Рубрики:
  • Кейсы
  • Менеджмент
  • Финансы
  • 5

Предприниматели против ФНС и ПФР: как победить чиновников в суде

Прочтёте за 3 мин.
20 августа 2018

Три реальных кейса из судебной практики

Привести компанию малого бизнеса в суд могут разные факторы – необоснованные претензии контролирующих органов, конфликт с подрядчиком или партнёром, неурегулированные вопросы с бывшими сотрудниками и т.д. Многие предприниматели не хотят тратить время и деньги на судебные распри. Но много и тех, кто, считая себя правым в конфликте, идёт в суд. И такого рода дела, независимо от исхода, могут служить для коллег-предпринимателей ориентиром в тех случаях, когда они также считают, что их права нарушены. В данной статье – три судебных кейса, которые могут быть полезны именно с этой точки зрения.

Biz360

За непредставление документов
нельзя штрафовать на 42 млн.

Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 27 апреля 2018 года № Ф10-1137/2018 признал, что налоговики незаконно оштрафовали компанию на 42 млн. рублей по ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление запрошенных документов.

  • Предмет спораналоговики провели проверку компании на предмет правильности исчисления и уплаты НДФЛ. В ходе проверки с неё истребовали 311 638 документов (приходных и расходных кассовых ордеров и справок по форме 2-НДФЛ). За непредставление этих документов организацию привлекли к ответственности по п.1 ст.126 Налогового кодекса РФ. Штраф составил 200 рублей за каждый непредставленный документ. Общий размер штрафа превысил 42 млн. рублей.
  • За что спорили42 101 532 рубля.
  • Кто выигралкомпания.

Компания оспорила штраф в арбитражном суде. По её мнению, подобный размер штрафа не соответствует тяжести совершенного нарушения и противоречит Налоговому кодексу РФ. Кроме того, сразу же после завершения проверки организация перечислила в бюджет всю сумму доначисленного НДФЛ и пени. Суды нижестоящих инстанций отклонили данные доводы и требования плательщика.

Суд кассационной инстанции признал решение налоговиков незаконным. Суд пояснил, что непредставление в налоговые органы запрошенных документов действительно влечёт взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ). При этом факт правонарушения был доказан.

Между тем, взыскание различного рода штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства как такового. Штрафы носят не восстановительный, а карательный характер. Они являются наказанием за налоговое правонарушение, но должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Штраф должен соответствовать степени вины и тяжести нарушения.

Суд установил, что ни инспекция, ни суды не пояснили, в чём заключаются последствия неисполнения требований о предоставлении значительного количества первичных документов. Также они не указали, какова тяжесть этих последствий. Напротив, непредоставление документов не помешало ИФНС рассчитать и доначислить налог и пени.

В связи с этим решение инспекции в части наложения штрафа по ст. 126 Налогового кодекса РФ является незаконным, заключил суд.

Сделка с упрощенцем не мешает вычету НДС

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 5 июля 2018 года № А63-5715/2017 признал, что сделка с организацией, применяющей УСН, не лишает права на получение вычета по НДС.

  • Предмет споракомпании отказали в получении вычета НДС по сделке с контрагентом, который применял УСН и не являлся плательщиком НДС. Инспекция решила, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности получения вычета по счёту-фактуре, выставленному упрощенцем.
  • За что спорили6 136 987 рублей.
  • Кто выигралкомпания.

Выступая против решения ИФНС, плательщик указывал на следующие обстоятельства. Все законные условия для получения налогового вычета были соблюдены. Счёт-фактура был выставлен с НДС. Приобретённая продукция была оплачена, оприходована и использована в облагаемой НДС деятельности. Реальность сделки инспекция не оспаривала.

Кроме того, инспекция располагала информацией о представлении контрагентом, находящимся на УСН, налоговой отчётности по НДС. Контрагент уплачивал НДС, и налоговики против этого не возражали. При этом неотражение контрагентом оборотов с НДС является нарушением самого контрагента. Плательщик не обязан отвечать за действия третьих лиц.

Суд кассационной инстанции согласился с доводами плательщика и признал отказ в вычете незаконным. Суд пояснил, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом. А именно – с выставлением счёта-фактуры с выделенной суммой НДС. Об этом прямо указано в определении Конституционного суда РФ от 29 марта 2016 года № 460-О.

С учётом изложенного, суммы НДС, предъявленные упрощенцем, покупатель вправе принять к вычету. Само по себе применение контрагентом УСН не лишает добросовестного плательщика права на вычет.

Недобросовестность организации во взаимоотношениях с контрагентом была не подтверждена. Факт непроявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента ИФНС также не доказала. В связи с этим кассация пришла к выводу, что оснований для отказа в вычете у налоговиков не имелось.

Проценты за переплату по взносам можно взыскать с ПФР

Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 28 июня 2018 года № Ф03-2576/2018 признал, что ПФР незаконно отказал страхователю в выплате процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов.

  • Предмет спораПФР взыскал со страхователя страховые взносы. Впоследствии выяснилось, что взносы были взысканы необоснованно, в результате чего образовалась переплата. Фонд вернул переплаченную сумму взносов, но отказался возвращать проценты.
  • За что спориливозможность взыскать с ПФР проценты за переплаченные взносы.
  • Кто выигралстрахователь.

Отказывая в возврате процентов, ПФР указал, что переплата образовалась до 1 января 2017 года. Между тем, с 2017 года федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах…» утратил силу. С этого времени администраторами страховых взносов являются налоговые органы. В связи с этим именно они обязаны перечислить страхователю сумму процентов.

Суд кассационной инстанции признал решение ПФР незаконным. Суд пояснил, что сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на неё процентами. Проценты начисляются по день фактического возврата (ст. 27 закона № 212-ФЗ).

В связи с принятием закона № 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 1 января 2017 года были переданы налоговым органам.

Вместе с тем, контроль над взносами, уплаченными до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими внебюджетными фондами (ст. 20 закона № 250-ФЗ). Решение о возврате переплаты и процентов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, также принимается фондами.

Решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных сумм взносов, пеней и штрафов. При этом на следующий день после принятия решения ПФР направляет его в соответствующий налоговый орган.

В спорном случае задолженность по страховым взносам, впоследствии взысканная ПФР, образовалась за период 2015 года. Сумма долга была взыскана в 2016 году, то есть в период действия закона № 212-ФЗ. При таких обстоятельствах решение о возврате страхователю процентов на излишне взысканные взносы обязан принимать именно ПФР, а не налоговики.

Источник: Buh.ru.

Biz360


Читайте также:

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чём молчать.
Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга.
Сударь, защищайтесь: как работает сервис по защите сделок в интернете.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Идеи для бизнеса «Близкие.ру»: как основатель Qlean Александр Коровин запустил стартап по уходу за пожилыми людьми 21 ноября
    «Близкие.ру»: как основатель Qlean запустил стартап по уходу за пожилыми
    Прочтёте за 7 мин.
  • Маркетинг Как преодолеть сезонный спад продаж: пять эффективных приёмов 20 ноября
    Как преодолеть сезонный спад продаж: пять эффективных приёмов
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы «Факапы в бизнесе – обычное дело»: четыре истории о предпринимательских неудачах 20 ноября
    «Факапы – обычное дело»: четыре истории о неудачах в бизнесе
    Прочтёте за 7 мин.
  • Технологии Пять частых ошибок в YouTube, которых стоит избегать компаниям и блогерам 19 ноября
    Пять частых ошибок в YouTube, которых стоит избегать компаниям и блогерам
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Усидеть на нескольких стульях: как заработать на дизайнерской мебели 19 ноября
    Усидеть на нескольких стульях: как заработать на дизайнерской мебели
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Как мотивировать франчайзи работать лучше: девять важных правил 16 ноября
    Как мотивировать франчайзи работать лучше: девять важных правил
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Реальные Гончары: как устроена и на чём зарабатывает гончарная школа 16 ноября
    Реальные Гончары: как устроена и на чём зарабатывает гончарная школа
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы Революция в ритейле: как из «Избёнки» вырос «ВкусВилл» и взорвал рынок 15 ноября
    Революция в ритейле: как из «Избёнки» вырос «ВкусВилл» и взорвал рынок
    Прочтёте за 6 мин.
  • Идеи для бизнеса Феномен синнамена: как сеть кондитерских из Сибири завоёвывает Москву и Миннесоту 15 ноября
    Феномен синнамена: как сеть кондитерских из Сибири завоёвывает Москву и Миннесоту
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Деньги – это далеко не всё: как и чем мотивировать сотрудников нематериально 14 ноября
    Деньги – это далеко не всё: как мотивировать сотрудников нематериально
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Пусть говорят: как устроен и на чём зарабатывает центр развития речи 14 ноября
    Пусть говорят: как устроен и на чём зарабатывает центр развития речи
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Больше фото – хороших и разных: можно ли через Instagram продавать услуги digital-студии 13 ноября
    Больше фото – хороших и разных: можно ли через Instagram продавать услуги digital-студии
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на аренде вилл в Таиланде 13 ноября
    Бизнес в эмиграции: как заработать на аренде вилл в Таиланде
    Прочтёте за 7 мин.
  • Маркетинг Купить нельзя подумать: как «дожать» сомневающегося клиента 12 ноября
    Купить нельзя подумать: как «дожать» сомневающегося клиента
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Большое уральское чаепитие: как бывший экономист развивает производство иван-чая 12 ноября
    Большое уральское чаепитие: как бывший экономист развивает производство иван-чая
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы Предприниматели против налоговой: как победить чиновников в суде 09 ноября
    Предприниматели против налоговой: как победить чиновников в суде
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса From Russia with Love: как заработать на подарках из России по подписке 09 ноября
    From Russia with Love: как заработать на подарках из России по подписке
    Прочтёте за 6 мин.
  • Менеджмент Через тернии – к «звёздам»: пять ошибок в ресторанном бизнесе 08 ноября
    Через тернии – к «звёздам»: пять ошибок в ресторанном бизнесе
    Прочтёте за 6 мин.
  • Идеи для бизнеса Soyuz нерушимый: как тульские микрофоны пробивают себе дорогу на рынок США 08 ноября
    Soyuz нерушимый: как тульские микрофоны пробивают дорогу на рынок США
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Продавать незримое: как убедить клиента купить облачное IT-решение 07 ноября
    Продавать незримое: как убедить клиента купить облачное IT-решение
    Прочтёте за 3 мин.
Идёт загрузка материалов