Прокачиваем soft skills: какие навыки необходимы предпринимателю в кризис

Прочтёте за 3 мин.

«Узким горлышком бизнеса всегда является его основатель»

IT-инструменты, которые использует Егор Евланников

  • AmoCRM
  • Notion
  • YouGile
  • Miro

В кризисной ситуации предпринимателю необходимо применять все свои профессиональные знания и опыт, чтобы сохранить компанию и по возможности обеспечить её рост. Но в то же время требуется максимально задействовать и так называемые «мягкие навыки» – способность сплачивать команду, использовать социальные связи, не поддаваться эмоциям. О том, какие soft skills следует применять и «прокачивать» собственнику в кризис, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Егор Евланников, СЕО бизнес-сообщества «Эквиум».

Досье

Егор Евланников – сооснователь и CEO бизнес-сообщества «Эквиум». Получил два высших образования по специальностям «Геология» и «Управление персоналом». Венчурный инвестор и сертифицированный трекер ФРИИ, спикер бизнес-форумов. Резиденты клуба «Эквиум» – предприниматели с минимальным годовым оборотом в 100 млн. рублей и его ежегодным ростом в 20%.

Егор Евланников

Создать внутреннюю опору

Когда речь заходит про кризис, напрашивается дежурная фраза про то, что «кризис для предпринимателя – это новые возможности». Но я действительно так считаю. На мой взгляд, возможности – это результаты, к которым приводят действия предпринимателя, а не просто абстрактные перспективы. 

В любых обстоятельствах, даже самых благоприятных, узким горлышком бизнеса является его основатель. Нестабильность, выход за рамки – это вызов, способный обернуться либо в плюс, либо в минус в зависимости от отношения предпринимателя к происходящему. 

Стоит поработать над личностными качествами и внутренней опорой, чтобы иметь холодную голову, делать важный выбор, анализировать и принимать решения в кризисное время. Предприниматель отличается от наёмного сотрудника тем, что способен менять своё состояние и отношение к любым внешним изменениям. 

Если ситуация не воспринимается как нечто ужасное, крах или бессмыслица – будут силы и ресурсы пересмотреть стратегии, направления, даже быстро сменить сферу деятельности. План есть всегда, в любой ситуации. Если план в настоящий момент отсутствует, то есть ресурсы на его срочную подготовку. 

Немного о стратегиях. Бей, беги, замри. Психология объясняет поведение людей в кризис этими тремя словами. Думаю, в расшифровке они не нуждаются. Добавлю только, что предприниматель умеет располагать их поэтапно, сочетать одну стратегию с другой и использовать для достижения целей. Замереть, перегруппироваться и «бить» выходить на новую нишу, или «бежать» уходить с рынка российского и выходить на мировой русскоязычный, как вариант. 

Отложить панику, сосредоточиться на важном

Предпринимательство – это в большей степени образ мышления, чем просто выплаты зарплат сотрудникам, работающим для создания какой-то ценности в виде продукта или услуги. 

Предприниматель может быстро пересобрать свой бизнес для рынка, который находится в стадии роста и расширения. Пересобрать бизнес – это не действовать импульсивно, разрушая всё в одночасье. В кризис важно выдержать баланс: принимать стратегически оправданные решения, а не идти на поводу у импульса

Вот несколько дел, которые вы можете поручить своей команде, пока читаете эту статью: 

  • Пересмотреть стратегии продаж, потому что изменилось потребительское поведение и приоритеты.

  • Выявить и сократить расходы на «марципан» – необязательные маркетинговые исследования, долгосрочные разработки, тимбилдинг и т.д.

  • Проверить положение партнёров и контрагентов, а также своё собственное положение в банках. Собрать списки ваших долгов и ваших должников. Проанализировать риски сделок, расставить приоритеты по платежам.

  • Выявить компетенции ключевых сотрудников, которые не использовались в деятельности на текущей должности.

  • Просчитать новые базовые показатели рентабельности: расходы и доходы.

  • Проанализировать рынок конкурентов и спроса: насколько жизнеспособными с учётом новых базовых показателей будут ваши продукты. 

Предприниматель в кризис ищет новые источники информации, работает с инсайдерами. Важную роль здесь играет социальный капитал связи, сообщества, окружение, среда. То, где можно быть внутри бизнеса, отслеживать, какие направления успешны, куда можно двигаться. Умение пользоваться своим социальным капиталом важнейший антикризисный навык предпринимателя. 

Если у вас выстроена правильная система получения информации для принятия решения и достаточно развитый социальный капитал, действия будут всегда своевременными и обдуманными. 

Доверять команде

Лидерские качества «предохраняют» от эмоциональных решений, позволяют не поддаваться общей истерии и придерживаться выбранной стратегии. Предприниматель способен в любых условиях сплотить свою команду и эффективно управлять рабочими процессами

Спасательный круг бизнеса в кризис не только критическое мышление предпринимателя и навык поиска альтернатив, но и команда. Сейчас нужно использовать все компетенции сотрудников, перераспределить обязанности, оптимизировать коммуникации. 

Включить критическое мышление

Нужно быть честным и в первую очередь с самим собой. Это значит, отвечать себе на вопросы: 

  • То, что вы сейчас делаете, реально ведёт вас к результату?

  • Эти действия совершаются с какой-то целью или по привычке, по причине «все побежали, и я побежал»? 

Адекватно и объективно оценить ситуацию для принятия судьбоносных решений в кризис помогут цифры и рыночные показатели. Не разговоры «в курилке» и эмоции, а чёткая оценка в твёрдых показателях: 

  • Рынок уменьшается – какова динамика?

  • Что происходит с конкурентами?

  • Может быть, при уменьшающимся рынке некоторые игроки выбыли, а ваша доля кратно выросла? Или наоборот – рынок увеличился, конкуренты только заходят, а у вас уже есть преимущество и возможности для роста? 

Опирайтесь на данные и исследования, на статистику и опросы – на конкретику, которую «можно потрогать». 

Think good = Do good! (Думай хорошо = Делай хорошо!) Мне не близок термин «позитивное мышление», так как от него отдает нездоровой радостью в любой, даже самый сложный и скорбный момент. Я, скорее, за спокойное критическое мышление, которое позволяет иногда расстроиться или погрустить, как любому нормальному человеку. Но не уходить в драму, отчаяние, негатив. 

Тратить время и ресурс на переживание – непозволительная роскошь в кризис. Настоящий предприниматель занят не этим, он изучает возможности, оптимизирует свои ресурсы и не воспринимает кризис как всемирную катастрофу.

Soft Skills

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Дзене».


15 сентября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов