В кризисной ситуации предпринимателю необходимо применять все свои профессиональные знания и опыт, чтобы сохранить компанию и по возможности обеспечить её рост. Но в то же время требуется максимально задействовать и так называемые «мягкие навыки» – способность сплачивать команду, использовать социальные связи, не поддаваться эмоциям. О том, какие soft skills следует применять и «прокачивать» собственнику в кризис, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Егор Евланников, СЕО бизнес-сообщества «Эквиум».
Егор Евланников – сооснователь и CEO бизнес-сообщества «Эквиум». Получил два высших образования по специальностям «Геология» и «Управление персоналом». Венчурный инвестор и сертифицированный трекер ФРИИ, спикер бизнес-форумов. Резиденты клуба «Эквиум» – предприниматели с минимальным годовым оборотом в 100 млн. рублей и его ежегодным ростом в 20%.
Когда речь заходит про кризис, напрашивается дежурная фраза про то, что «кризис для предпринимателя – это новые возможности». Но я действительно так считаю. На мой взгляд, возможности – это результаты, к которым приводят действия предпринимателя, а не просто абстрактные перспективы.
В любых обстоятельствах, даже самых благоприятных, узким горлышком бизнеса является его основатель. Нестабильность, выход за рамки – это вызов, способный обернуться либо в плюс, либо в минус в зависимости от отношения предпринимателя к происходящему.
Стоит поработать над личностными качествами и внутренней опорой, чтобы иметь холодную голову, делать важный выбор, анализировать и принимать решения в кризисное время. Предприниматель отличается от наёмного сотрудника тем, что способен менять своё состояние и отношение к любым внешним изменениям.
Если ситуация не воспринимается как нечто ужасное, крах или бессмыслица – будут силы и ресурсы пересмотреть стратегии, направления, даже быстро сменить сферу деятельности. План есть всегда, в любой ситуации. Если план в настоящий момент отсутствует, то есть ресурсы на его срочную подготовку.
Немного о стратегиях. Бей, беги, замри. Психология объясняет поведение людей в кризис этими тремя словами. Думаю, в расшифровке они не нуждаются. Добавлю только, что предприниматель умеет располагать их поэтапно, сочетать одну стратегию с другой и использовать для достижения целей. Замереть, перегруппироваться и «бить» – выходить на новую нишу, или «бежать» – уходить с рынка российского и выходить на мировой русскоязычный, как вариант.
Предпринимательство – это в большей степени образ мышления, чем просто выплаты зарплат сотрудникам, работающим для создания какой-то ценности в виде продукта или услуги.
Предприниматель может быстро пересобрать свой бизнес для рынка, который находится в стадии роста и расширения. Пересобрать бизнес – это не действовать импульсивно, разрушая всё в одночасье. В кризис важно выдержать баланс: принимать стратегически оправданные решения, а не идти на поводу у импульса.
Вот несколько дел, которые вы можете поручить своей команде, пока читаете эту статью:
-
Пересмотреть стратегии продаж, потому что изменилось потребительское поведение и приоритеты.
-
Выявить и сократить расходы на «марципан» – необязательные маркетинговые исследования, долгосрочные разработки, тимбилдинг и т.д.
-
Проверить положение партнёров и контрагентов, а также своё собственное положение в банках. Собрать списки ваших долгов и ваших должников. Проанализировать риски сделок, расставить приоритеты по платежам.
-
Выявить компетенции ключевых сотрудников, которые не использовались в деятельности на текущей должности.
-
Просчитать новые базовые показатели рентабельности: расходы и доходы.
-
Проанализировать рынок конкурентов и спроса: насколько жизнеспособными с учётом новых базовых показателей будут ваши продукты.
Предприниматель в кризис ищет новые источники информации, работает с инсайдерами. Важную роль здесь играет социальный капитал – связи, сообщества, окружение, среда. То, где можно быть внутри бизнеса, отслеживать, какие направления успешны, куда можно двигаться. Умение пользоваться своим социальным капиталом – важнейший антикризисный навык предпринимателя.
Если у вас выстроена правильная система получения информации для принятия решения и достаточно развитый социальный капитал, действия будут всегда своевременными и обдуманными.
Лидерские качества «предохраняют» от эмоциональных решений, позволяют не поддаваться общей истерии и придерживаться выбранной стратегии. Предприниматель способен в любых условиях сплотить свою команду и эффективно управлять рабочими процессами.
Спасательный круг бизнеса в кризис – не только критическое мышление предпринимателя и навык поиска альтернатив, но и команда. Сейчас нужно использовать все компетенции сотрудников, перераспределить обязанности, оптимизировать коммуникации.
Нужно быть честным и в первую очередь с самим собой. Это значит, отвечать себе на вопросы:
-
То, что вы сейчас делаете, реально ведёт вас к результату?
-
Эти действия совершаются с какой-то целью или по привычке, по причине «все побежали, и я побежал»?
Адекватно и объективно оценить ситуацию для принятия судьбоносных решений в кризис помогут цифры и рыночные показатели. Не разговоры «в курилке» и эмоции, а чёткая оценка в твёрдых показателях:
-
Рынок уменьшается – какова динамика?
-
Что происходит с конкурентами?
-
Может быть, при уменьшающимся рынке некоторые игроки выбыли, а ваша доля кратно выросла? Или наоборот – рынок увеличился, конкуренты только заходят, а у вас уже есть преимущество и возможности для роста?
Опирайтесь на данные и исследования, на статистику и опросы – на конкретику, которую «можно потрогать».
Think good = Do good! (Думай хорошо = Делай хорошо!) Мне не близок термин «позитивное мышление», так как от него отдает нездоровой радостью в любой, даже самый сложный и скорбный момент. Я, скорее, за спокойное критическое мышление, которое позволяет иногда расстроиться или погрустить, как любому нормальному человеку. Но не уходить в драму, отчаяние, негатив.
Тратить время и ресурс на переживание – непозволительная роскошь в кризис. Настоящий предприниматель занят не этим, он изучает возможности, оптимизирует свои ресурсы и не воспринимает кризис как всемирную катастрофу.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Дзене».