Любой владелец бизнеса предпочитает не попадать лишний раз в поле зрения налоговой службы или правоохранительных органов. Иначе могут начаться проверки и прочие действия, которые при неблагоприятных обстоятельствах закончатся штрафами, а в некоторых ситуациях – и уголовным преследованием. О том, что в деятельности компании может заинтересовать сотрудников ФНС и силовых органов, адвокаты Vinder Law Office Ольга Козлова и Максим Маценко рассказали порталу Biz360.ru.
Ольга Козлова и Максим Маценко – адвокаты компании Vinder LawOffice. Ольга окончила бакалавриат юридического факультета МГУ, сейчас там же проходит обучение в магистратуре. В 2024 году получила статус адвоката. В компании Vinder LawOffice специализируется на защите бизнеса по делам об экономических преступлениях. Максим окончил факультет права и предпринимательства Уральского государственного юридического университета. С 2009 года – адвокат, с 2021 года – председатель и соучредитель Коллегии адвокатов Москвы «Виндер». В компании Vinder LawOffice – партнёр и руководитель уголовной практики, специализируется на оказании юридической помощи предпринимателям в сфере уголовного судопроизводства. Telegram-канал компании, посвящённый уголовной практике, – «Уголовный уголок».

Уточним, что речь идёт про крупные внешнеторговые переводы, когда компания из России переводит средства на счета контрагентов в валюте, например, за поставки оборудования, товаров или сырья.
Такие операции всё чаще попадают в поле зрения сначала контрольных служб, а затем – силовых органов. Росфинмониторинг и ФНС тщательно отслеживают подозрительные, на их взгляд, валютные операции и своевременно передают следователям материалы проверки для последующего принятия решения о возбуждении уголовного дела по статьям 193.1, 199, 199.2 УК РФ.
Подозрительность операций нередко обусловлена отсутствием встречного предоставления по внешнеторговому договору со стороны нерезидента. Например, по договору поставки российская компания перевела деньги на счёт иностранной компании (нерезидента). А последняя так и не поставила оборудование либо поставила то оборудование, которое существенно отличается (более низкого качества, не в том количестве и т.д.) от того, которое предусмотрено условиями договора.
В итоге правоохранительные органы в результате доследственной проверки могут прийти к выводу о том, что внешнеторговый договор поставки мнимый. То есть его заключение не преследовало какой-либо деловой цели, а сама компания занимается обналичиванием денежных средств. И делает это, в том числе, чтобы уклониться от уплаты налогов или погасить налоговую задолженность.
В этом случае ситуация выглядит ещё сложнее. Ваша компания находится в цепочке подозрительных контрагентов другой большой компании (назовём её «компания Х»), которая перечисляет деньги в валюте РФ или иностранной валюте на счета контрагентов, находящихся за пределами РФ. То есть напрямую ваша компания с иностранными контрагентами не взаимодействует, никаких внешнеторговых договоров не заключает, валютных операций не совершает. Казалось бы, ничего подозрительного нет.
Однако настороженность ФНС вызывает то обстоятельство, что на расчётный счёт российской компании Х от вашей и других компаний за определённый период поступили значительные суммы. Параллельно Росфинмониторинг и ФНС устанавливают, что компания Х систематически перечисляет денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте за рубеж на счета нерезидентов. При отсутствии действительного основания для переводов Росфинмониторинг и ФНС делают вывод о том, что компания Х выводит деньги из-под финансового и налогового контроля РФ и обналичивает.
Как правило, нередко в таких ситуациях руководители компаний-контрагентов выступают в роли свидетелей по уголовному делу, из-за чего их неоднократно вызывают на допросы. Более того, существует высокий риск изменения их процессуального статуса на обвиняемых, если сторона обвинения установит и докажет наличие предварительного сговора на совместное совершение преступлений, предусмотренных статьями 193.1, 199, 199.2 УК РФ, или признаки совершения этих преступлений в составе организованной группы.
В данной ситуации ФНС проанализирует взаиморасчёты компании с контрагентами, а также её финансовое состояние. С большой вероятностью «убыточная» деятельность станет для налоговой свидетельством того, что компания «транзитная». То есть она специально создана для «вывода» наличных денежных средств в виде разницы между «покупной» стоимостью товаров и стоимостью товаров при их продаже. Если купли-продажи как таковой в действительности не совершалось, то вывод денег происходил по мнимому договору купли-продажи.
Само по себе заключение госконтракта – это уже большой риск. В 90% случаев он может стать причиной появления «интереса» у правоохранителей к деятельности компании. Любое отступление от условий госконтракта (исполнение обязательств не в полном объёме, несоответствие качества поставленного товара или оказанных услуг условиям договора, нарушение сроков исполнения) может закончиться уголовным преследованием.
Кроме того, важно помнить, что исполнение госконтракта всегда так или иначе находится под контролем у правоохранительных органов (в частности, у прокуратуры и ФСБ РФ).
Это наиболее «классическая» причина, по которой компании попадают в поле зрения ФНС и правоохранительных органов. Ещё в письме от 11 февраля 2010 года № 3-7-07/84 ФНС обратила внимание, что коммерческим организациям с каждым годом необходимо проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов.
Ответственность за непроявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента лежит на самой компании, которая вступает с «ненадлежащим» контрагентом в договорные отношения.
В письме от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@ ФНС установила целый ряд признаков, по которым компании признаются фирмами-однодневками. Эти признаки используют сотрудники не только налоговой службы, но и правоохранительных органов для доказательства, что у компании не было цели вести предпринимательскую деятельность, и последующего наделения этой компании статусом фирмы-однодневки.
Помимо этого, в открытом доступе находится опубликованный ФНС перечень критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Предпринимателям для минимизации рисков привлечения к административной и уголовной ответственности, а также для сохранения своей деловой репутации, нужно периодически обращать своё внимание на этот перечень. Он позволит оценить собственную хозяйственную деятельность и проанализировать финансово-хозяйственное состояние своего контрагента.
Любое взаимодействие с контрагентом, попадающим под признаки фирм-однодневок, может стать поводом для бесконечных вызовов на допросы в качестве свидетеля и проведения доследственных проверок. А впоследствии – и для возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности по статьям 193.1, 199, 199.2 УК РФ.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».