«Не надо ля-ля»: как заинтересовать аудиторию во время выступления

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации от автора книги «Искусство разговаривать» Меруерт Жунусбек

Предпринимателям довольно часто приходится выступать – перед коллегами, партнёрами, бизнес-сообществом. Чтобы речь оказала нужное воздействие, нужно не только чётко и понятно излагать свои мысли, но и уметь работать с аудиторией – в этом уверена бизнес-тренер и основатель центра ораторского мастерства «Ника» Меруерт Жунусбек. В своей книге «Искусство разговаривать» она рассказала о том, как спикеру увлекать и убеждать свою аудиторию. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем некоторые её важные рекомендации.

Искусство разговаривать 

От монолога - к диалогу

Важный вопрос, который следует задать себе на стадии подготовки: ваша речь - это монолог или диалог? Дело в том, что когда человек говорит монологично, то есть просто рассказывает, не обращаясь к залу, то аудитория в какой-то момент начинает скучать. Людям интересно быть вовлечёнными в то, о чём сейчас говорит спикер. 

Для выстраивания диалога есть такой приём, как «цепляющий вопрос». Такой вопрос, на который аудитория может ответить только «да» или «нет». Это так называемый закрытый вопрос. Почему именно он? Если вопрос будет «открытым», то есть отвечающий сможет долго рассуждать, – кто-то из слушателей этим непременно воспользуется. Тогда он заберёт наше время - и будет очень сложно остановить этого человека. Так что только «закрытые» вопросы. Например: «Нужны ли нашему городу новые транспортные развязки?» Это первый приём для установления диалога с аудиторией. 

Второй приём - риторический вопрос, не предполагающий ответа. Мы его задали, сделали паузу и дальше продолжаем свою речь. «Городу не хватает транспортных развязок, разве можно так жить?» А зал в этот момент погрузился в размышления и либо согласился, либо нет с этим риторическим вопросом. 

Третий приём - описание реальности. Это тоже ведёт к тому, чтобы с аудиторией возник диалог. Мы описываем, что происходит здесь и сейчас. Например, если тема выступления - развитие, то описание реальности - то, что в зале сейчас сидят люди, для которых эта тема не нова. Они ежедневно сталкиваются с саморазвитием, с прохождением различных тренингов, курсов и семинаров, потому что для них важно, что с ними будет дальше в жизни. То есть, чтобы вовлечь зал, беру в контексте своей речи примеры из этого же зала. И когда начинаю рассказывать людям про них же, им становится интересно.

Меруэрт Жунусбек 

Четвёртый приём - обращение. Я считаю, что это необходимо, буквально через каждые пять-шесть предложений обязательно обращаться к залу напрямую: «Коллеги, обратите внимание» либо «Дамы и господа!» А если кого-то знаете по именам, ещё лучше. Обратитесь к ним! При этом важно помнить, что диалог с этим человеком должен быть коротким, поэтому лучше задать закрытый вопрос, обращаясь по имени, и получить ответ в виде двух-трёх слов, на этом и завершить маленький обмен репликами. 

Последнее - попросить подсказку у зала. Вы забыли какое-нибудь слово: «Подскажите, пожалуйста, прямо на языке вертится». И они с удовольствием подсказывают. 

Подготовленная импровизация

Все перечисленные приёмы для привлечения внимания не подходят для всех случаев без разбора. Если я выступаю с презентацией нашего проекта перед руководством и буду просить у них подсказку, то мой руководитель – допустим, недемократичный, доминантный, очень импульсивный – скажет: «Ты пришла нам рассказывать или у нас спрашивать? Думай сама, говори сама». А вот короткие вопросы работают везде: «Согласны?», «Ведь так?», «Кто считает, что так?», «А кто считает, что не так?» Вот этим мы и цепляем зал. 

Кстати, приём с подсказкой можно использовать, даже если мы не забывали слово, - но только в случае, если мы хорошие актёры. Не всем это дано. Поэтому я всё-таки за то, чтобы спрашивать именно то, чего не знаешь.

Меруэрт Жунусбек 

Можно заранее подготовить этот приём. Например, на казахском языке я веду тренинги очень редко. И каждый раз обязательно что-нибудь забываю. Поэтому в начале тренинга делаю нейтрализацию и говорю: «Коллеги, мне сегодня будет очень нужна ваша помощь. К сожалению, тренинги на казахском языке не настолько востребованы, чаще нужны на русском. Я мало практикую свой родной язык. Мне стыдно, каюсь. Но я всё равно продолжаю эти тренинги, чтобы учиться. Если я забуду какое-то слово, подскажите мне, пожалуйста». 

Всё, группа моя! Она меня уже любит, я заранее сделала слушателей экспертами, они теперь все крутые, классные. И им хорошо, и мне. Когда выступаю, стоит мне споткнуться на  каком-то слове, я смотрю в сторону слушателей, и мне зал хором говорит все варианты. 

Задавать вопросы в нужное время

Прошу запомнить: когда мы обращаемся к залу и произносим: «Коллеги», «Друзья», «Дамы и господа», – смотреть на слушателей обязательно. Тем более когда задаём вопросы – закрытые и риторические, которые позволяют нам отследить реакцию зала на наши слова. 

Закрытые, риторические вопросы хорошо задавать через каждые два-три предложения. Если их долгое время не будет, аудитории становится скучно, люди начинают уходить в телефоны. Поэтому я за то, чтобы постоянно обращаться к залу. Только тогда аудитория начинает думать про то, что мы говорим. 

Диалог со слушателями должен быть всегда, хоть какой-то. Мне сложно, когда я выступаю, а люди сидят за компьютерами, и я не вижу реакции. Поэтому надо призывать: «Отметьте, запишите, поставьте лайк», - чтобы понять, как аудитория реагирует. 

У меня был и такой опыт: когда я с проектом Верховного суда приехала в очередной регион, в зале сидело около ста человек - и я, как всегда, начала задавать вопросы. Важно учесть, насколько аудитория готова к этому. Я не учла. В самом начале я очень часто задавала закрытые, риторические вопросы и те, на которые надо отвечать одно-два слова. Вскоре почувствовала, что мою аудиторию это злит. Было такое ощущение, что они беззвучно говорят: «Почему ты всё время спрашиваешь, ведь это мы должны от тебя информацию получать!» А спрашивала я простые вещи, предполагающие столь же простые ответы: «Что мешает нам доносить свои мысли?» (Неуверенность, плохая дикция и т. д.) То есть сначала хотела понять, что именно они уже знают, а потом дать свою экспертную информацию. Но не тут-то было!

Меруэрт Жунусбек 

Кто-то из зала не выдержал и произнес: «Вы нас будете учить или только спрашивать? Это не тренинг, а какой-то социологический опрос!» То есть надо учитывать специфику, кто ваши слушатели. Когда часто говоришь: «Поднимите руку», - со школьниками это прокатит, но взрослых людей быстро начнёт раздражать. Поэтому должно быть всё в меру. 

Важная деталь - контекст мероприятия. Если это более консервативная аудитория и я делаю отчёт о проделанной работе, то там, конечно же, вопросы задавать особо не получится. Там я только констатирую факты. Можно сделать описание реальности либо обращение. Но строго исходя из примеров, которые приводишь. 

Но когда моя задача мотивировать людей к действию, то я много задаю вопросов, веду диалог с залом, потому что аудитория открыта. 

И другой важный момент - насколько я сама готова задавать вопросы, хорошо ли натренирована в этом искусстве. Это тоже нужно помнить. 

Вопросы не по теме

Ещё один полезный инструмент – вопросы не по теме выступления. Например, можно спрашивать у аудитории: не холодно ли? хорошо ли слышно? всё ли понятно? Таким образом, вы проявляете переживание, показываете, что эти люди вам не безразличны. 

Но! Когда вы спрашиваете про состояние аудитории, надо учитывать, что за люди сидят перед вами. Если это консервативная, закрытая публика, и вы будете постоянно отходить от темы, они этого могут и не понять. За всё время выступления можно спросить об их самочувствии один раз, не больше, потому что они будут сфокусированы на работе. 

Меруэрт Жунусбек

Если перед вами молодые и энергичные маркетологи, которые в основном занимаются выступлениями с презентациями, тогда ваш стиль поведения немного поменяется. Здесь хорошо бы проявить к ним внимание. То есть прямо спросить: «Ребята, как вы себя чувствуете? Кому-то воды? Кто хочет - можете выйти, но ненадолго». Спикеру важно ни в коем случае не быть назойливым. 

Помню, на одном тренинге у выступающего была любимая фраза: «Всё понятно?» И вот когда он через каждые два предложения это спрашивал, я себя чувствовала дурочкой. Не нужно унижать интеллект вашей аудитории. В конечном итоге, если слушателям что-то непонятно, они сами спросят. Можно подтолкнуть их к этому, сказав: «Есть ли вопросы?» Заметьте, это звучит не обидно, в отличие от «всё ли понятно». 

Есть тонкая грань. Если вы чувствуете, что сейчас у аудитории глаза закроются, то в этот момент можно спросить: «Коллеги, вы не устали? Может, открыть окно?» А просто ради галочки задавать цепляющие вопросы нельзя. Всё должно быть искренне. 

Подробнее о том, как заинтересовывать слушателей своим выступлением, читайте в книге Меруерт Жунусбек «Искусство разговаривать».

Меруэрт Жунусбек

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

09 апреля 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов