Каналы в Telegram сегодня – не только способ самовыражения их владельцев или маркетинговый инструмент для компаний, но и актив, способный приносить доход. Правда, для этого придётся сделать вложения в его запуск, развитие, раскрутку и продвижение. Об основных способах монетизации Telegram-каналов и нюансах каждого из них в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказала Анастасия Каспер, маркетолог и основатель SMM-агентства KasLead.
Анастасия Каспер – 30 лет, предприниматель, маркетолог, основатель SMM-агентства
KasLead. Имеет высшее экономическое образование. После окончания вуза занималась контекстной рекламой. В 2018 году основала SMM-агентство. Также Анастасия автор Telegram-канала
«SMM без предрассудков», в котором делится опытом продвижения в социальных сетях и на личном примере показывает, как продвигать и монетизировать канал.
Авторские Telegram-каналы или каналы с уникальным контентом, как правило, не имеют проблем с рекламодателями. Они интересны читателям и получают большие охваты постов. Чтобы определить средний охват постов, используют такую формулу:
- среднее количество просмотров одного поста разделить на количество подписчиков и умножить на 100
Если в результате вычисления получилось 10% и выше – охват можно считать хорошим, с такими цифрами можно рассчитывать на привлечение рекламодателей. Причём, во многих случаях к владельцу такого канала они будут приходить сами. Но рассчитывать на регулярный поток входящих предложений всё-таки не стоит.
Как составить прайс
Беспроигрышный вариант – ориентироваться на среднюю стоимость рекламы у каналов с аналогичной или схожей тематикой и учитывать охват поста.
Самая дорогая на сегодняшний день реклама у каналов, которые специализируются на следующих темах:
-
Криптовалюта;
-
Трейдинг;
-
Маркетинг;,
-
Финансы;
-
Недвижимость.
С учётом стоимости рекламы конкуренция каналов перечисленных тематик очень высокая и острая. Но и раскрутка канала «с нуля» по одной из выбранных тематик обойдётся недёшево. К примеру, один подписчик канала о маркетинге обойдётся владельцу минимум в 30 рублей, и эту цену можно считать вполне демократичной.
Кроме тематики канала при формировании прайса на рекламу стоит учитывать:
-
количество просмотров у одного поста за 24 или 48 часов;
-
длительность нахождения поста в топе и в ленте;
-
тип канала – авторский или не авторский;
-
рекламную отдачу;
-
периодичность публикации рекламы;
-
авторство поста – пишет его рекламодатель или команда Telegram-канала.
Принцип формирования прайса можно разобрать на примере маркетингового канала со следующими показателями:
-
Охват поста за сутки – в среднем 5 тысяч просмотров;
-
СРМ (стоимость за 1 тысячу показов) – от 1,5 до 2 тысяч руб. в выбранной тематике.
-
Таким образом, стоимость рекламного поста может составлять от 7,5 тысяч рублей.
Если в планы владельца или администратора канала не входит постоянная публикация рекламных постов в большом количестве, можно указывать стоимость по верхней границе. В перспективе это станет преимуществом перед конкурентами, например, перед каналами, на которых рекламные посты выходят по три раза в день, но конверсия всё равно ниже. Стоимость рекламы на авторском канале всегда будет выше.
Рекламная отдача – важный показатель, следить за которым удобно с помощью специальных сервисов, например, Telemetr, выбрав соответствующую вкладку. Стоит учесть, что если стоимость рекламы будет высокой, а отдача низкой, то рекламодателей у канала будет мало.
Как рассчитать стоимость рекламы
Цена рекламы зависит от продолжительности размещения рекламного поста. В качестве примера приведу рекламное предложение «2/24» (2 топа и 24 часа в ленте).
«2/24» – это значит, что реклама в течение двух часов остаётся в топе и отображается как последнее сообщение на канале, то есть она не «перекрывается» другим контентом. Спустя два часа начинается публикация других тематических постов, а рекламный пост отображается в ленте на протяжении 24 часов, после чего удаляется.
Таким образом, цена за 2 топа и 48 часов размещения может составлять, например, 7,5 тысяч рублей, а пост, который будет оставаться в топе на протяжении четырёх часов и останется в ленте, может стоит уже 15 тысяч рублей.
Где найти рекламодателей
Существует несколько способов поиска рекламодателей.
Базовый вариант – размещение информации о канале на биржах рекламы, например, на Teleg.in. На этих ресурсах канал смогут найти как администраторы других каналов, так и представители рекламодателей. Также важно присутствие в специальных администраторских чатах, где время от времени можно размещать предложения о рекламе.
Многие владельцы Telegram-каналов для поиска рекламодателей нанимают менеджеров по продажам. Именно они берут на себя согласование условий размещения рекламы, контент, договариваются о дате и времени размещения. За свою работу менеджер получает вознаграждение – как правило, в виде процента от прибыли, которую получает канал за размещение рекламы.
Практикуется также сотрудничество с так называемыми арбитражниками – специалистами по работе с трафиком. Они привлекают пользователей на канал, а оплату получают за каждое целевое действие или процент от продаж. При таком формате взаимодействия арбитражник:
-
сам выбирает товары, которые будет продвигать, используя для этого партнёрские сети;
-
создаёт собственный Telegram-канал и наполняет его контентом со специальными партнёрскими ссылками;
-
полностью оплачивает привлечённый трафик на канал.
Такой формат удобен тем, что владельцу канала не приходится решать массу вопросов, связанных с закупкой товара, наймом сотрудников, поиском складов. Более того, работа с арбитражниками даёт возможность зарабатывать на Telegram-каналах даже при отсутствии собственных услуг или товаров.
В качестве примеров можно привести каналы о путешествиях. В них публикуется контент со ссылками на различные туры. Владельцы каналов получают вознаграждение от многочисленных туристических «партнёрок».
Предположим, вы эксперт в определённой области, и в ваших планах – монетизация канала за счёт своих услуг или инфопродуктов. Ваша первоочередная задача – создавать качественный и полезный контент. Только после этого можно переходить к продаже вашей экспертности – то есть, курсов, услуг, мастер-классов.
Канал начнёт приносить прибыль не сразу – на начальном этапе в него придётся вкладывать средства. От попытки заработать за счёт размещения чужой рекламы в большом количестве считаю своим долгом предостеречь. Такой подход чреват испорченной репутацией и утратой доверия со стороны подписчиков.
Авторы многих каналов сегодня рассматривают продажу инфопродуктов и услуг в качестве основного способа монетизации, что я считаю правильным, ведь аудитория Telegram – это преимущественно взрослые и платежеспособные люди.
С чего начать? С привлечения на канал целевой аудитории. Для этого потребуется провести её анализ – возраст, пол, интересы и т.д.
Затем можно переходить к разработке и оценке способов привлечения аудитории. Они могут быть как платными, так и бесплатными:
-
покупка рекламы в других Telegram-каналах;
-
таргетированная реклама в социальных сетях;
-
покупка рекламы у блогеров в Instagram, TikTok, YouTube;
-
размещение в СМИ;
-
бесплатное «переливание» аудитории со своих социальных сетей, сайтов и т.д.
Если планируется продажа услуг и инфопродуктов, рекомендуется публиковать «прямые» посты. В них следует как можно более чётко и детально рассказать о том, кто вы, чем занимаетесь, какая тематика у вашего канала. Такие посты, как показывает практика, помогают сформировать максимально заинтересованную аудиторию.
При этом рекламироваться в Telegram лучше на каналах конкурентов – то есть там, где гарантированно присутствует ваша целевая аудитория. Следующим этапом может стать выбор каналов других тематик, но в соответствии с анализом ЦА. К примеру, маркетинговые услуги можно рекламировать на каналах, посвящённых бизнесу, образованию, аудиокнигам.
Продажи «в лоб» в Telegram работают не очень неэффективно. Оптимально размещать контент, через который до аудитории доносится ценность вашего продукта. Очень важно одновременно прорабатывать и возражения. В комплексе это гарантированно обеспечит первые продажи, а если предлагается действительно качественный продукт, то появятся и положительные отзывы. Отзывы, в свою очередь, будут «подогревать» уже следующих клиентов.
Эксперт, который в своём Telegram делится личным опытом и публикует по-настоящему качественный и интересный контент, может сделать канал закрытым и предоставлять к нему доступ в виде подписки за определённую плату. Эта практика получила широкое применение на каналах, посвященных инвестированию и торговле на финансовых рынках (например, о трейдинге и криптовалютах).
Продажа приватных доступов – эффективный метод, однако следует учесть, что такая монетизация предусматривает наличие экспертности с большой буквы. В противном случае вряд ли кто-то захочет платить за подписку, или, оплатив её, будет разочарован и оставит негативные отзывы.
Автор закрытого канала должен понимать, что его задачей будет постоянное общение с подписчиками, поиск ответов на их вопросы, помощь и разъяснение, если что-то будет непонятно.
Важно учитывать потребности подписчиков, реагировать на их пожелания и предпочтения, например, по темам, которые стоит раскрывать и обсуждать. Только общение может стать мотивацией для продления подписки и положительной обратной связи.
В 2020 году в Telegram начался бурный рост бирж по продаже каналов. На этом фоне выросла популярность соответствующего способа заработка – каналы покупаются и перепродаются. Этот способ имеет свои нюансы.
К примеру, если планируется развитие канала в Telegram «с нуля» для последующей продажи, следует предусмотреть такие моменты:
-
Правильный выбор тематики – для возможности публиковать большое количество контента.
-
Проверка конкурентности тематики. Здесь важно учесть, что высокая конкуренция, с одой стороны, обеспечит быстрый рост – спрос со стороны аудитории будет расти, можно рекламироваться у конкурентов. Но с другой стороны, выходить в топ будет сложно, долго и дорого.
-
Продвижение «белыми» методами – речь идёт о закупке рекламы у других каналов и об использовании таргетированной рекламы в социальных сетях. Такой метод позволит статистике канала оставаться предельно «чистой», а при продаже этот показатель – самый важный.
Только после того, как канал достигнет нужного уровня, его можно выставлять на продажу. Я рекомендую приступать к продаже сразу после закупок рекламы. В этот момент канал находится на пике активности и имеет хороший уровень вовлечённости.
Что касается стоимости канала, то в неё необходимо включить абсолютно все расходы (покупка рекламы, контент, таргет и т.д.) и наценку (можно ориентироваться на минимум 30% к себестоимости).
При продаже стоит пользоваться услугами гарантов – ими могут выступать либо специализированные площадки типа Telderi, либо биржи каналов в Telegram. Такой подход обезопасит вас от мошенников. Стоимость услуг гаранта (как правило, 3-10% от сделки) не должна вас смущать – это гораздо дешевле, чем стоимость утерянного канала.
В сотрудничестве с гарантом тоже есть свои правила:
-
Выбранный гарант должен устраивать обе стороны – и продавца, и покупателя.
-
Создаётся чат, в котором подробно обсуждаются условия сделки, цена и т.д.
-
Продавец передаёт полные права на канал гаранту.
-
Покупатель производит полную оплату за канал продавцу.
-
Гарант передаёт права на канал покупателю.
-
Гарант получает своё вознаграждение.
Тогда сделка будет максимально прозрачной и честной.
В качестве примера приведу продажу моего канала «Точка G» через гаранта.
Сделка в цифрах:
-
Вложено в контент 10 000 рублей.
-
Вложено в продвижение 207 000 рублей.
-
Цена продажи 300 000 рублей (себестоимость + 35%).
-
Итого заработано на продаже 83 000 рублей.
-
Услуги гаранта составили 12 000 рублей (4%).
Этот канал создавался для того, чтобы наглядно показать, как можно продвигать и монетизировать канал в такой «пикантной» тематике. Под него также был создан бот «Точка G» с платной подпиской. Поэтому монетизация включала продажу рекламы + продажу подписки на бот. Когда я достигла желаемых результатов, отбила расходы, получила доход и упаковала это в кейс, канал был продан.
Монетизация Telegram-канала невозможна без глубокого погружения его владельца во все нюансы работы. Он должен будет создавать контент, думать о партнёрстве, продажах рекламы. Либо может делегировать эти задачи специалистам. В любом случае, всё это потребует времени и вложений.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».