Они написали убийство: как в Ижевске зарабатывают на игре в детективов

Прочтёте за 5 мин.

«Главная сложность была в том, чтобы сразу делать крутой продукт»

IT-инструменты, которые использует

  • Trello
  • Zoom
  • YouTube
  • Telegram

Семь лет назад организатор мероприятий Денис Белоусов и создатель квестов Антон Ахметшин придумали в родном Ижевске игру уникального формата – командное состязание детективов, в котором участники должны раскрывать преступление по материалам вымышленного дела. Идея оказалась продуктивной, и игра «Лучшее состязание детективов» не только регулярно проводится в Ижевске, но и вышла в другие города по франшизе. О том, как заработать на раскрытии преступлений, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта «ЛСД» Денис Белоусов.

Досье

Денис Белоусов – 37 лет, предприниматель из Ижевска, организатор развлекательных мероприятий, создатель и руководитель интеллектуальной командной игры «ЛСД: Лучшее состязание детективов». Имеет неоконченное высшее юридическое образование; ранее работал арт-менеджером, тележурналистом, менеджером по продажам; был владельцем ивент-агентства. Проект развивает в партнёрстве с игротехником Антоном Ахметшиным. Сегодня «ЛСД» работает по франшизе в 15 городах России, есть и несколько зарубежных франчайзи-партнёров.

Денис Белоусов

Детективы не выходят из моды

Идея создания нашей игры родилась с подачи заведения, с которым мы активно сотрудничали. В 2015 году в Ижевске был гриль-бар BBQ, где каждую неделю проходил квиз «60 секунд» – аналог «Что? Где? Когда?». 

Игра хорошо собирала публику в будние дни и владельцы заведения предложили нам с Антоном Ахметшиным придумать что-нибудь подобное. Так и родилась идея детективного квиза-квеста. 

  • «Лучшее состязание детективов» – командная игра, в которой участникам предлагается раскрыть придуманное разработчиками преступление. Сначала они смотрят видеосюжет с места преступления, а потом пытаются найти виновного, анализируя улики. Сценарии разрабатывают авторы компании, ответы нельзя найти в интернете. 

Мы исходили из двух соображений. Первое: детективы из моды не выходят. Этот жанр, любимый нашими родителями, нами и уже нашими детьми. Подтверждение тому – бесконечные экранизации Шерлока Холмса, произведений Агаты Кристи и т.д. Второе – понятная игровая схема: игроку нужно разгадать загадку и решить, кто виноват.

ЛСД 

«ЛСД» – это не единственный проект, которым я занимался на тот момент, были ещё разные затеи, которые в итоге «не зашли». А детективная игра сразу «выстрелила», народу понравилась, стала собирать публику, приносить деньги. Уже на первые две игры пришло примерно по 100 человек. 

В Ижевске мы чувствовали себя уверенно: я несколько лет занимался ивентами, Антон – играми, мы понимали ожидания людей, с одной стороны. С другой – отлично знали свои сильные стороны и склеили из них новый продукт. Мы умеем делать мероприятия и умеем производить развлекательный контент, у нас был сильный продакш, дизайнеры, актёры, с которыми мы давно работали. Мы просто собрали всех и стали делать. Особых трудностей на этом этапе не было. 

Голос – это важно

Одной из главных удач ЛСД я лично считаю фирменный голос проекта, которым мы озвучиваем наши видео. Это Евгений Бут, профессиональный диктор из Беларуси. Голос очень важен в нашем деле. 

Изначально мы хотели взять за прототип голос Роршаха, персонажа из комикса «Хранители». Его озвучивает в русскоязычном варианте известный актёр, цена за услуги которого была космическая: 40 000 рублей за лист формата А4. И это в 2015 году! 

Мы от этой затеи отказались, стали искать другой вариант. Конечно, в Ижевске в первую очередь, но всё было не то: главные медийные голоса нашего города занимались озвучкой рекламы – и это ощущение рекламного ролика делало всё смешным.

 

В итоге рублей за 700, кажется, Евгений прочёл первый текст, и это было настолько здорово, что мы сразу поняли: «Это он!». Хотя сам персонаж стал другим: мягче и человечнее, но именно это стало попаданием «в десятку». 

Первые сценарии делали в долг

Главная сложность была в том, что было понятно: мы придумали интересный оригинальный продукт и нужно сразу сделать его таким, чтобы не стыдно было продавать во всех городах, в том числе, в Москве. Надо было сразу делать качественно, чтобы это не выглядело стрёмно и провинциально. 

На запуске никаких денег мы с партнёром не вкладывали, поскольку их просто не было. У меня несколько лет было своё ивент-агентство, которое я закрыл примерно за полгода до запуска ЛСД, но сам продолжал работать на мероприятиях. Свободных средств не было, в долг брать не хотелось. 

Но меня в Ижевске знали, были хорошие отношения и личные связи. Поэтому люди просто согласились работать с нами в долг, под честное слово: снимали, делали дизайн, печатную продукцию. Конечно, за что-то мы платили, но это был небольшие деньги.

ЛСД 

Прицел на продажу франшиз был сразу, ведь чтобы делать хороший контент, нужны средства. Мы двигались постепенно: сделали две-три игры, чтобы было с чем выходить на рынок, и тогда начали упаковывать франшизу.

Продавать её начали через год, тогда же примерно проект и вышел на самоокупаемость. Когда делали первую продажу в 2017 году, в Калугу, очень волновались и мы сами, и наши франчайзи. Когда подписывали первые договоры, у нас в пакете было три игры и две – в планах. Сейчас в ротации десять игр для взрослых одна для детей. Все их мы сделали с 2015 по 2018 годы. 

За спойлер спасибо не скажут

По современным ценам производство одного «дела» стоит около 300 000 рублей. Сюда входят работа художника, дизайнера, актёров, оператора, заказ у айтишников объектов дополненной реальности. Такие штуки, правда, появились не сразу, а с шестого дела. Нам сделали специальное приложение, загрузили его в App Store и Google Play, оно до сих пор работает. 

По временным затратам самое трудоёмкое – написание сценария. Этим занимаемся мы с Антоном. В процессе создания сценарий проходит около пяти тестирований на других людях, чтобы понять ход мыслей потенциальных игроков. Это такие черновые игры, в ходе которых мы следим за логикой расследований и вносим коррективы. На подготовку каждой игры проходит от трёх месяцев и больше.

ЛСД 

Один из самых популярных вопросов: «А что, если кто-то уже знает имя преступника?» По нашим правилам, игрока дважды не пускают на одну игру. Ну, знает кто-то разгадку, расскажет своим друзьям. И что из этого? Он просто обломает им кайф от процесса и всё, выгоды от этого никакой. Мы же денежных призов не разыгрываем, наоборот, нам платят за участие. Такой спойлер – это то же самое, что при просмотре детективного фильма. Спасибо за это точно не скажут.

Любой город можно «раскачать»

В нашем деле большую роль играет человеческий фактор. У нас есть агент по продажам в Москве, через которого мы продали около трети наших франшиз. То же самое и с продажей самих игр – успех сильно зависит от людей, которые их проводят, любое место можно, в принципе, «раскачать». Ижевск, например, довольно суровый и, в чём-то даже, депрессивный город-завод. Но даже в таком суровом месте мы качественно развлекаем людей. 

Денис Белоусов

У нас был парнёр-франчайзи в Петропавловске-Камчатском, там население меньше 180 000 человек. Он грамотно поставил дело, игры хорошо продавались. К сожалению, их «закрыл» ковид: на Камчатке была очень тяжёлая ситуация, в 2020 году вводили даже режим ЧС. 

Хотя, конечно, с коммерческой точки зрения имеет смысл продавать франщизу в город с населением от 300 000, чтобы расходы быстрее окупились. 

Маркетинг и продвижение

Мы пробовали разные инструменты продвижения, рекламы и продаж. Когда только начали создавать франшизу, воспользовались услугами SMM-агентства, через них так ничего и не продали, но это был полезный опыт, чтобы увидеть саму схему, понять, что и как работает, а что – не работает. За семь лет мы использовали разные агрегаторы – в одно время одни лучше продавали, в другое – другие. 

Таргетированная реклама «В Контакте» практически никогда не срабатывала, а в запрещённой ныне визуальной социальной сети – очень хорошо. Мы и сейчас используем этот инструмент для привлечения зарубежного русскоязычного комьюнити. В перспективе планируем переводить наш продукт на английский.

ЛСД  

У нас есть опыт продаж в Чехию и Финляндию. Там своя специфика и условия договора. Например, если в России мы продаём по формуле «Одна франшиза – один город», то в Финляндии такого условия нет, игры можно проводить в любом городе. 

Специфика проведения игр в Европе заключается в том, что там ограниченное число русскоязычных игроков. Наша игра в России очень хорошо продаётся для корпоративов, а в других странах – нет, поскольку практически нет фирм, где все сотрудники говорят по-русски. 

Поэтому наши зарубежные партнёры живут только за счёт открытых игр. Но, с другой стороны, за границей хорошо продаётся онлайн-формат, который плоховато покупается в России. Это наглядно продемонстрировал 2020-й пандемийный год. Тогда онлайн продавался только в Москве и немного – в Санкт-Петербурге. 

ЛСД

Онлайн игра стоит дороже для участников и проходит в режиме конференции в Zoom. В реальности, конечно, совсем другие ощущения от игры: мы специально выбираем атмосферные заведения, звук в видео пишем так, чтобы было ощущение, что ты в кинотеатре. 

У нашего бизнеса есть сезонность. Игры плохо собираются летом, они плохо собирались в пандемию и совсем плохо – летом 2020 года. В 2022-м, конечно, был месяц тишины – в марте, когда люди приходили в себя от новостей, было не до развлечений. В Ижевске мы в ноябре-начале декабря собирали на открытые игры около 20 команд по 100 человек примерно. А в декабре уже проводили «ЛСД» в формате корпоративов. 

О расходах и планах

Сейчас в команде проекта работают семь человек, без учёта партнёров-франчайзи. С коммерческой точки зрения нашими неудачами можно назвать несколько новых форматов «ЛСД», которые мы запускали в тестовом режиме. Например, хотели сделать квиз на основе игры, потратились на дизайн, сделали пять сценариев, провели пять тестовых игр, но в итоге забросили этот проект, он оказался сложным и не интересным. Примерно 150 000 рублей мы потеряли. 

Есть ещё несколько игровых проектов, в которые мы инвестировали, но они не «выстрелили». Среди них аналоговая азартная игра «Разум и азарт»: она хорошо продаётся на корпоративы, но совсем не собирает людей на открытые игры.

ЛСД 

Последние четыре года производством новых сценариев мы практически не занимались, но сейчас такие планы уже есть. Понятно, что цены на видеопроизводство очень изменились. 

Что касается экономики на проведение самих игр в Ижевске, то мы организовываем по одной открытой игре в неделю. Расходы на неё такие: от 3500 до 5000 рублей стоят услуги ведущего, 2500 – фотографа, ещё 2000-3000 уходит на рекламу. На каждую игру собираются 20 команд, участие стоит 3000 с команды – это около 50 000-60 000 в неделю, с учётом скидок. 

Для начинающих предпринимателей это хороший доход. Но у нас уже есть амбиции, поэтому мы и занимаемся продажей франшизы. В планах – перевод сценариев на английский и выход на зарубежные рынки, конечно, если мировая ситуация позволит. А сами в себя и в продукт мы верим. 

Денис Белоусов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

24 января 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов