Предвзятость – предубеждение, которое проявляется в заведомо негативном отношении к чему-то или кому-то. Предвзятость свойственна всем без исключения людям. Но одно дело, когда предвзятость осознаётся – и тогда вы можете ей сознательно противостоять; и совсем другое – когда вы позволяете взять ей верх над логикой и разумом. В этом случае предвзятость может существенно подорвать ваш бизнес и личную жизнь. Давайте попробуем разобраться в природе предвзятости и в способах борьбы с ней.
Мы принимаем сотни больших и маленьких решений в день. Для некоторых наших решений достаточно автоматического режима. Другие же требуют осознанного и вдумчивого анализа, и мы тратим часы, сопоставляя факты и анализируя информацию в поисках объективного и непредвзятого решения.
Польза объективных решений понятна, особенно, когда речь идёт о работе и бизнесе, но в реальности добиться от себя любимого объективности бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Дело не в дефиците опыта или мозгов, очень часто дело в нашей предвзятости, которая искажает объективную реальность, мешает карьере и, часто оставаясь незамеченной, не дает расти бизнесу.
Предвзятость - это ваша неконтролируемая тяга к принятию решений, вынесению оценочных суждений и, что гораздо более важно, действиям исходя из иррациональных оснований.
Учёные уже давно (если более точно, то в начале 70-х годов прошлого века) доказали, что вместо того, чтобы делать выводы и действовать, основываясь на фактах и объективных данных, люди склонны принимать решения, опираясь на логические ошибки, которые ведут к искаженному суждению об окружающем мире, то есть предвзято. Наша предвзятость влияет на всё: на отношения, бизнес и взгляд на мир.
Наш мозг - очень мощный инструмент, он выполняет несколько операций в секунду и принимает сотни решений ежедневно: от того, что съесть на обед, до того, когда ваш продукт должен выйти на новый рынок.
Но, несмотря на всю свою мощность, человеческий мозг - довольно ленивый орган. А это значит, что при необходимости принять какое-то решение, он постарается напрягаться как можно меньше и будет искать кратчайший путь в надежде сэкономить время и энергию, опираясь на уже «загруженную» в память информацию и особо не разбираясь в том, насколько эта информация актуальна и корректна.
Кстати, как правило, мы даже не осознаём, как это происходит. МРТ-тест показал, что сама необходимость принятия решений автоматически активизирует отвечающую за бессознательные процессы область мозга: в частности, речь идёт об участке, отвечающем за то, чего мы должны бояться. То есть на глубоком бессознательном уровне необходимость принятия решений воспринимается нами как угроза, и для защиты от неё наш мозг создаёт «предвзятости» - готовые шаблоны для ответа.
Когда вы сталкиваетесь с чем-то, что не соответствует вашему представлению о природе вещей, ваш мозг автоматически включает предвзятость. Есть два способа формирования суждений и принятия решений:
-
Решения принимаются очень быстро, автоматически, привычно, эмоционально и бессознательно.
-
Решения принимаются медленно, опираясь на логику, расчётливо и осознанно.
Первый способ - это мышление, которое опирается на уже существующие модели, а не на новую информацию и опыт. С его помощью в нашей голове формируется предвзятость и шаблоны. Эта система срабатывает так быстро, что у второго - осознанного способа принятия решений - часто просто нет шансов. И даже если вы намеренно сфокусируетесь на втором способе, первый способ и созданное им предвзятое отношение всё равно окажут влияние на процесс принятия конечного решения.
Вот распространённые виды предвзятостей и несколько советов, которые могут помочь вам обмануть свой ленивый мозг, когда дело дойдет до принятия серьезного и неочевидного решения.
Допустим, вы потратили кучу времени и усилий, чтобы достичь успеха в работе, образовании и отношениях, и у вас всё получилось. И, конечно, вы хотите обладать и наслаждаться результатами своих усилий во всех их проявлениях.
Но, если вы потратили ровно столько же времени и энергии и потерпели неудачу, то вашей первой реакцией будет абстрагироваться от своих сомнительных достижений и постараться забыть их как страшный сон.
Самодовольная предвзятость заставляет вас присваивать себе успех и игнорировать неудачи.
Если случилось что-то хорошее - кто молодец? Конечно, вы! Если же что-то пошло не так, то всему виной внешние факторы, а вы не при чём
В работе и бизнесе эта разновидность предвзятости может помешать вам адекватно и реагировать на конструктивную критику. Если вместо того, чтобы использовать негативные отзывы для улучшения продукта, вы постоянно «включаете защиту», то никогда не сможете скорректировать курс или улучшить продукт, а значит рано или поздно ваше место займёт тот, кто в состоянии сделать над собой усилие и посмотреть правде в глаза.
Современное общество помешано на успехе. Массовая культура обожествляет «победителей», навешивая ярлыки «инноваторов», «первопроходцев» и «лидеров мнений» направо и налево. Эти «супер-люди» встают в 4 утра, выполняют нормы ГТО по триатлону, инвестируют миллионы и получают миллиарды, никогда не устают и бесконечно купаются в лучах славы и зависти. А как насчёт неудачников или обычных людей, которые то и дело совершают ошибки не бегают марафоны?
Когда неудачи становятся невидимыми, вы начинаете обращать внимание только на успех. Например, помните ли вы серебряного призера в вашем любимом виде спорта на последней Олимпиаде? А бронзового?
Если фокусироваться исключительно на успехе, то вам может начать казаться, что шанса на провал просто не существует. Вы не можете допустить такого развития событий, а значит - можете осознать всю ценность информации и опыта неудач. Между тем, именно неудачи дают нам множество полезных уроков и помогают понять, как двигаться к успеху в будущем.
Нам очень сложно избавиться от привычки в первую очередь доверять той информации, которая подтверждает наше представление о предмете. При этом мы с лёгкостью пропускаем мимо ушей мнения, противоречащие нашим собственным, даже если они подкреплены фактами.
Предвзятость этого вида - наиболее распространена в бизнес-среде и без неё редко обходится решение ежедневных рабочих вопросов.
Например, вы изучаете масштабное исследование рынка, для того, чтобы понять в какую сферу компания должна инвестировать в следующем году. Ещё до того, как засесть за отчёт экспертов, вы были уверены, что такой сферой должен стать фитнес. Но результаты исследования свидетельствуют об обратном. И вот вместо того, чтобы принять эту информацию и пересмотреть свой взгляд на вещи, вы начинаете искать ошибки в отчёте, искать другие источники, другие данные или, если позволяют средства, затеваете собственное исследование. На это уйдёт больше времени и сил, к тому же рынок от ваших стараний никак не изменится. Но вам во чтобы то ни стало нужно доказать самому себе, что ваша оценка верна и принесет компании пользу.
Даже легендарный Уоррен Баффет активно борется с самоуверенностью, запрашивая и разыскивая информацию, которая противоречит его взглядам на рынок. Более того, он приглашает высококвалифицированных и далеко не всегда согласных с ним экспертов, чтобы те делились с ним своим мнение относительно инвестиционной стратегии.
Это склонность полагаться на какую-то на отдельную часть информации (как правило, на первое, что вы услышали) в процессе принятия решения.
Например, когда вы ведёте переговоры о размере зарплаты или сумме сделки, первое предложение настолько крепко оседает в сознании вашего партнёра, потенциального работника или работодателя, что сдвинуть его в большую (или меньшую сторону) очень нелегко.
Это происходит тогда, когда вы пытаетесь подстроить собственное мнение под мнение окружающих только потому что «миллионы мух не могут ошибаться». Если такой подход практикуется поголовно, возникает феномен так называемого «группового мышления», когда все участники сообщества следуют «генеральной линии» лидера.
Множество совещаний и планёрок проходят непродуктивно и бездарно только потому, что члены команды чувствуют себя крайне некомфортно лишь от одной мысли о том, что вот сейчас следовало бы вслух поспорить с мнением коллег или руководства.
Если все члены вашей команды едины во мнении, исправить какую-то ситуацию ещё сложнее, чем когда никто не соглашается ни с кем. Отговорки типа «Ну, мы всегда так делали» - верный признак того, что команда или компания в целом перестали эволюционировать.
Укоренившись, тенденция думать «как все» приводит к полной стагнации любых процессов, требующих креативного подхода и инноваций.
Если вам приходилось выполнять функции продакт-менеджера, то вы наверняка сталкивались с этой проблемой. В данном случае речь идёт о том, что даже опытные и вполне квалифицированные специалисты склонны недооценивать время, которое займёт выполнение той или иной задачи. Оттуда в частности растут ноги у вечно сорванных дедлайнов.
Проблема усугубляется ещё и тем, что вместо того, чтобы принять свой собственный «косяк», мы более склонны находить «отмазки» во внешних факторах типа отложенной даты запуска проекта или сезонной эпидемии гриппа, подкосившей IT-отдел в самый ответственный момент.
Между тем, эта проблема возникает снова и снова, а всё потому, что, масштабируя проект и количество включённых в него задач, мы работаем с некоей гипотетической ситуацией. Мы закладываем время на решение каждой из задач, недооценивая количество времени, которое потребуется как на то, чтобы их реально закончить плюс непредвиденные обстоятельства, которые имеют место всегда, но почему-то люди склонны верить в то, что уж на этот раз обстоятельства обязательно сложатся максимально благоприятным образом. И где здесь логика?
Кстати, проблемы с чувством времени случаются и у «икон бизнес-стиля». Например, грешит этим Илон Маск - международный чемпион по нереалистичным дедлайнам, которые просто не могут быть выполнены. Правда, он признаёт эту проблему и даже как-то обмолвился, что надеется её решить.
Дочитали до последнего пункта и не смогли найти себя? Скорее всего, это из-за разновидности предвзятости, которая делает нас слепыми к собственной предвзятости.
Психологи из Принстонского университета провели забавное исследование, попросив несколько сотен простых американцев сравнить их собственный уровень предвзятости (как они его видят) с уровнем предвзятости «среднего американца» (каким они его себе представляют). В итоге выяснилось, что 85% опрошенных были свято уверены в том, что уж они-то гораздо менее предвзяты, чем среднестатистический американец. Более того, почти все опрошенные отлично распознавали примеры предвзятости в мнениях и поступках других людей, но не в своих собственных.
Все мы предвзяты от природы, и проще всего это принять это как медицинский факт. Склонность к иррациональным решениям и поступкам на основании сомнительной информации и опыта такая же часть нашего сознания, как память, и не может быть удалена с «жёсткого диска».
Но с негативным влиянием предвзятости на жизнь, отношения и бизнес можно бороться. Человек - животное разумное. Разум предполагает склонность к рефлексии. Добавьте к рефлексии немного честности, и вам станет понятно, где вы действуете исходя из здравого смысла, а где игнорируете факты в угоду представлениям о прекрасном столетней давности вашей бабушки.
И не забываете работать в этом направлении со своей командой, если таковая имеется. Предоставляйте своим людям возможность выбора решений, заставляйте их думать, но не давите авторитетом слишком сильно. Стадо баранов - это не та сила, которая движет успехом.
Источник:
Trello.
Читайте также:
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Подстелить соломки: как управлять рисками в бизнес-проектах.
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.