Цифровая трансформация бизнеса может считаться массовой, лишь когда она доступна для небольших компаний и проектов. И, похоже, этот момент настал. Баланс сил меняют low-code и no-code платформы. Благодаря им пользователь может самостоятельно конструировать нужное решение, выбирая из готового набора шаблонов и комбинируя различные блоки. О том, как и зачем малому бизнесу создавать собственные IT-продукты, порталу Biz360.ru рассказала digital-предприниматель Анастасия Кондакова.
Анастасия Кондакова – предприниматель, сооснователь платформы избранных товаров для дома BUTONI, основатель сервиса виртуальной примерки VRTOOL. Эксперт по инновационным retail-стратегиям и цифровой трансформации, бизнес-консультант.
На первый взгляд, создание малым бизнесом своих IT-продуктов может показаться неоправданными расходами. Однако лучше рассматривать их не как затраты, а как окупаемые инвестиции, с которыми можно скорее достичь целей бизнеса.
Сразу оговоримся, что под собственными IT-продуктами в этой статье имеем в виду не только некие нишевые IT-сервисы для специальных задач или многозадачные IT-платформы, но также собственные сайт, мобильное приложение или, например, чат-бот в Telegram.
Преимущества, которые получают небольшие компании, имеющие собственные IT-решения:
-
Привлечение клиентов. Бизнесу, у которого есть сайт, приложение или специальный сервис для коммуникации с клиентами, легче удержать лояльную аудиторию и привлечь новую. Пользователи быстрее смогут выйти на компанию через поисковую систему, если у компании есть собственный онлайн-проект.
-
Рост доверия. Многие клиенты предпочитают совершать покупки непосредственно на сайте производителя товара или услуги – «из первых рук». Наличие своего веб-ресурса или приложения повышает уровень доверия.
-
Развитие бренда. Через собственную цифровую платформу бизнес может транслировать аудитории свои ценности, философию, демонстрировать линейку продуктов, публиковать отзывы.
-
Быстрая связь с аудиторией. Сайт, приложение или чат-бот в мессенджере дают возможность быстро информировать клиентов о проводимых акциях, скидках, мероприятиях.
-
Масштабирование. Интернет-ресурс и цифровые сервисы позволяет охватывать широкие «пласты» аудитории, в том числе за пределами сферы своего влияния.
-
Автоматизированный контакт с клиентами. На сайте покупатели могут выбирать товары, оплачивать приобретения, задавать вопросы. Всё это происходит в рамках одной платформы, что позволяет собирать данные о пользовательском поведении, централизованно принимать оплату, подключать чат-ботов и тем самым экономить трудозатраты сотрудников.
-
Быстрое решение рутинных задач. Автоматизированное администрирование даёт возможность синхронизировать работу разных отделов, ставить задачи, создавать отчёты и проводить аналитику, затрачивая на это гораздо меньше времени.
-
Самореклама без затрат. На сайте компания вправе демонстрировать свои кейсы, результаты работы, рассказывать о планах без оглядки на многочисленные запреты и ограничения, накладываемые законодательством.
Таким образом, обладая собственными IT-решениями, малый бизнес может расширить аудиторию и автоматизировать многие рутинные процессы. Поскольку сегодня создание многих цифровых продуктов не требует крупных финансовых затрат, выгода очевидна.
Долгое время для большинства небольших компаний существовал фактически один относительно несложный способ угнаться за лидерами – купить готовое IT-решение и «допилить» его под собственные нужды. Оно, возможно, будет несколько проще, чем у конкурентов, но позволит предложить клиентам сопоставимый набор услуг.
Однако у подобных решений есть существенный недостаток. Для того чтобы сделать качественный продукт «под себя», нужно время и затраты. В различных сферах бизнеса разработка решения под запросы бизнеса может занимать месяцы. А действовать предпринимателям на рынке нужно без промедлений. Один из выходов – создать собственный IT-сервис с помощью low-code и no-code платформ (LCNC).
С середины 2010-х годов широкую известность получили конструкторы сайтов WordPress, Tilda и ряд других. Правда, область применения no code-решений была ещё сильно ограничена. Но сегодня LCNC проникают практически во все сферы. Такие платформы уже позволяют создать и простой лендинг, и сложную CRM:
-
Хотите создать интернет-магазин – к вашим услугам Ecwid или 1С-UMI;
-
Нужно построить мобильное приложение – используйте Adalo или Glide;
-
Необходимо сконструировать веб-приложение – попробуйте Bubble;
-
Есть задача собрать чат-бот – в этом поможет, например, Integromat;
-
Создавать базы данных позволяет Airtable.
И это названия лишь нескольких крупных платформ, добившихся широкой известности. А их на рынке – сотни: крупных и не очень, дорогих и бюджетных, узкофункциональных и многозадачных.
LCNC-решения уже используют возможности нейросетей, искусственного интеллекта, LLM-моделей обучения. И продолжают развиваться. По оценкам исследовательской компании Verifiedmarketreports, в 2024 году рынок low-code и no-code платформ составил 13,8 млрд долларов.
С помощью LCNC-платформ предприниматели, независимо от масштабов своего бизнеса, могут получить собственный готовый IT-продукт, сопоставимый с тем, который ранее могли использовать его заведомо более крупные конкуренты. И для этого больше не требуются месяцы разработки и создание собственного IT-отдела.
Допустим, ваша компания участвует в тендерах госкомпаний, а значит, её работа должна соответствовать требованиям действующего законодательства (44-ФЗ). Это задача посложнее, чем сделать сайт-лендинг. Раньше на создание IT-решения, которое позволит автоматизировать процесс закупок, уходило несколько месяцев. Теперь low-code платформа позволяет сконструировать такую систему управления за несколько недель. Если возникают сложности с интеграцией решения, можно привлечь внешних IT-специалистов по срочному договору.
Конечно, в использовании low-code и no-code платформ может быть много подводных камней и всяческих сложностей. Так, 68% участников прошлогоднего опроса Mendix отметили, что сталкиваются с проблемами при интеграции LCNC-платформ со своими уже работающими сервисами.
Чтобы минимизировать риски и неудобства, использовать no-code и low-code сервисы сегодня предпочтительно для решения конкретных клиентских задач. Для этого сегмента отлично подходит стратегия создания Minimum Viable Product (MVP) – продукта, обладающего минимальными, но достаточными для удовлетворения потребителей функциями. С его помощью можно протестировать гипотезы, получить отзывы пользователей, при необходимости оперативно расширить или доработать функционал.
Позже, когда IT-продукт начинает генерировать выручку, можно его развивать. И со временем продукт, сделанный с помощью LCNC-платформы, уже может позиционировать себя как часть экосистемы, которая будет включать, допустим, API, маркетплейсы готовых решений и другие сервисы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».