Вряд ли найдётся предприниматель, который в своей деятельности не сталкивался с интересом к его бизнесу со стороны налоговых органов. Но проявление интереса и проведение налоговой проверки – это не одно и тоже. О том, как собственнику компании понять, что интерес со стороны налоговой может перерасти в полноценную налоговую проверку с непредсказуемыми последствиями, порталу Biz360.ru рассказал Дмитрий Челноков, управляющий партнёр фирмы «Формула Согласия».
Дмитрий Челноков – управляющий партнёр фирмы «Формула Согласия». Имеет два высших образования – экономическое и юридическое. 15 лет работал в ФНС, неоднократно участвовал в выездных налоговых проверках. В фирме «Формула Согласия» специализируется на налоговом контроле: сопровождении налоговых проверок, участии в мероприятия налогового контроля, оценке налоговых рисков, оспаривании актов налогового органа, защите в рамках уголовного преследования по делам, связанным с налоговыми преступлениями.
Проверки, проводимые налоговым органом, делятся на камеральные и выездные. Они отличаются сроками проведения, охватом и глубиной проверки, а также пределами полномочий, которыми наделены проверяющие. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Автоматически начинается сразу после подачи налоговой декларации. По сути, её цель – убедиться, верно ли заполнена декларация и в полном ли объёме рассчитаны налоги. Многие камеральные проверки заканчиваются без каких-либо последствий для налогоплательщика. Это значит, что документы оформлены верно, а налоги рассчитаны без ошибок.
Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит нарушения, то начинается более углубленная проверка.
Налогоплательщик получает запрос о предоставлении дополнительных документов и пояснений к декларации. Запрос может содержать обширный перечень документов, в том числе и тех, которые не относятся к налоговому учёту и бухгалтерии. Например, документы об особенностях взаимоотношений с конкретными контрагентами.
Налоговая может запросить документы и у ваших контрагентов. В первую очередь, обратите внимание на запросы к вашим покупателям. Они могут указывать на то, что налоговые инспекторы ставят под сомнение реальность приобретения конкретных товаров/работ/услуг, и им нужно проверить, способны ли вы исполнить обязательства перед покупателями.
Возможен вызов сотрудников компании либо сотрудников контрагента в налоговую службу. Сотрудники налоговой могут прийти и в офис с осмотром документов и предметов, но только если собственник бизнеса даст на это своё согласие.
По итогам углублённой камеральной проверки составляется акт. На основании материалов из этого документа выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности или об отказе в привлечении. Если нарушений не выявлено, то о завершении проверки налогоплательщик и не узнает – ему не приходят никакие документы.
Если нарушения есть, то налогоплательщику вручается акт камеральной проверки. Чаще всего, в акте будет требование оплатить штраф.
Из названия понятно, что налоговые инспекторы приезжают к налогоплательщику для выяснения некоторых деталей или за необходимой информацией. Выездные проверки делятся на тематические и комплексные.
Тематические проверки проводятся в отношении одного налога за один, реже несколько налоговых периодов. Можно сказать, что тематическая проверка – это углубленная камеральная с расширенным перечнем полномочий проверяющих.
Тематические проверки, не связанные с контролем НДС, как правило, проводятся из-за выявления единичного случая нарушения налогового законодательства налогоплательщиком, ведущим деятельность с низкими налоговыми рисками. В этом случае, скорее всего, налогоплательщику предложат добровольно устранить выявленное нарушение. Примеры единичных нарушений – занижение сумм реализации товаров на онлайн-площадках (маркетплейсах) или схема подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.
Попадание налогоплательщика в реестр выгодоприобретателей (ФРПВ) может свидетельствовать о готовящейся выездной проверке. В него включают компании, которые используют площадки для оптимизации НДС. После включения в этот список сотрудник налоговой вызовет налогоплательщика для личной беседы. Особое внимание во время общения с ним следует обратить на слово «приоритет». «Приоритетными» называются операции, подлежащие обязательной отработке, и налоговики при всем желании не смогут забыть про них.
Комплексная выездная проверка является самой большой проблемой, которую налоговые органы могут доставить бизнесу. Большинство уголовных дел и дел о банкротстве, связанных с неуплатой налогов, возбуждаются по её результатам.
Отбор налогоплательщиков для проведения комплексной проверки осуществляется автоматически на основании критериев риска.
В настоящее время основными критериями риска являются:
-
включение налогоплательщика в реестр выгодоприобретателей;
-
участие в схеме дробления бизнеса;
-
ведение деятельности, признанной ФНС сопряженной с высокими налоговыми рисками. Это так называемые пилотные проекты ФНС: например, клининг и техническое обслуживание, общественное питание, деятельность в области драгоценных металлов.
Налоговая сначала определяет целесообразность включения налогоплательщика в план выездных проверок. В этом году мораторий на подобные проверки продлён только для аккредитованных IT-компаний. В каждом регионе существуют свои негласные суммы доначислений налогов, ниже которых проверка не имеет смысла. К примеру, в Москве для проведения тематической выездной проверки по НДС сумма предполагаемого доначисления должна быть не меньше 4 млн. рублей, для комплексной проверки по всем налогам за три года данная сумма должна превышать 30 млн. рублей.
Принятие решения о включения в план проверок начинается с запроса о предоставлении документов. Как правило, их список ещё шире, чем при камеральной проверке. Инспекторам требуется, в том числе, информация о внутренней организации деятельности компании, а также об особенностях заключения и осуществления сделок с контрагентами. Понадобятся документы за последние три года деятельности.
После этого в банке запрашивается кредитное досье налогоплательщика. Также налоговая может вызвать руководителей спорных контрагентов. Их зачастую вызывают до того, как вызовут представителей налогоплательщика.
Для включения в план проверок налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о наличии налоговых рисков и предложить добровольно их устранить. Подобная беседа чаще всего свидетельствует о том, что подготовка к включению в план проверок подходит к концу.
Ошибкой многих налогоплательщиков является попытка «сбежать» от проблемы путём смены адреса регистрации. В настоящее время вся информация о наличии рисков находится в едином информационном пространстве ФНС. Любой уполномоченный сотрудник налоговой имеет к ней доступ. Налогоплательщик, сменивший адрес регистрации, автоматически попадает на особый контроль. Нередки случаи, когда подобные действия приводят к последствиям, которые могли бы не наступить, если бы налогоплательщик оставался по первоначальному месту регистрации.
Планированием выездных проверок занимается отдельное структурное подразделение – отдел предпроверочного анализа либо отдел планирования. Существует нестандартный способ проверить, не готовится ли в отношении вашей компании такая проверка.
При получении от налоговой документа с требованием о предоставлении документов посмотрите, кто является исполнителем этого документа. Не подписантом, а именно исполнителем. Эта информация содержится в левом нижнем углу последнего листа документа. Также информация об исполнителе может находиться в тексте самого документа.
Нужно изучить справочник налоговой и выяснить, в каком отделе работает данный сотрудник. Это можно сделать, придя в отделение ФНС. Если он работает в отделе предпроверочного анализа, то, скорее всего, вашу компанию рассматривают для включения в план проверок.
Не всегда выездная проверка проводится в отношении вашей компании. Мероприятия налогового контроля могут инициироваться и в отношении ваших контрагентов. Данная информация содержится в тексте требования о предоставлении документов и дополнительной информации. Изучите его внимательно, прежде, чем начнёте волноваться.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».