Проверка на прочность: как креативное агентство перестроило работу в кризис

Прочтёте за 5 мин.

«В кризис вдруг находятся время и силы для отложенных планов»

IT-инструменты, которые использует Данил Снитко

  • AmoCRM
  • Slack
  • Asana
  • Dropbox

Агентства, которые разрабатывают для своих клиентов креативные решения в сфере брендинга и рекламы, не попали в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии корона-вируса. Соответственно, претендовать на господдержку и какие-то преференции они не могут – и должны рассчитывать только на себя. О том, как небольшое региональное агентство оперативно перестроило работу в кризис, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru, рассказал основатель компании «Два слова: бренд-консалтинг» Данил Снитко.

Досье

Данил Снитко, 35 лет, предприниматель из Барнаула, основатель креативного агентства  «Два слова: бренд-консалтинг». Окончил юрфак Алтайского государственного университета. Сразу после вуза открыл свою первую дизайн-студию Digital Smile, которая обанкротилась через 8 месяцев. В 2009 году совместно с партнёром создал брендинговое агентство PUNK YOU BRANDS. В 2019 году расстался с партнёром и перезапустил компанию под новым названием. Проекты агентства неоднократно становились победителями и призёрами многих статусных фестивалей рекламы.

Данил Снитко

Здесь и сейчас

Вкратце о нас. Креативное агентство «Два слова: бренд-консалтинг» - это команда из 15 человек. Большой - 200 квадратных метров - офис в Барнауле. Делаем брендинг и рекламу. Изучаем рынки, ловим потребительские инсайты, думаем, как красиво подать это на полке магазина или в рекламе. Рисуем, пишем, снимаем, верстаем. Упаковываем товары и услуги в буквальном и переносном смыслах. Живём только на потоке проектов, других источников дохода у нас нет. Есть проекты - всё хорошо. Нет проектов - сами понимаете. 

Из-за корона-кризиса поток входящих заявок сейчас упал примерно вполовину, а наша выручка в марте сократилась на четверть. Некоторые клиенты заморозили проекты, о которых мы только договаривались, некоторые сказали «давайте уже после кризиса». И мы их очень хорошо понимаем. 

К правительственному списку наиболее пострадавших от коронавируса отраслей мы не относимся, поэтому ни на какие поддержки и выплаты не рассчитываем. Хотя очевидно, что мы тоже пострадали от пандемии, потому что те самые пострадавшие отрасли - это наши клиенты и клиенты наших клиентов. И так далее по цепочке, которая неизбежно и неумолимо просядет вся, а вместе с ней и мы. Вот только государство будет помогать только части цепочки, остальные же сами будут придумывать, как выживать. 

Запас прочности у нас есть, но небольшой, на 1-2 месяца. В конце прошлого года удалось нарастить «жирок». Однако он весь ушёл на погашение старых долгов, так что мы опять оказались в ситуации «здесь и сейчас». 

Решение первое: удалёнка

Итак, что нам делать?  

Первым делом мы добровольно и сознательно ушли на удалёнку, сделав это раньше всех в регионе, ещё 18 марта. Оказалось, что большой проблемы работать в этом формате для нас нет - к счастью, все процессы были «оцифрованы». Хотя когда-то было неочевидно, зачем это делать. Ну, в самом деле, зачем переводить всё в онлайн, когда можно собраться вместе в офисе и по-старинке обсудить вопросы с глазу на глаз? Однако наша тяга к современным инструментам на этот раз выручила - переход на удалённую работу прошёл бесшовно. 

Немного технических деталей: наши проекты давно хранятся в «облаке» (в нашем случае это корпоративный Dropbox), письменную коммуникацию мы уже как пять лет ведём в Slack, созваниваемся и смотрим друг на друга в корпоративном же Google Meet. Входящие заявки фиксируем в AmoCRM, задачи ставятся и отслеживаются в Asana. Документы и все презентации тоже давно делаем только онлайн - в Google Docs. В «Гугле» же работает наша корпоративная почта и внутренняя энциклопедия.

 

Офисный телефон переадресован на мобильные телефоны менеджерам. Каждое утро в 10:30 - общий созвон всей командой по задачам, обмен шутками, просмотр собак, кошек и детей (да, у нас у всех дома живёт куча мелких, глупых, но очень милых существ). Далее в течение дня - созвоны уже группами по конкретным проектам. Даже дни рождения сотрудников мы вот уже месяц отмечаем онлайн: созваниваемся, запасаем напитков по вкусу, общаемся и даже играем в специально заготовленные викторины. 

Так что на удалёнке вполне можно жить. Да, теряется «магия личного общения», меньше ощущается «химия в команде», но в качестве временной меры - вполне терпимо. Есть и плюсы: можно уйти и полежать в тишине на полу, потискать кошку или даже 15 минут вздремнуть. Да и некоторые задачи на удалёнке выполняются даже лучше, чем в офисе, ибо никто не отвлекает. 

Решение второе: минус аренда и плюшки

Всё было бы совсем хорошо, если бы наша работа не зависела от клиентов, которые платят нам за неё деньги. Вот что мы сделали, чтобы сохранить и заработать деньги в этот непростой период. 

Первым делом мы поговорили с нашим арендодателем, объяснили ему ситуацию, и он откликнулся позитивно - мы получили скидку в 50% на аренду офиса, по крайней мере, на апрель. Для нас это серьёзная поддержка. Скидку обещали продлить, если ситуация в мае-июне не изменится. 

Ещё в середине марта мы сделали антикризисный брендинг самим себе: зафиксировали свои сильные и слабые стороны, предположили возможности и угрозы в корона-кризис. Всё как для клиентов - только на этот раз для себя. Отсюда и стали плясать. 

Также мы урезали все траты, не касающиеся проектов напрямую - книги, оргтехника, ремонт в офисе, плюшки и развлекухи. В обычное время около 20% выручки агентства тратится на развитие. Сейчас же главная задача - удержаться на плаву. 

Решение третье: упор на бренд в онлайне

Мы усилили свою представленность онлайн: делаем примерно в 1,5 раза больше постов в социальные сети, а также перевели график релизов проектов с «раз в две недели» на «раз в неделю». Запустили платное продвижение собственных релизов, публикаций и рекламу спецпроектов в Facebook и Instagram. Давно это планировали, но вирус дал пинка под зад и заставил сделать это прямо сейчас. 

Два слова: бренд-консалтинг 

Мы начали было разрабатывать новый сайт, но пока это свернули, будем править текущий. Делаем изменения на главной странице, анонсируем новые услуги. Также делаем чат - давно собирались, но всё как-то стеснялись. Ещё есть план быстро, в течение месяца, сделать англоязычный микросайт, потому что доллар растёт и российские агентства могут вскоре найти хороших клиентов за рубежом. 

Мы вообще заметили, что часто так происходит - в кризис вдруг находятся время и силы для воплощения в жизнь давно запланированных активностей. Как будто часов в сутках становится больше, мозг прочищается, а препятствия, которые мы сами себе напридумывали, вдруг исчезают. 

Решение четвёртое: антикризисные услуги и поддержка

Что касается клиентов, то мы приняли во внимание, что плохо будет вообще всем, и большинству станет не до больших брендинговых и рекламных проектов. Поэтому быстро, за 5 дней, мы придумали и запустили услуги для тех, кому плохо. Если кратко - выкинули из процесса разработки многие итерации и чрезмерные для кризисных времён проверки, сделали всё просто, быстро и дешёво. Но работать при этом договорились на полной отдаче, как в больших проектах. При этом совершенно прозрачно объяснили, что клиент получает в «полном» пакете, а что в «антикризисном» - это вовсе не демпинг, так как цена снизилась пропорционально объёму услуг. 

Ещё запустили очень важную услугу по сборке простых сайтов на конструкторах - мы этим занимались и ранее, просто никогда почему-то не показывали. Предвидим, что в кризис такая услуга будет популярна - клёвые сайты от хороших дизайнеров и копирайтеров с прямыми руками, растущими из нужных мест. Мы прикинули, что в эпоху самоизоляции обязательно возрастёт потребление онлайн-контента, и большинство компаний пожалеют, что до сих пор не были представлены в интернете (хотя казалось бы, 2020-й на дворе).  

Также прорабатываем набор предложений для отраслей, которые пострадали более всего (туризм, общепит, массовые мероприятия), и для отраслей, которые на подъёме или потенциально на подъёме (фармацевтика, нижние ценовые сегменты товаров, онлайн-торговля, внутренний туризм). 

Два слова: бренд-консалтинг

Наконец, мы запустили консультации на тему «кто виноват и что делать?». К этому нас подтолкнули клиенты, которые не могли вначале совладать с эмоциями, и трактовали происходящее в духе «всё пропало!». Мы просто созваниваемся с такими и вместе думаем, что делать в текущей ситуации. Совершенно бесплатно. Клёво и для клиента и для нас - потому, что получаем отраслевые инсайты и прокачиваем мозги. А клиент получает так необходимую сейчас поддержку добрым словом и ценными мыслями. 

План Б

Конечно, всё может быть намного хуже, чем сейчас - ведь кризис и эпидемия пока могут лишь раскачиваться. Мы прорабатываем сразу несколько гипотез на больную тему «а что, если всё будет совсем плохо?» Сейчас у нас есть небольшой запас прочности - примерно на 2 месяца. Но если тучи будут сгущаться, сделаем 3-4-дневную рабочую неделю с сокращением зарплаты. 

Команда сейчас сформированная, терять кого-то не хотелось бы, поэтому будем делить на всех по-братски. Автор этих строк, как владелец, вообще готов сократить собственную зарплату до минимально возможной.  

Опыт прошлого

Наше агентство образовались на излёте прошлого большого кризиса - в 2009-м году. Время тогда было непонятное, диковатое. В городе в те месяцы сняли большую часть баннеров наружной рекламы, и это выглядело жутковато. Как после бомбардировки, которая почему-то зацепила только рекламу. 

Один из наших клиентов решил воспользоваться моментом и не побоялся выйти с яркой рекламной кампанией нашего производства. Среди пустующих рекламных носителей засияли его ярко-жёлтые баннеры. Клиент тогда быстро взлетел именно потому, что эфиры и поверхности в тот момент пустовали. 

Из этого мы извлекли хороший урок на тему маркетинговой активности в кризисы. Сейчас никому не рекомендуем её снижать, потому что исчезнуть с радаров в сложное время будет хуже всего, а, наоборот, засветиться становится в разы легче. 

Приготовиться к удару шторма

Из всего мутного потока мыслей и идей в эти дни чаще всего попадается фраза «Кризис - время возможностей!» Жаль, что мало кто на самом деле знает, что кроется за ней. Многие думают: есть какие-то секретные ходы или магические кнопки, про которые авторы таких высказываний специально умалчивают, чем вызывают ещё большее раздражение читателя. 

Мы думаем, что под возможностями лучше всего понимать возможности испытать себя на прочность, команду - на лояльность, а компанию - на плавучесть. Да, будет тяжело, а как же! Да, будут потери. Да, будет болезненная перестройка, ломка, отбрасывание ненужного и быстрое наращивание хлипкого, ранее казавшегося необязательным, но в эти дни наиболее ценного мяса. Да, будут сокрушительные сомнения и минуты отчаяния, когда ты ничего не хочешь и можешь лишь лежать пластом и кричать в подушку. Наверное, без этого не обойдётся. 

Лучше настроиться, собрать волю в кулак, пошире расставить ноги на палубе и приготовиться к удару шторма. Зато представьте, каким волшебным потом покажется рассвет!

Два слова: бренд-консалтинг

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

20 апреля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов