Дарить подарки – это искусство, дарить корпоративные подарки – искусство деловых коммуникаций. Правильный презент партнёрам и клиентам должен не просто формально напомнить о компании дарителя, но и решить некоторые бизнес-задачи. О том, чего можно достигнуть с помощью тщательно выбранного корпоративного презента, порталу Biz360.ru рассказала директор коммуникационного агентства TrendFox Ольга Павликова.
Ольга Павликова – сооснователь и директор PR-агентства TrendFox. По образованию – журналист, около 10 лет работала в деловых СМИ, на ТВ и в интернет-изданиях. Руководила PR-департаментом технополиса «Москва». В апреле 2015 года создала собственное PR-агентство PR4Startup, которое позже было переименовано в TrendFox.
Чаще всего корпоративные подарки дарят трём типам получателей:
-
Партнёрам;
-
Клиентам;
-
Сотрудникам.
Цели подарков для каждой аудитории свои. Например, партнёрам важно показать, что бизнес, с которым они работают, надёжен и с ним можно иметь дело. С помощью правильно подобранного презента можно отстроиться от конкурентов и показать клиентам уровень заботы компании. Для сотрудников подарок может подчеркнуть общечеловеческие ценности, которые объединяют людей в компании.
Поэтому, продумывая корпоративный подарок, нужно в первую очередь решить, какая аудитория получит его. А затем понять, какие задачи бизнеса будет решать презент. Рассмотрим типичные ситуации.
Классический маркетинг работает вдолгую: у компаний месяцы уходят на то, чтобы сформулировать и донести до клиентов свои ключевые преимущества. Особенно сложно это сделать, если рынок высококонкурентный и игроки в вашем сегменте предлагают практически одинаковые товары или услуги.
В таком случае подарок должен вызывать яркие эмоции, чтобы за счет вау-эффекта запомниться аудитории. С точки зрения теории эмоционального интеллекта, сначала нужно включить эмоцию – «переключатель» – удивление. А за ней уже подтянутся другие – радость, доверие и так далее. С такой задачей, например, хорошо справляются мягкие игрушки – маскоты.
Компания-разработчик IT-продуктов выводила на рынок продукт, который назывался «Бобёр». Серьёзную разработку поддержали тематическим маскотом. Сама по себе идея предлагать к технологическому продукту мягкую игрушку в подарок вызывала удивление. А маскот тем временем очаровывал клиентов и создавал прочную эмоциональную связь между брендом и аудиторией.
Подарок должен содержать в себе функционал, связанный с профессиональной деятельностью компании. Например, производитель часов может подарить своим клиентами стильный настольный будильник. Разумеется, качество вещи должно говорить само за себя: оно как раз будет подчеркивать экспертность.
PR-агентство может подарить блокнот с пошаговым планом работы с прессой. Так бизнес делится полезными знаниями, и даёт клиенту выбор – попробовать проделать все шаги самостоятельно или сэкономить ресурсы и обратиться к профессионалам. Для кофейни будет логично подарить набор разного кофе с рекомендациями по приготовлению именно этого сорта.
Это особенно важно, если речь о команде компании. В коммуникациях с сотрудниками не должно быть фальши: если компания говорит, что она, например, выступает за комфорт и бережное отношение к людям, то среди сотрудников не должна негласно поощряться жёсткая конкуренция.
Ценность work-life-balance можно донести подарком-сертификатом на SPA-процедуры или билетами в театр. Семейные ценности – с помощью традиционного рождественского кекса, но сделанного на заказ.
Здесь в первую очередь нужно определиться с транслируемыми ценностями и их честностью.
Обычно это важно для компаний, которые уже добились определённых высот и теперь хотят демонстрировать миру свою успешность. Но надо понимать, что сама по себе «успешная успешность» симпатии не вызывает. Демонстрировать свои достижения стоит с позиции пользы для клиента или партнёра.
Статусный презент должен быть приятен адресату. Поэтому обычно это довольно банальные, но дорогие и качественные подарки – эксклюзивный алкоголь или конфеты, аксессуары от известных брендов, билеты на модные мероприятия, например, премьеру в Большой театр.
Статусные подарки часто передаривают, и это тоже надо иметь в виду. И если уж тратить большие бюджеты, то имеет смысл выяснить интересы получателя подарка и может быть заказать несколько разных видов презентов. Индивидуальный подход тут будет только плюсом.
Тренд на такие подарки возник несколько лет назад и до сих пор остаётся с бизнесом разного размера – от совсем небольшого до корпораций.
Например, компания перечисляет бюджет на подарки в какую-то выбранную ею благотворительную организацию. Получателю подарка приходит уведомление, что от его имени совершено такое-то благое дело.
С одной стороны, компания как бы дарит человеку ощущение, что он молодец, добрый и благородный. И сама компания тоже не за мелочное потребительство, а за хорошие дела. С другой стороны, представления о необходимости пожертвований у разных людей могут быть разными. Кто-то переживает за котиков, кто-то за истончение слоя льдов в Антарктиде. В итоге такой подарок никаких эмоций не вызовет и цели, кроме информационной, не достигнет.
Интересно, что социально ориентированные подарки стали пользоваться популярностью на частных мероприятиях. Например, юбиляр просит гостей вместо покупки каких-то вещей пожертвовать деньги в тот или иной фонд. Но фонд выбирает сам одаряемый.
Говоря про благотворительность, хочется напомнить, что в какой-то момент бизнес прекратил тратить деньги бездумно и стал выбирать благотворительные проекты, которые так или иначе совпадают с его миссией и ценностями. С подарками та же история: в бизнесе любой шаг должен иметь обоснование и цель.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».