Объединение людей в разные сообщества – в том числе, и в деловые – это тренд, который просуществует как минимум несколько десятилетий. Так считает Максим Фельдман, предприниматель и автор тренингов по стратегическому нетворкингу. В своей книге «Сила окружения» он объясняет, почему сообщества стали такими востребованными. С разрешения издательства «Альпина PRO», выпустившего эту книгу, мы публикуем ключевые выдержки из неё.
У меня есть простое определение: сообщество – это общность людей, сложившаяся вокруг чего-то. Этим «чем-то» могут быть:
-
место проживания;
-
этническая принадлежность;
-
идеология, вера или религия;
-
конкретная цель или задача;
-
профессия или отрасль;
-
культура или увлечение;
-
социальная роль или статус;
-
интересы или образ жизни;
-
строчка в резюме, сексуальная ориентация, пол, возраст, бренд и многое другое.
Сейчас модно говорить о том, что правильные сообщества должны объединять людей с одинаковыми ценностями. Я считаю, что так случается далеко не всегда. К тому же, по моему глубокому убеждению, важность ценностей чрезмерно раздута и их схожесть совсем не обязательна для эффективного объединения людей в группы.
В подтверждение приведу такой пример. Я живу в районе Новорижского шоссе и много слышу об онлайн-сообществе «Бати Новой Риги». Главный критерий для вступления в него, как вы догадываетесь, – быть папой и жить в этой части Подмосковья. В этой онлайн-группе состоят многие мои соседи, и, судя по их отзывам, это сообщество очень полезно – оно объединяет несколько сотен людей, которые обмениваются ценной информацией. Но вряд ли можно утверждать, что абсолютно все участники данного сообщества имеют общие ценности. Скорее, их объединяет желание сделать свою жизнь интереснее и комфортнее, общаясь с соседями по району. Хотя кто сказал, что такой запрос не может быть назван ценностью?
Или вот общая строчка в резюме – может ли она стать достаточным основанием для объединения людей в сообщество? «Вряд ли», – скажете вы и будете неправы, ведь именно по этому критерию (по опыту работы в компании), например, собрано сообщество McKinsey Alumni. Известно, что в эту консалтинговую компанию попадают очень неглупые люди. Здесь они проходят хорошую школу жизни и, как правило, достигают успеха в самых разных сферах. Насколько мне известно, в России в эту группу входят как минимум несколько сотен человек – бывших сотрудников компании. И они поддерживают регулярную онлайн- и офлайн-связь, чтобы усиливать друг друга и делиться ресурсами.
Я утверждаю, что сообщества формируются вокруг почти всего чего угодно. И, повторюсь, я предлагаю рассматривать сообщество как общность людей, сложившуюся вокруг чего-то. Не более.
Вы заметили, что в последние годы про сообщества не говорит только ленивый? Профессиональные сообщества, женские сообщества, бизнес-клубы, сообщества выпускников, клиентские сообщества – все эти словосочетания прочно вошли в наш деловой язык. Появилась даже новая профессия – комьюнити-менеджер, и, судя по сотням вакансий на job-порталах, она вполне востребована.
Что происходит? Почему люди объединяются в сообщества? Давайте разберёмся и рассмотрим пять факторов, лежащих в основе этого явления. Забегая вперёд, скажу, что, по моему глубокому убеждению, тренд, касающийся объединения людей в сообщества, с нами всерьёз и надолго.
Название этого фактора я заимствовал у австрийского психолога Виктора Франкла. Приведу одно его высказывание: «В противоположность прошлым временам, никакие условности, традиции и ценности не говорят, что человеку должно делать. И часто он не знает даже, что он по существу хочет делать».
Мир стремительно меняется, и мы наблюдаем, как рушатся привычные для нас опоры:
-
Движение чайлдфри бросает вызов такой фундаментальной человеческой ценности, как семья.
-
Концепция Lifelong learning подразумевает, что за свою жизнь современный человек поменяет до пяти профессий, соответственно, не сможет отождествлять себя с одним профессиональным сообществом.
-
Религиозная община, веками служившая точкой опоры и самоидентификации для приверженцев разных религий, бесследно исчезла из жизни подавляющего большинства людей в развитых странах мира.
-
Государство перестало восприниматься сотнями миллионов людей как единственно вечная родина: практически любой образованный человек имеет все шансы рано или поздно получить гражданство другой страны.
Подобные жизненные трансформации заталкивают нас в тот самый вакуум, о котором пишет Франкл. Наши фундаментальные опоры шатаются, а скорость изменений лишь нарастает.
Сообщества помогают людям не потеряться – и, если хотите, даже выжить – в эти сложные времена. Сообщества помогают справиться с вакуумом существования, позволяют обрести свое племя, найти свою стаю.
В 2006 году Клайв Хамби, британский математик и предприниматель, произнёс фразу, которая быстро стала знаменитой: Data is the new oil. Он имел в виду, что в цифровом мире самым ценным ресурсом будет информация. Цифровая трансформация, произошедшая за последние 15 лет, подтвердила меткость этого высказывания.
На сегодняшний день из десяти самых крупных компаний мира по уровню капитализации семь являются истинно цифровыми (Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Facebook, Tencent, Alibaba), одна – почти цифровой (Tesla) и только две связаны со «старыми» бизнес-моделями (Saudi Aramco и Berkshire Hathaway).
В том же 2006 году Майкл Палмер, американский врач и романист, в своём блоге предложил уточнённую формулировку фразы Хамби: Data is crude oil. Он писал об этом так: «Информация (данные) – это то же самое, что сырая нефть. Она ценна, но, если она не очищена, её почти нельзя использовать. Она должна быть превращена в газ, химикаты и другие продукты, чтобы превратиться в ценную субстанцию, которая принесёт прибыль. Так и информация (данные) должна быть разобрана и проанализирована, чтобы принести пользу».
Действительно, информации в нашей жизни стало очень много. Мы перегружены ей: социальные сети, каналы, мессенджеры, push-уведомления –– контент льётся на нас отовсюду и с огромной скоростью. Требуется много сил, чтобы эту информацию сортировать, определяя, что нам нужно сейчас, что позже, а что мы не хотим видеть вовсе. И здесь на помощь приходят сообщества.
Они обеспечивают приток отфильтрованной, более достоверной и качественной информации. И часто – гораздо более сфокусированной на интересующем нас вопросе. Ведь если мы получаем информацию из источника, которому доверяем, мы меньше усилий тратим на то, чтобы эту информацию оценить, и чаще всего нам не приходится от неё защищаться. А если мы решаем воспользоваться этой информацией, то наша работа с ней будет более эффективной.
Таким образом, можно говорить о том, что сообщества являются источником «очищенной» информации.
Все мы не раз слышали об agile-подходах, «бирюзовых» организациях, плоских организационных структурах. Сообщество, безусловно, также является разновидностью организационного устройства.
В сегодняшнем мире именно сообщества могут быть достойной альтернативой иерархичным, жёстким и ригидным организациям, многие из которых теряют эффективность или вовсе умирают только потому, что не способны пересмотреть своё внутреннее устройство. Функционирование же сообществ, как правило, основано на более гибких, более живых принципах. В них легче войти, из них легче выйти, по крайней мере, если мы не говорим о таких сообществах, из которых выйти нельзя.
Главной экономической силой конца XX-начала XXI века были, безусловно, транснациональные корпорации. Построенные по принципу иерархических организаций, они ориентированы на силовой контроль со стороны верхних уровней управления по отношению к более низким уровням. Такие системы прекрасно справляются с задачами тогда, когда внешняя среда относительно стабильна, а главной целью организации является масштабирование деятельности. Но во времена глобальных перемен такие организационные структуры отстают: гигантам трудно перестраиваться, внедрять инновации и менять бизнес-модели.
Сообщества же представляют собой другой вид организации – сетевой и самоорганизующейся. Такие организации более гибки и живучи, поскольку горизонтальные связи, преобладающие в них, позволяют им быстро реагировать на изменения.
Иначе говоря, сообщества являют собой новый тип мобильной и ликвидной организации, которая более инновационна и эффективна по сравнению с другими организациями. Во многом именно поэтому сообщества так активно проникают в корпоративный мир, который видит в них большой потенциал, в том числе и как источника доходов.
О клиентских сообществах сегодня не говорит только ленивый. Книжный клуб компании X, туристический клуб компании Y, лекторий компании Z – не иметь сообщества своих клиентов стало, похоже, дурным тоном.
Мне видится, что основной ценностью клиентских сообществ служит их способность повысить вовлечённость целевой аудитории. Ведь если вы смогли объединить клиентов вокруг личности основателя или вокруг бренда компании, то вы выстраиваете с ними эмоциональные связи. Да, да, создаёте ту самую «химию».
Там, где есть положительная эмоциональная связь, есть лояльность! А значит, конкурентам гораздо сложнее переключить такую аудиторию на свой сервис или продукт.
Одна из реалий сегодняшнего дня – цифровое одиночество (это когда у тебя много друзей в Facebook, много мессенджеров и чатов, но качественных и глубоких отношений не хватает). И это действительно большая и трудноразрешимая проблема. Одиночество – базовый человеческий страх, и психологи во всем мире бьют тревогу, говоря о влиянии цифровых технологий на социальную наполненность человека.
Наша потребность в общении и чувстве принадлежности к той или иной группе подталкивает нас к объединению с другими людьми, нахождению или созданию сообществ, в которых складываются доверительные отношения, в которых мы ощущаем принятие и теплоту. И часто именно сообщества становятся действенным средством от одиночества.
Подробнее о влиянии нетворкинга на бизнес читайте в книге Михаила Фельдмана «Сила окружения».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».