Палатка XXI века: как заработать на автономном жилье для путешественников

Прочтёте за 6 мин.

«Хотим сделать активный туризм в горах более доступным и безопасным»

IT-инструменты, которые использует Северный Урал

  • Tilda
  • Mango Office
  • 1C:Бухгалтерия
  • Facebook

Компания «Северный Урал» специализируется на активном туризме – работает в нише активных пеших и вертолётных туров, водит людей от знаменитого перевала Дятлова на плато Маньпупунёр. В 2015 году «североуральцы» придумали, спроектировали и своими силами начали выпускать уникальные горные модули – автономные жилища, которые заменяют туристам палатки на сложных горных маршрутах. Директор компании Дмитрий Кириллов рассказал Biz360.ru, почему этот проект для него не только бизнес, но и личная волонтёрская миссия.

Досье

Дмитрий Кириллов, предприниматель из Перми, один из основателей и руководитель туркомпании  «Северный Урал». Образование: Пермский авиационный техникум,  специальность «техник-технолог авиационных двигателей». Активный путешественник, финишёр ультрамарафона MDS (250 км по Сахаре на самообеспечении), участник проекта «Я живой» (выживание на необитаемом острове в тропиках). Пишет рассказы о друзьях, природе, случаях в горах и тайге.

Дмитрий Кириллов

Втиснуться в вертолёт

На Урале есть красивая гора Отортен рядом с чистейшим горным озером. Это место притягивает людей своей красотой, но доступно не каждому – чтобы попасть сюда, нужно отправиться либо в многодневный пеший поход, либо в путешествие на автомобилях повышенной проходимости.

«Однажды в моей голове прочно засела мысль – провести в этом месте летний фитнес-лагерь, – вспоминает Дмитрий Кириллов. – Предполагалось, что основными участниками тура станут женщины. Хотелось облегчить им быт, чтобы оставить больше времени для занятий. Мы начали продумывать детали. Решили отказаться от палаток, а вместо этого построить временное деревянное жилище – с полатями для сна, лавками и столами для приёма пищи». 

Доставка любого груза к горе Отортен возможна только вертолётом. Начали готовить смету, и выяснилось, что потребуется два-три вертолётных рейса, чтобы перевести всё необходимое для строительства. Слишком дорого!

Полезли в интернет – искать что-то подобное, чтобы перенять опыт. Интересное решение обнаружилось в итальянских Альпах – там небольшие жилища, похожие на те, что хотели создать в «Северном Урале», делают прямо на заводе, а потом на внешней подвеске вертолета доставляют в горы. На вид – то, что нужно, но тоже не подходит.

«Италия – страна маленькая, – объясняет Дмитрий. – Перевезти небольшой «домик» на внешней подвеске вертолёта можно быстро и недорого. А в условиях Северного Урала расстояние от вертолётной площадки до точки, где нужно установить модуль, может доходить до 250-300 км. Перевести такую конструкцию на внешней подвеске нереально – запредельно дорого. Во-первых, вертолет с таким грузом по технике безопасности должен лететь почти в два раза медленнее крейсерской скорости – не 190 км/ч, а 110. Во-вторых, стоимость лётного часа увеличивается. Мало того, что лететь нужно медленнее, так еще и каждый час – дороже».

Северный Урал

В итоге итальянскую идею взяли за основу, но сходства у конструкций остались только внешние – как на вид похожи все автомобили и самолеты. Конфигурация уральских модулей совершенно не такая, как у альпийских. Модель разрабатывали с учётом российских природных и экономических реалий.  

Перед художником и архитектором Еленой Бурдиной и инженером проекта Александром Родионовым стояла сложная задача: вес каждой детали должен быть таким, чтобы его легко мог поднять один, максимум – два человека; весь модуль в разобранном виде должен входить в кабину вертолета Ми-8.

«В цехе мы поставили макет фюзеляжа в натуральную величину, – рассказывает Дмитрий Кириллов. – Каждую деталь сначала делали из папье-маше, заносили туда, укладывали и следили, чтобы всё вошло. Кроме того, помимо модуля и пилотов, в вертолёте должны были поместиться двое человек, которые будут собирать конструкцию на месте. Причём так, чтобы в случае ЧП в воздухе все могли без проблем эвакуироваться»

Северный Урал

Интересно, что задуманный фитнес-тур к горе Отортен в итоге не состоялся. Но время и силы на разработку модулей были потрачены не зря – идей для их применения в процессе появилось ещё больше. Все задачи, поставленные перед разработчиками, тоже удалось выполнить. Горный модуль в разобранном виде входит в вертолёт. Перевести всё необходимое можно за один рейс, а на месте двое человек собирают его за два-три часа. Единственный механизм, который им для этого нужен – стремянка.

Дом вдали от дома

Самый первый модуль прошёл испытания на хребте Кваркуш в Пермском крае. В течение года он служил там пристанищем для сотрудников «Северного Урала», и достойно выдержал все трудности.

Каждый модуль состоит, как конструктор, из девяти частей. Все вместе они весят около 600 кг. Одним вертолётным рейсом в итоге можно перевезти даже не один, а два таких «домика». Устанавливать их можно в любых труднодоступных местах. Для этого нет необходимости возводить фундамент или вбивать сваи.

В итоге получается небольшое автономное жилое помещение, в котором могут разместиться от 4 до 8 человек (при необходимости даже больше). Внутри – дровяная печь, спальные полки с мягкими матрацами, выдвижные столики, система вентиляции, солнечные батареи, аптечка.

Северный Урал

Модули разработаны так, что могут соединяться между собой в единое целое. Так можно создавать более просторные помещения, или иметь несколько секций с разными назначениями: спальня, баня, санузел, столовая и т.п. Конструкции выдерживают практически любую непогоду – ветер до 100 км/ч, шторм с дождём и снегом, температурный режим от -50 до +50 градусов.

«На вершинах хребтов сильный ветер дует постоянно, иногда сносит палатки, туристов и небольшие строения. Мороз зимой бывает до -40. Модуль, хоть и небольшой, но устойчивый, ветер его как бы обтекает. Размер и правильная проектировка помещения позволяют ему быстро нагреваться и хорошо держать тепло», – говорит Дмитрий.

Самое важное – каждый установленный модуль оснащён проблесковыми маяками на солнечных батареях и нанесён на онлайн-карты (Google и другие). Любой путник, у которого есть GPS-навигатор, без проблем найдёт жилище, даже если оно будет полностью занесено снегом. Точные координаты важны, потому что в дождь, туман или снегопад, даже зная примерное место расположения, можно не увидеть модуль. В критической ситуации это может стоить кому-то жизни.

Северный Урал

Уже установленные на Урале модули (компания Дмитрия Кириллова на многих маршрутах делает это за свой счёт) никем не охраняются, на дверях нет замков. Внутри всегда есть дрова для печки, медикаменты, небольшой запас продуктов.

«Туристы понимают, что модуль и то, что внутри него, может быть полезным и даже спасти кому-то жизнь в плохую погоду, после тяжёлого перехода или при травмах, – объясняет Дмитрий. – Поэтому все, кто оказываются в модулях, пользуются оставленными запасами бережно, а взамен оставляют что-то из своих вещей, которые могут пригодиться другим группам».

От Кавказа до Камчатки

«Северный Урал» выпускает свои модули с 2015 года. Экспонировался с ними на многих отраслевых выставках, в том числе туристических. Реализовал несколько крупных заказов. Получил много отзывов от довольных туристов, которые воспользовались модулями во время своих походов.

«Искренние эмоции на фото и видео говорят лучше любой рекламы, – говорит Дмитрий. – Например, я как-то натолкнулся в соцсети на такую фотографию: зима, наш модуль весь в снегу и вокруг «обсыпан» лыжами. И вместо 8 человек – около 20. Эти ребята не знают ни нашу фирму, ни меня лично, но нам приятно, что мы смогли обезопасить их поход», – говорит Дмитрий Кириллов.

Северный Урал

Сегодня модули «Северного Урала» стоят в Пермском крае в Вишерском заповеднике: два на плато к югу от главной вершины Тулыма, один – на южной оконечности Тулымского камня и один – на Чувальском хребте. В Печоро-Илычском заповеднике их три: на восточной границе – в горном лагере Вологодская грань, в одном из них постоянно проживают госинспекторы. Два двойных модуля стоят в Кавказском заповеднике им. Х.Г. Шапошникова – в Лагонакском и Южном лесничествах. Ещё шесть – на Камчатке.  

«Предзаказы есть из Кроноцкого заповедника, это тоже Камчатка. Им нужно три двойных модуля и столько же санитарных. На Кавказе и Печоро-Илычском испытали конструкции в действии и хотят установить ещё. Проявляют интерес Бурятия, Кольский заповедник, – рассказывает Дмитрий. – Один модуль протестировала даже пограничная служба России. В итоге они попросили «одеть» их в броню. За год-полтора мы сможем это сделать. Хотим заказать специальный прочный материал из Израиля, чтобы использовать его вместо утеплителя. Также нашей продукцией заинтересовались на острове Врангеля, в Арктическом заповеднике. Но брать в итоге не стали, потому что белый медведь всё разрушает. Говорят, нужно что-то железное. Возможно, то, что мы создадим для военных, подойдет в итоге и для Арктики».

Один модуль стоит 400 тысяч рублей, на строительство каждого уходит две недели. Можно делать больше и быстрее, но Дмитрий говорит, что производство пока идёт «практически на коленке»: цех построили во дворе своей фирмы, всё делают вручную, направлением заняты всего четыре человека. Он понимает, что купить такой модуль – удовольствие недешёвое. Часто ещё столько же денег требуется на то, чтобы доставить конструкцию на место.

По мнению Дмитрия Кириллова, модули могут быть интересны тем туристическим компаниям по всему миру, которые организуют сложные активные походы в горы и другие труднодоступные места. Пока массового спроса нет, но компания продолжит продвигать свой продукт.

Северный Урал

«Для нас это история не про окупаемость, а задел на будущее. Покупают модули в основном заповедники. Это государственные предприятия, а значит, вытекающие из этого условия продажи – торги. Сначала нам нужно построить модули по их заказам, затем доставить и собрать (до Камчатки, например, контейнер идёт полтора месяца), и только потом получить деньги. Иногда между этими этапами проходит полгода», – рассказывает Дмитрий. 

Прибыли от проекта пока нет, но и убытков тоже. Всё заработанное уходит на зарплату, коммуналку и налоги. Но строительство модулей дополняет и облегчает работу других направлений бизнеса компании, в первую очередь основную – активный туризм в горах. Кроме того, руководитель «Северного Урала» относится к этому как к волонтёрству: устанавливая модули на маршрутах, по которым водят своих туристов, они не ограничивают доступ к ним других групп.

«Развивая себя, помогаем другим»

Один из самых важных маршрутов «Северного Урала» проходит от перевала Дятлова до плато Маньпупунёр. Это около 90 км. В перспективе по всей его протяженности через каждые 10-15 км компания планирует установить свои модули. В дальнейшем – и на многих других маршрутах.

Гипотезу о том, что жильё в труднодоступных местах делает активный пеший туризм привлекательнее, довольно быстро удалось подтвердить на практике. В последние два-три года компания вложила много усилий и денег, чтобы облагородить пешую тропу к плато Маньпупунёр со стороны Вологодской грани (точка на востоке Печоро-Илычского заповедника, откуда начинается самый короткий пеший маршрут к этой природной достопримечательности).

Северный Урал

На самом плато, недалеко от уникальных столбов выветривания, вместе с Печоро-Илычским заповедником построили вертолетную площадку, куда прилетают туристы на однодневные экскурсии. Отсыпали щебёнкой 1,6 км тропинок к столбам выветривания, чтобы люди не вытаптывали грунт и растения. Установили  баню и современный тёплый туалет с интернетом.

На Вологодской грани тоже построили туалеты и установили три горных модуля. В одном из них в летний сезон размещаются работники заповедника – они контролируют проход туристов на плато. На самой тропе – на заболоченных участках – установили мостки, а также построили мосты через ручьи и притоки Печоры.

Всё это привело к росту контролируемого туристического потока на плато Маньпупунёр, и одновременно, как это ни странно, – к снижению антропологической нагрузки на него. «Ещё в 2015 году туризм на плато был запрещён, – говорит Дмитрий. – После того, как маршрут был обустроен, заповедник разрешил посещать плато в летний и зимний период, увеличивая ежегодно квоты. Теперь летом там могут побывать до 1000 человек. Зимой – ежедневно по одной группе из 10 человек. Незаконный поток при этом почти сошёл на нет».

Северный Урал

Лагерь из горных модулей на Вологодской грани станет точкой отсчёта для дальнейшего развития туризма на Северном Урале, – убежден Дмитрий Кириллов. В 2018 году компания начнет здесь проектировать взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолёты малой авиации.

«Без этого лагеря мы бы никогда даже не задумались о подобном проекте. Если сейчас там могут разместиться всего 20 человек, то с помощью самолётов мы сможем завезти больше модулей, расширить лагерь и развивать все виды туризма круглый год, сделать туры дешевле. Это может стать хорошим примером развития территории для других регионов», – считает Дмитрий.

Безопасность и комфорт

Руководителю «Северного Урала» часто приходится выслушивать мнения, что «наши деды ходили с тяжёлыми рюкзаками, отцы ходили, мы ходили – значит, пускай и все остальные ходят», да и вообще «нечего портить естественный горный ландшафт». Но те люди, которые сталкивались в походах с трудностями – экстремально плохой погодой, травмами, или просто не рассчитывали свои силы – были благодарны, что на маршруте есть такие укрытия.

«После ночёвок в палатке, на курумнике, когда для того, чтобы уснуть, нужно полчаса ёрзать по камням в поисках удобной позы, сон на мягком матраце в модуле – это сказка. И самое главное – не нужно оледеневшими пальцами устанавливать палатки, разводить костёр под дождём или на ветру», – объясняет Дмитрий.

Летом 2017 года группа туристов из Голландии шла в верховьях Вишеры, и на Тулыме попала в ураган. Палатки разорвало в хлам. Им повезло, что рядом были модули. «Мы прожили в них в облаке три дня, – рассказывает Дмитрий. – Чтобы попить, например, достаточно было открыть рот и встать против ветра. Природа бушевала так, что на улице приходилось орать, чтобы услышать друг друга. А внутри модуля – тишина и лишь лёгкая вибрация. Туристы были под впечатлением. И от того, что такие конструкции стоят на вершине горы вдали от цивилизации, и от того, насколько они устойчивые».

Северный Урал

В непогоду ночевать в модулях не так страшно и более комфортно не только физически, но и психологически – вокруг крепкие стены и потолок, а не тонкий тент палатки. Не удобен, по мнению Дмитрия, только размер конструкции: когда группа большая, в одном модуле комфортно разместиться всем сложно. Особенно если нужно развесить мокрую одежду. Но главное их назначение – обеспечить безопасность, а только потом комфорт.

«Я не против, если идею позаимствуют»

Модули постоянно дорабатывают и улучшают, ориентируясь на отзывы и опыт эксплуатации. Например, недавно поняли, что трубу печи необходимо пропустить через крышу - и зимой, уходя, закрывать её мешком. Подобных конструкций нигде в России не производят, поэтому сейчас ищут, где купить их за рубежом или изготовить по индивидуальному заказу.

Недавно «Северный Урал» начал производить новую модель санитарного модуля – в форме чума. Это, по словам Дмитрия Кириллова, будет не просто «туалет в горах», а арт-объект, который зимой можно будет использовать и для ночёвки. Им сейчас заинтересовались власти Салехарда – хотят закупить их для праздников оленеводов на Ямале.

Северный Урал

Возвращаясь к модулям: каждая конструкция рассчитана не меньше чем на 10 лет эксплуатации без капитального ремонта. Генеральную уборку достаточно проводить раз в год. При необходимости – лёгкий косметический ремонт, если нужно что-то подкрасить, заменить треснувшее стекло и т.п.

Самый первый модуль после испытаний на хребте Кваркуш разобрали и перевезли на Вологодскую грань. Лагерь там эксплуатируется круглый год. За три года с модулем ничего страшного не случилось. Только разбилось одно стекло. Но поскольку оно двойное, это не проблема. Летом его заменят на пластиковое. Впоследствии то же самое сделают и со всеми остальными модулями, установленными на Урале.

«Если говорить о нюансах, то на горе Тулым в Вишерском заповеднике кому-то из туристов было лень отойти в туалет подальше, и он сделал «дело» на угол дома, – рассказывает Дмитрий. – А зайцы, разнюхав соль, отгрызли кусок модуля. Совсем небольшой, но кто бы мог заранее такое предугадать? Теперь нижнюю часть всех новых модулей мы «одеваем» в сетку-рабицу. По заказу Кавказского заповедника делаем более жёсткое основание, чтобы они могли перевозить их на внешней подвеске вертолета: там не такие большие расстояния, как у нас».  

Северный Урал

«Северный Урал» не планирует патентовать свои модули. «У нас нет задачи застолбить этот проект и сидеть на нём, как на троне. Когда китайцы узнают о такой конструкции, они обязательно возьмут идею и растиражируют её. И слава Богу! Наверняка у них получится лучше, чем у нас. Возможно даже красивее и дешевле», – говорит Дмитрий.

Более важной задачей он считает другую миссию: обезопасить туризм, уменьшить число несчастных случаев в горах или вовсе их исключить. Поэтому он уверен, что чем больше компаний начнёт выпускать такие модули, чем дешевле и качественнее они будут, тем лучше для всех.

Туризм из увлечения сильных и подготовленных людей вполне реально превратить в доступный отдых для женщин с детьми, людей пожилого возраста и т.д., – убеждён Дмитрий Кириллов. В России много мест, в которых пока могут побывать только физически крепкие и выносливые туристы, но это можно и нужно менять.

«Многие люди хотят увидеть мир, но боятся трудностей (тяжёлые рюкзаки, сложные пешие переходы) либо не могут их осилить по объективным причинам, – объясняет Дмитрий. – С помощью горных модулей – наших и им подобных – мы  убиваем сразу нескольких зайцев. Во-первых, расширяем аудиторию, которой может быть доступен маршрут. Во-вторых, делаем даже самые сложные переходы психологически комфортными: зная, что впереди есть жильё, видя проблесковый маячок на нём, человеку гораздо легче идти». 

В статье использованы фото Дмитрия Кириллова, Павла Плуталова, Алексея Яковлева.

Северный Урал

Читайте также:

Бизнес в эмиграции: как открыть туристическую фирму в Грузии.
Ветер - это сила: как заработать на увлечении яхтингом и мечтах о море.
Ну и Африка, вот так Африка: как заработать на турах по Чёрному континенту.

24 апреля 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов