Конкуренция на рынке образовательных услуг по робототехнике усиливается: открываются всё новые проекты, запускаются франшизы, растёт интерес у публики. Два месяца назад на рынок вышел новый интересный игрок – проект «Образовательные роботы». Это хороший пример того, как увлечённость команды своим проектом может привлечь партнёров, чьи ресурсы существенно усилят стартовые возможности молодой компании. О том, где найти партнёров и как заразить своей идеей других людей, порталу Biz360.ru рассказал создатель проекта «Образовательные роботы» Сергей Чернышев.
Сергей Чернышев, 26 лет, создатель курсов по робототехнике для детей и взрослых в рамках проекта
«Образовательные роботы». Закончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) по специальности «Организация движения и управление процессом перевозок». Во время учёбы работал на заводе в службе движения, затем - в РЖД. В 2012 году начал работать в МИИТе: сначала лаборантом, затем - в должности заведующего лабораторией; параллельно преподавал технические дисциплины, поступил в аспирантуру. В апреле 2015 года запустил собственный образовательный проект, в который инвестировал 1,5 млн. рублей личных сбережений.
«Когда человек, изучающий техническую специальность, не понимает смежных направлений, он может придумать вещи, которые в принципе невозможно реализовать. А если будет понимать, что происходит, грубо говоря, у соседа на столе, то сможет на стадии идеи откидывать все нежизнеспособные решения», - говорит Сергей Чернышев. В какой-то момент Сергей решил, что необходимо создать образовательную методику, основным принципом которой станет комплексный системный подход к обучению. Идеальной сферой для этого показалась робототехника.
Сергей Чернышев не хотел создавать кружки, в которых дети или взрослые создают роботов с помощью готовых деталей конструкторов. По его мнению, при таком подходе можно познакомиться только с программированием и конструированием.
«Принцип обучения, основанный на конструировании из готовых деталей и элементов, подходит только для детей младшего возраста – он им позволяет развивать пространственное воображение, моторику, начальные знания по физике и т.д. Для нашего подхода к обучению, который рассчитан на детей школьного возраста и взрослых, всё это слишком просто».
«Наша главная идея – человек должен уметь делать всё сам, без посторонней помощи, никто и ничто не должно его ограничивать в творчестве. Поэтому мы вообще отказались от готовых наборов деталей. Мы обучаем принципам, по которым детали проектируются. Фактически человек должен сам придумать детали. Потом он создаёт первичные конструкции, чтобы понять принципы действия робота. В дальнейшем его развитие зависит только от собственного воображения»
Курсы рассчитаны на 1,5–2 или 3 года. Обучение разбито на модули, которые сменяются по степени сложности: получив знания на одном, слушатель может приступать к освоению следующего. Или выбрать наиболее интересный модуль, исходя из имеющихся знаний. Месячный модуль состоит из 16 часов аудиторных занятий и столько же предполагается на самостоятельную работу.
На каждый модуль формируется новая группа. Программа довольно гибкая: в зависимости от подготовленности учеников какие-то моменты в рамках курса могут опускаться или добавляться. Занятия на 90% состоят из практики. Ученики работают на современном высокотехнологичном оборудовании: станках, 3D-принтерах, технике для цифровой диагностики, пайки, постобработки и т.д.
Первые месяцы Сергей потратил на создание концепции курсов. Он регулярно отслеживал информацию об открывающихся кружках и курсах робототехники, принципах их образовательной деятельности. Было очевидно, что спрос на них есть, и он довольно высокий.
Не желая создавать что-то похожее, Сергей пришёл к идее создания такой методики обучения робототехнике, при которой используются специализированные классы-лаборатории с полным набором современного оборудования.
При этом создателям методики не хотелось, чтобы группа из 10-15 человек работала на одном 3D-принтере или другом единичном экземпляре оборудования. Сергей Чернышев сомневается, что полученные таким образом навыки будут особенно полезными. Он исходил из того, что каждый обучающийся должен самостоятельно получить компетенции в работе на 3D-принтере и создавать на нём разные изделия. Поэтому оснащение лабораторий достаточным количеством оборудования считал ключевой задачей и самой затратной по вложениям – так, оснащение одного рабочего места полным набором оборудования обходится примерно в 300 тысяч рублей.
Для обучения самых маленьких учеников команда проекта разрабатывает собственное программное обеспечение. Для работы с ним детям не нужно знать языки программирования. Принцип работы основан на хорошо зарекомендовавшем себя графически-наборном интерфейсе.
Сергей Чернышев и его команда самостоятельно разработали электронику. Например, они создали электронную плату, которая использует открытые arduino-совместимые компоненты. Arduino – это наиболее распространенный инструмент для проектирования электронных устройств. Особенность электронной платы «Образовательных роботов» в том, что она специально разрабатывалась для процесса обучения и позволяет одновременно переносить без дополнительных действий наработанные схемы и программный код на полноразмерные прототипы или промышленные образцы.
«Мы не стали брать какие-то готовые решения, а всё разрабатывали с нуля. Если кто-то открывает интернет и вбивает в поиск «собрать робота-паука», то выдаются тысячи вариантов. У нас же готовые ответы искать негде, и мы всё делаем сами: думаем, реализуем, ошибаемся – происходит научный поиск. В итоге приходишь к конечному решению, которое мы и используем в дальнейшей работе»
Сначала об идее проекта «Образовательные роботы» Сергей рассказал в МИИТе. Там идею посчитали жизнеспособной, но в тот момент ещё не готовы были целиком её поддержать.
В вузе Сергею Чернышеву посоветовали поучаствовать со своим проектом во всероссийском конкурсе «Умник». Проект попал в число финалистов и получил финансирование – 400 тысяч рублей на реализацию идеи создания курсов в течение двух лет. Кроме этого были даны другие преференции, например, обеспечение защиты интеллектуальной собственности.
После этого Сергей участвовал в различных выставках. Одна из них – «Робостанция» на ВДНХ принесла ощутимые результаты. Проектом заинтересовались коллеги-энтузиасты, которые присоединились к Сергею и стали частью его команды.
Думая над тем, как и из чего слушатели курсов будут изготавливать детали для роботов, Сергей Чернышев остановил свой выбор на 3D-печати. Сейчас на рынке представлено довольно много моделей принтеров. Сергей сделал свой выбор в пользу российских производителей – московской компании «Ирвин», производителя принтеров «Магнум». Их качество печати, надёжность конструкции и стоимость показались оптимальными.
Сергей Чернышев встретился с гендиректором компании «Ирвин» Ренатом Гайнутдиновым и рассказал о своей идее обучающих курсов. В ответ услышал, что компания много времени тратит на консультации пользователей и потенциальных покупателей. Им приходится объяснять, как функционирует принтер. Поэтому «Ирвин» готов поддержать проект, где людей будут учить работе на 3D-принтерах. И компания безвозмездно передала в пользование проекту «Образовательные роботы» пять 3D-принтеров «Магнум» общей стоимостью порядка 600 тысяч рублей.
«Купить столько принтеров я бы не смог ни при каком раскладе. Ребята из «Ирвин» внесли просто неоценимый вклад в развитие нашего проекта. Если бы не они, я не уверен, что проект бы состоялся», - признаётся Сергей.
Благодаря поддержке компании «Ирвин» получилось оборудовать индивидуальные рабочие места. Каждое из них включает в себя принтер и вычислительную станцию.
Видя, что бизнес поддерживает проект «Образовательные роботы», в МИИТе Сергею выделили для занятий аудиторию. Кроме того, вуз выступает соучредителем проекта «Образовательные роботы», предоставляя свою лицензию на образовательную деятельность, информационную и техническую поддержку. Институт же оформляет все необходимые документы.
Для того, что сформировать оптимальную ценовую политику, создатель проекта «Образовательные роботы» изучил предложения других игроков в области обучения робототехнике в Москве. Разброс цен был от 4 500 15 000 рублей за курс из нескольких занятий.
Команда проекта посчитала адекватной ценой за свой обучающий месячный модуль 6 000 рублей. «Мы посчитали количество персонала (около 10 человек), необходимые амортизационные отчисления на оборудование и расходные материалы. И решили, что 6 000 рублей – минимально возможная стоимость курса на одного человека», - поясняет Сергей Чернышев.
Сергей считает, что инвестиции в проект (около 3-4 миллионов рублей) реально вернуть через 10-12 месяцев, но при условии, что будет высокая пропускная способность. Обучение можно фактически поставить на поток: группы будут небольшими, но их будет много. Пока об окупаемости говорить рано: курсы проекта «Образовательные роботы» работают всего два месяца, но финансовые итоги на этом этапе Сергей Чернышев считает «сдержанно оптимистичными».
Изначально создатели проекта рассчитывали, что он будет интересен школьникам. Но участие в выставках и проведение открытых уроков до запуска курсов, а также размещение объявления о начале набора продемонстрировали интерес и со стороны взрослых. Поэтому было решено набирать и их. Группы делятся по возрасту и уровню подготовленности.
Перед запуском проекта «Образовательные роботы» его создатели запустили собственный сайт. Через него пришло несколько первых слушателей.
Платное продвижение сайта с помощью «Яндекс.Директ» и Google AdWords, а также размещение в тематических группах в социальной сети «ВКонтакте» не принесло ожидаемого результата. Затратив на это 50-70 тысяч рублей, команда проекта получила лишь двух слушателей. Сейчас от платного продвижения отказались в пользу участия в выставках.
Сергей Чернышев и его команда рассчитывали набрать на первый модуль около 100 человек. Такое количество было бы оптимальным для покрытия затрат на оплату труда, расходные материалы и дальнейшее развитие проекта. Но пока на курсах занимается 20 человек. Чтобы увеличить количество слушателей, проект «Образовательные роботы» ведёт переговоры со школами Москвы и налаживает отношения со Школой новых технологий.
Одним из способов заинтересовать аудиторию является выдача сертификатов после прохождения обучения. Один сертификат выдаётся после трёхмесячного курса 3D-печати и подтверждает, что его обладатель умеет работать на принтере и владеет основами трёхмерной печати. Второй сертификат – о прохождении полного курса обучения.
Такие сертификаты в будущем могут помочь устроиться на работу. Например, компания «Ирвин», предоставившая свои принтеры, готова брать к себе на стажировку наиболее грамотных ребят из учеников проекта «Образовательные роботы». Если стажировка пройдёт успешно, то возможно дальнейшее трудоустройство.
Летом Сергей планирует открыть краткосрочные курсы 3D-печати и моделирования. Они будут длиться три недели. Сейчас команда ведёт переговоры с руководителями детских летних лагерей из Подмосковья - хочет понять, будет ли спрос на краткосрочные курсы. Краткосрочные кружки могут заинтересовать тех родителей, у которых дети летом остались в городе, и на таких краткосрочных курсах они будут проводить летнее время с пользой.
«Решение каждой проблемы – это усилия, помноженные на время. Всё решаемо в зависимости от того, сколько времени необходимо для разрешения проблемы. Я каких-то нерешаемых проблем пока не вижу», - говорит Сергей Чернышев. Он надеется, что образовательный проект, в котором реализуется модная идея «школа – вуз – предприятие», будут интересны широкому кругу людей уже в ближайшем времени.
Как заработать на высокотехнологичных шоу роботов.
Как запустить школу плотников для детей и взрослых.
Как заработать на обучении детей робототехнике.