Нынешний политический и экономический кризис ударил по многим компаниям и предпринимателям. Но есть и такие бизнесы, которые во время турбулентности улучшили свои экономические показатели и позиции на рынке. Портал Biz360.ru нашёл предпринимателей сферы малого бизнеса, чей бизнес выиграл от сложившейся ситуации, и узнал, что изменилось для них в лучшую сторону.
Филипп Щиров,
сооснователь IT-сервиса
Altapp
Мы занимаемся облачной автоматизацией бизнеса. Нынешний кризис дал нашей компании два ощутимых преимущества. Во-первых, у нас увеличился поток клиентов – почти на 40%. Примерно через две недели после начала кризиса российские подразделения иностранных компаний оказались отрезаны от европейских серверов. Чтобы возобновить работу максимально быстро и удобно, они переносят свои бизнес-процессы в облако: с этим им помогаем мы. Такие обращения мы сейчас получаем почти каждый день.
Во-вторых, наши цены не меняются, в отличие от цен конкурентов. В апреле прошлого года мы установили стоимость услуг на уровне чуть выше рыночного. Сейчас наши конкуренты вынуждены повышать цены на свои продукты, а мы можем позволить себе оставить всё на прежнем уровне: нашим клиентам не нужно беспокоиться о дополнительных тратах.
Чингис Дашимолонов,
основатель компании
Gas&Oil
Наша компания занимается производством и продажей моторных масел для всех видов техники. Производство находится на территории России.
Текущая ситуация стала мощным стимулом для развития, и мы стараемся не упустить эту возможность. В связи с уходом иностранных брендов Shell, Total Energy и Mobil, которые занимали более 30% рынка, высвободилось место не только для крупных отечественных компаний, но и для небольших – таких, как наша. Потому что даже крупнейшие российские производители не могут удовлетворить возникший повышенный спрос. Именно из-за этого возник дефицит моторных масел, и выросла их цена.
Кстати, на цену ещё повлияло и то, что все качественные масла создаются с использованием импортных присадок, стоимость которых увеличилась из-за роста курса валют. До этого момента мы не могли конкурировать с транснациональным бизнесом по цене, потому что их объёмы позволяют им предлагать низкие цены и запускать масштабные маркетинговые кампании.
Себестоимость нашей продукции тоже увеличилась примерно на 30-40%, но, несмотря на это, в марте-апреле спрос на нашу продукцию вырос в три раза. Это позволило вдвое расширить ассортимент товаров. Помимо масел в нашей линейке появились также антифризы и всё, что связано с автохимией.
Мы смогли расширить ассортимент в короткие сроки, потому что наработки в этом направлении уже велись. Высокий спрос просто стал детонатором, ускорившим решение вопросов с потенциальными производствами. Всё это позволяет нам увеличить свои вложения в развитие: мы запускаем больше рекламы, расширяем кадровый состав.
Игорь Панасюк,
директор компании
«ПСО-Проджект»
Мы производим инновационные системы отопления «Зебра ЭВО-300». После 24 марта крупные акулы бизнеса в нашей отрасли, такие как Danfoss, которые заняли всё пространство с их колоссальными бюджетами, просто «встали и ушли». Раньше нас просто не замечали, для байеров крупных компаний мы не существовали, хотя создали один из лучших продуктов на рынке – тёплый пол и греющий потолок. Наше решение по совокупности потребительских и эксплуатационных свойств превосходит все представленные аналоги и при этом значительно дешевле.
Сейчас из-за возникшего вакуума на рынке к нашей продукции проснулся небывалый до этого интерес. В начале марта мы продали за несколько дней весь склад. И самое приятное, что покупательская активность не снижается до сих пор, хотя обычно апрель – «мёртвый» месяц. Обычно люди вспоминают про отопление, только когда полетит первый снег.
Игорь Афонин,
руководитель юридической компании
«Афонин и партнёры»
Наша компания оказывает услуги по проведению процедуры банкротства для физических лиц. Мы законно освобождаем от долгов и кредитов людей, попавших в трудную жизненную и финансовую ситуацию.
Из-за текущей экономической ситуации увеличился поток клиентов. Людей, которые не справляются с платежами по долгам и обязательствам, стало больше. Если в феврале мы получили 2 152 обращения по вопросам, связанным с долгами, кредитами и банкротству, то в марте – 3 692 обращения.
Кроме того в нашей нише стало меньше конкурентов, потому что многие не выдержали кризисных изменений, в частности сокращения маркетинговых каналов для привлечения клиентов.
Андрей Волхонский,
основатель клининговой компании
«Братья Чистовы»
Мы запускали бизнес в кризис 2014 года, поэтому изначально оказались в условиях, благоприятных для создания наиболее эффективной модели развития. Сейчас мы в очередной раз оптимизируем все процессы и снижаем издержки, чтобы наши услуги оставались по-прежнему доступны клиентам.
Слабые клининговые компаний-однодневки ушли с рынка. Это привело к перераспределению новых клиентов между оставшимися сильными компаниями. Для нас сложившаяся ситуация стала несомненным плюсом и ещё по одной причине – появилось больше качественных сотрудников, которых мы стараемся привлечь в свою команду.
В любой сфере хороший персонал – это основа основ, и найти его всегда нелегко. В нашу компанию мы набираем в штат сотрудников, которые работают на постоянно основе, а не просто привлекаем разово людей на уборки. Сейчас мы получили возможность увеличения штата за счёт качественных и уже обученных специалистов.
Ирина Вольвач,
основатель мастерской
Irina Volvach Art Ceramics
Для нас, как и для очень многих коллег-друзей-конкурентов, заблокированный ныне Instagram являлся основным каналом продвижения продукции. Все начинали работать с этой соцсетью в разное время и с разными бюджетами. К моменту её блокировки аудитория подписчиков нашего блога составляла немногим более 3000 человек. У коллег, которые начали использовать Instagram на несколько лет раньше, количество подписчиков (а соответственно и число потенциальных клиентов) измерялось десятками тысяч, а у некоторых и сотнями тысяч. Блокировка стала шоком для всех.
Также очень и очень многие коллеги делали акцент на продажах за рубежом, где гораздо больше платёжеспособной аудитории. Но сейчас взаиморасчёты с зарубежными контрагентами затруднены по понятным причинам. Плюс крупнейший мировой маркетплейс товаров ручной работы Etsy просто выкинул всех мастеров из России, заблокировав их аккаунты. Те, для кого Etsy был единственным каналом продаж, остались вообще в голом поле.
Можно сказать, что сейчас мы все начинаем продвижение и продажи почти «с чистого листа». В этом я усматриваю определённый плюс. Теперь у большинства игроков (не у всех, конечно!) примерно одинаковый охват потенциальной аудитории, так как мы начинаем осваивать новые каналы «с нуля».
Мы выбрали основным каналом доступа к аудитории Telegram. Площадка специфическая. Отсутствие возможности таргетинга на целевую аудиторию очень непривычно. Но осваиваемся. Учимся. Уже пошли заказы – значит, движемся в нужном направлении. Страничку «ВКонтакте» ведём, как резервный канал. На всякий случай, что называется. Но не продвигаем.
Плюс к тому размещаемся на маркетплейсах – OZON, «Яндекс.Маркет», «Ярмарка Мастеров». С Wildberries, надеюсь, начнём работать до конца апреля. Ищем, пробуем новые каналы, новые инструменты продаж. Не унываем и уж точно не сдаёмся.
Егор Парилов,
сооснователь цветочной компании
«Фисташка»
Цветочный бизнес – очень конкурентный. До марта этого года 99% цветочных салонов вели продажи в Instagram, поскольку эта социальная сеть хорошо подходила для визуального контента. Теперь она заблокирована, а Google отключил контекстную рекламу. Все цветочные студии снова оказались на стартовой точке, и именно это дало нам стимул для развития.
Маленькие салоны и мастодонты рынка – все задаются одними и теми же вопросами: «Куда ушла наша аудитория?», «Какой будет маркетинг?», «Где продавать?» Это значит, что каждый может «выстрелить» со своим продуктом, резко вырасти, обзавестись клиентами и не бояться конкуренции, потому что все в данный период времени в поиске.
Мы сделали упор на качество. Стали меньше загружать склады, чтобы не задерживать у себя цветы и, как следствие, меньше списывать и внимательнее работать с поставщиками, закупаться сразу после привоза цветов в Россию.
Кроме этого, мы дополнили информацией о своей цветочной лавке геосервисы – «Яндекс.Карты», Google Maps, «2ГИС». Расширили ценовой диапазон – добавили букеты стоимостью до 2 000 рублей, сделали больше предложений в среднем ценовом диапазоне от 3 000 до 5 000 рублей.
Мы не заметили снижения выручки даже в условиях кризиса, но люди начали больше приходить к нам из других каналов. По сравнению с мартом 2021 года, в марте 2022 года у нас прирост на 50%.
Сегодня рынок непредсказуем и в это время у развивающихся компаний есть шанс встать на один уровень с крупными игроками за относительно небольшой промежуток времени.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».