Погружение в digital: как основателю стартапа прокачать свои компетенции

Прочтёте за 3 мин.

Проверьте себя: готовы ли вы к разработке продукта

IT-инструменты, которые использует Максим Мул

  • Trello
  • Zoom
  • Telegram

Основатели IT-стартапов нередко выполняют в проекте несколько функций. Например, руководят разработкой, отвечают за маркетинг и продвижение, выстраивают продажи, ищут инвесторов. Но не всегда начинающему предпринимателю хватает знаний для качественной работы по каждому направлению. О том, как основателю проекта оценить собственные компетенции для руководства разработкой, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал совладелец агентства Work Solutions Максим Мул.

Досье

Максим Мул, предприниматель из Ростова-на-Дону, совладелец агентства  Work Solutions. Закончил Ростовский государственный университет путей сообщения по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Опыт в digital-индустрии - 11 лет.

Максим Мул

Определитесь: контролировать самому или делегировать

Создателю IT-стартапа важно с самого начала определить свою роль по отношению к проектной команде. Первый вариант – собственник сам руководит разработкой: формулирует вместе с исполнителями задачи и следит за их реализацией. 

Такая вовлечённость требует много времени, а на старте проекта у предпринимателя зачастую острый дефицит этого ресурса. Важно осознать, что для создания цифрового продукта нельзя один раз составить бриф и сразу получить то, что вам нужно. Каждое звено в цепочке создания продукта потребует контроля со стороны бизнеса.  

Второй путь – выделить человека на full-time, который будет управлять продуктом. Распространённая ошибка, когда такую задачу доверяют человеку в дополнение к его основным обязанностям. Например, поручают руководить разработкой директору по маркетингу или бренд-менеджеру, у которых и своих задач хватает. Поэтому нужно в первую очередь решить, кто будет отвечать за продукт, кто станет его «владельцем» - Product Owner. Эту роль может взять на себя кто-то из партнёров. 

Product Owner должен обладать следующими компетенциями: 

  • целеполагание;

  • маркетинг;

  • управление продуктом;

  • UX-дизайн;

  • монетизация;

  • планирование бюджета;

  • аналитика. 

При этом нужно понимать, что речь идёт не о достижении в каждом направлении экспертного максимума. «Владелец продукта» должен понимать основы и некоторые тонкости, чтобы контролировать узкоспециализированных исполнителей. То есть он не обязан уметь собственными руками рисовать кнопки, писать код, настраивать рекламные кампании и т.д. 

Оцените свой уровень знаний

Если основатель стартапа выступает в роли Product Owner, то успех проекта зависит, в том числе, и от его профессиональных навыков. Их отсутствие, как минимум, может стать серьёзным стоп-фактором и повлечь за собой ряд проблем. 

Есть несколько путей, которые позволяют проверить знания и компетенции предпринимателя. Они же позволяют определить, стоит ли ему руководить созданием продукта или лучше поручить это другим специалистам. 

  • Метод проб и ошибок. Самый рискованный. Заключается в осознанном «наступании на грабли» и профилактике совершённых ошибок. Может обернуться полным провалом и тратой впустую большого количества ресурсов.

  • Общение с экспертом в формате неформального «экзамена». Можно найти одного Product Owner и пообщаться с ним, попросив проверить собственные знания. Минус заключается в том, что с большой долей вероятности в рамках этой беседы предприниматель пропустит многие важные вопросы, и оценка получится слишком субъективной. Она будет зависеть от настроения эксперта в конкретный момент и его отношения к собеседнику. 

  • Пройти специальный тест. Недавно проект Work Solutions как раз завершил работу над таким тестом. К его созданию привлекли экспертов из крупных компаний («Яндекс», «ВКонтакте», Delivery Club, Skyeng, «ПланФакт» и аптечная сеть «36,6»), а также Agile-коуча, эксперта по цифровой трансформации. Пройти тест можно по этой ссылке

Прокачивайте компетенции

Если создатель IT-стартапа поймёт, что ему не хватает каких-то знаний или компетенций для развития собственного проекта, он может получить их несколькими способами. 

  • Во-первых, нужно впитывать в себя больше фундаментальных знаний. Чаще всего их можно почерпнуть из качественной бизнес-литературы, а также на курсах. 

  • Во-вторых, развивать свою насмотренность, изучая различные кейсы. Для этого можно читать специализированные СМИ, которые пишут о стартапах и IT-индустрии. 

  • В-третьих, быть в курсе трендов - как можно раньше узнавать о нововведениях. 

  • И, в-четвёртых, принимать активное участие в комьюнити предпринимателей, посещать конференции и мероприятия других форматов.

Важно понимать, что сейчас мы переживаем период профицита информации. То есть по многим вопросам информации слишком много. Поэтому важно уметь делать правильный выбор из всего этого многообразия либо просто полагаться на экспертные рекомендации (например, из нашего теста). 

Если времени на получение дополнительных знаний нет совсем, а при этом компетенций недостаточно, то с большей долей вероятности роль Product Owner создателю проекта не подойдёт. Он может делегировать те или иные рабочие функции, отдельные бизнес-процессы и даже управление, но не сможет делегировать обучение. Даже если кто-то будет за него читать книги, статьи, проходить курсы, принося готовые «выжимки», в любом случае нужно будет искать время на их изучение. 

Держите руку на пульсе

Цифровая индустрия изменяется с высочайшей скоростью. Предприниматель, работающий со стартапом или несколькими стартапами, обязан постоянно держать руку на пульсе и актуализировать собственные знания. В том числе по мере масштабирования своей деятельности и достижения новых высот. 

Сегодня ему нужно знать, в какой цвет лучше всего окрасить кнопку (а точнее - как задать соответствующий вопрос дизайнеру), а завтра пригодится понимание глобальных тенденций, например, чтобы скопировать уже существующую модель, успешно работающую за рубежом, и вложиться в следующий стартап.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

11 марта 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов