Путь героя: как опыт спортсменов поможет предпринимателям в построении личного бренда

Прочтёте за 3 мин.

«Чем массовее продукт, тем понятнее и традиционнее для аудитории должны быть ваши ценности и взгляды»

IT-инструменты, которые использует Юлия Савина

  • XMind
  • Trello
  • Zoom
  • Telegram

У спортсменов мировой величины можно поучиться не только силе воли, но и тому, как грамотно строить свою репутацию и управлять ею. Яркий пример: о футболисте Лионеле Месси или теннисистке Марии Шараповой наверняка знают даже те, кто спортом не очень интересуется. Их имена давно стали брендами. К этому же стоит стремиться и предпринимателям. О том, что представители малого и среднего бизнеса могут почерпнуть из опыта построения репутации спортсменов, порталу Biz360.ru рассказала Юлия Савина, сооснователь агентства Vizluv.

Досье

Юлия Савина  38 лет, предприниматель из Москвы, сооснователь коммуникационного агентства Vizluv. Окончила факультет международных отношений Московского гуманитарного университета. Опыт работы в сфере PR и маркетинга – более 15 лет. Сооснователь агентства Vizluv с 2010 года, помогает компаниям, брендам и первым лицам решать вопросы, связанные с продвижением.

Юлия Савина

Оставить след в спорте и сердцах

Если препарировать личные бренды большинства топовых спортсменов, можно увидеть, что верхний пласт в нём – семейные ценности. Это может стать примером для подражания, потому что тёплые отношения в семье понятны абсолютному большинству людей. 

Сколько было внимания со стороны СМИ, когда полузащитник футбольной сборной Марокко Софиан Буфаль праздновал победу над Португалиейв чертвертьфинале чемпионала мира-2022 вместе с мамой. Эти ценности очень важны и отмечаются публикой. Или, к примеру, знаменитый марафонец Элиуд Кипчоге, который во всех интервью всегда благодарит свою семью. Жена постоянно встречает его после забегов или находится рядом. 

Второй важный аспект – это идеал, к которому стремится каждый, или хотел бы, чтобы человек с такими принципами и образом жизни был в его окружении. 

Например, тот же футболист Криштиану Роналду постоянно делает акцент на здоровом образе жизни. Многие помнят, как во время пресс-конференции он заменил спонсорскую газировку обычной водой. Нападающий сборной Франции, чемпион мира Киллиан Мбаппе принципиально отказывается от рекламы алкоголя, сигарет, азартных игр, фастфуда и даже демонстративно закрывает названия алкогольных спонсоров рукой. Плюс, у Мбаппе очень чёткое позиционирование, в рамках которого через все рекламные кампании красной нитью идет ключевое сообщение – «Быть таким, какой ты есть, ты уже уникальный». Он является лицом таких брендов, как Dior, Hublot, Oakley. И везде один посыл. Hublot – «Будь первым, будь уникальным, будь разным», Oakley – «Будь тем, кто ты есть». В итоге, такая модель поведения даёт ему куда больше профитов, чем просто спортивный бэкграунд.  

Ещё один привлекательный способ для формирования личного бренда спортсмена – это трудный путь героя. Мы не раз видели, как неудачи на соревнованиях шли на пользу имиджу и репутации в долгосрочной перспективе.  

Тот же Элиуд Кипчоге в 2020 году на марафоне в Лондоне к всеобщему удивлению пришёл восьмым, и это был самый медленный забег в его карьере. Но из-за силы его личного бренда внимания было столько, что никто и не вспомнит, кто пришёл первым. 

Или Герман Майер, горнолыжник из Австрии, обладатель двух олимпийских медалей и других наград. Помимо лыж он любит мотоциклы, и в результате страшной аварии чуть не лишился ноги, которую врачи чудом спасли. Все думали, что со спортом будет покончено, но через два года сложнейшего восстановления он не просто вернулся, а завоевал массу наград. В том числе сумел преодолеть планку в 50 побед на этапах кубка мира. За своё стремление и волю к победе он получил спортивное прозвище «Herminator» (его имя на немецком пишется как Hermann).  

Путь героя привлекателен с любой стороны: и с точки зрения силы воли, и с точки зрения иррациональной смелости и целеустремленности. 

Чему предприниматели могут научиться у спортсменов

Если перенести опыт спортсменов в выстраивании личного бренда на предпринимателей, то можно составить дорожную карту по продвижению себя. Первое, что стоит учитывать – это позиционирование и образ, который должен быть создан у незнакомого человека о предпринимателе. Подумайте, какие ассоциации вы бы хотели вызывать у людей, когда они слышат ваше имя. Чем массовее продукт или услуга, тем понятнее и традиционнее для аудитории должны быть ваши ценности и взгляды.  

Например, генеральный директор компании DiHouse Юрий Родный прошёл путь от менеджера по продажам до генерального директора, выстроив в бизнес-среде качественную репутацию. У него образ сильного, амбициозного управленца, который заботится и о компании, и о сотрудниках. Он отец шестерых детей, в браке более 20 лет, для него семейные ценности стоят на первом месте и образ строится именно на этом. 

Или вдохновляющий пример Александры Гудимовой, основателя бренда Bionova, которая не мечтала о карьере бизнесмена, а грезила балетом. Но путь её сложился иначе, и из-за серьёзной травмы и семейных обстоятельств ей пришлось погрузиться в новую для себя среду. Пройдя свой «путь героя», она вывела компанию из долгов и создала несколько новых продуктов. Сегодня бренд Bionova является одним из лидеров рынка в сегменте здорового питания.  

В построении репутации важна прозрачность того, что происходит с вами и компанией. Никто не любит идеальных, и мир спорта это наглядно показывает. Любят упорных, целеустремлённых и тех, кто готов раз за разом доказывать, что достоин быть чемпионом, несмотря на травмы и скандалы. Да, в нашей ментальности заложено, что нужно быть идеальным и не совершать ошибок. Но именно ошибки приближают предпринимателей к аудитории: люди видят уязвимость и начинают доверять, потому что уязвимы сами. Разрешите себе говорить о рабочих процессах, ошибках, промахах, неправильно принятых решениях. 

Отличным примером здесь является Оксана Лаврентьева, основатель бренда OLOLOL. Она не выстраивает фасад идеального предпринимателя, а, напротив, в интервью и соцсетях довольно открыто рассказывает и о неудачных партнёрствах, и о сложных управленческих решениях, отношениях с коллегами и внутренних процессах. Интересно наблюдать, как человек справляется с препятствиями и продолжает двигаться к целям. 

Ещё один момент – это условная «неадекватная самооценка», которая присуща и многим спортсменам, и многим компаниям, которые добились поистине выдающихся результатов. 

Например, в успех основателя бренда Monochrome Алисы Боха не верил никто – делать ставку на одежду оверсайз считали абсурдом. Но вопреки лавине критики и отсутствию поддержки бренд занял лидирующие позиции в своей нише. 

P.S.

То, что объединяет и спортсменов, и бизнесменов – это уверенность в своих силах и способностях, часто независимо от того, насколько они действительно хороши в том или ином деле. Важна и вера в то, что они справятся с задачей лучше, чем способны на самом деле. 

Как только человек ощущает себя сильным, внутренняя сила заставляет его превзойти собственные возможности. Она позволяет ожидать большего от самих себя. И эта уверенность вместе с правильно выстроенным образом открывает потенциал для того, чтобы совершить нечто из ряда вон выходящее и в спорте, и в бизнесе.

Sport & Business

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

31 марта 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов