который продумали для продавца маркетологи площадки. Если вам удастся избежать таких эффектов – значит, вы выбрали верный маркетплейс – неважно, нишевой он или универсальный.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

27 января 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов