Музыкальное оформление помогает создать уникальную атмосферу в ресторане, магазине или салоне красоты, чтобы привлекать клиентов и отстраиваться от конкурентов. Но не все предприниматели знают, что использование музыкальных композиций в общественных местах в коммерческих целях должно иметь правовое оформление. О том, как соблюсти требования законодательства и избежать правовых рисков, порталу Biz360.ru рассказала Виктория Драчёва, операционный директор аудиосервиса «Звук Бизнес».
Виктория Драчёва – операционный директор сервиса «Звук Бизнес». Окончила Московский государственный технологический университет «Станкин» (факультет экономики и менеджмента). Преподавала в этом же вузе, была помощником проректора. Работала в компаниях Market Music и Muzlab на позициях финансового и исполнительного директора. В сервисе «Звук Бизнес» с 2021 года: сначала как руководитель направления бизнес-аналитики, теперь как операционный директор.
Авторское право – это система защиты прав на интеллектуальную собственность. В России оно охраняет музыку, книги, фильмы и любые другие результаты умственного труда. Это значит, что авторы имеют исключительное право на контроль за своими произведениями: могут решать, кто, когда и как будет использовать результаты их творчества. Любые действия без разрешения автора или правообладателя (например, музыкального лейбла) – это нарушение закона.
Законодательство об авторском праве распространяется на все виды и размеры бизнеса. Маленькая кофейня, парикмахерская у дома или крупный торгово-развлекательный центр – если у вас есть посетители и звучит музыка (даже радио), то нужно оформить право на её трансляцию и делать авторские отчисления.
Соблюдение авторского права помогает защищать интересы творческих людей. Музыканты и композиторы работают над своими произведениями, и их труд должен оплачиваться. Кроме того, само нарушение приводит к серьёзным последствиям: компанию и её владельца могут привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности, назначить внушительные штрафы (от 20 тысяч до 5 млн. рублей за воспроизведение одного трека).
Бизнес может легально воспроизводить музыкальные произведения, если получит лицензию. Лицензия – это предоставление законного права на использование музыки.
Существуют разные виды лицензий на публичное исполнение музыки. Например, одиночные – разрешения на использование конкретного произведения. К ним можно прибегать, если бизнесу по каким-то причинам нужны определённые композиции (например, для рекламы). Чтобы их получить, необходимо обратиться к правообладателю (автору) произведения напрямую или через профильных посредников.
Существуют и другие виды лицензирования: с разрешениями на разные способы воспроизведения треков, возможностью использования вместе с визуальным сопровождением. Для организации фонового музыкального сопровождения используются коллективные лицензии. Они предоставляются авторскими обществами и разрешают бизнесу использовать музыку сразу нескольких авторов за определённую плату.
Важную роль в сфере регулирования авторских прав в России играют ОКУПы (организации коллективного управления имущественными правами): Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). В их функции входят:
-
Сбор роялти. ОКУПы собирают средства от бизнеса, который воспроизводит у себя музыку, и распределяют их между авторами музыки и слов, исполнителями и звукозаписывающими организациями;
-
Выдача лицензий. Предоставляют лицензии на использование музыкальных произведений;
-
Защита интересов правообладателей. Если бизнес пренебрегает правами авторов и исполнителей, авторские сообщества обращаются в суд и привлекают нарушителей к ответу.
Любое предприятие, на территории которого проигрывается музыка, должно заключить договоры с этими организациями и совершать авторские выплаты. Они, в свою очередь, имеют право посетить любое общественное место и зафиксировать исполнение треков. Если право на исполнение не будет подтверждено документально, авторское общество составит претензию на выплату отчислений и передаст дело в суд для вынесения решения о штрафах и административной ответственности.
-
Игнорирование авторских прав. Многие компании не осознают, что использование музыки в общественных местах требует соблюдения авторских прав. Например, кафе включают популярные песни, не задумываясь о том, что за каждое публичное исполнение автору произведения положено вознаграждение. Кроме того, бизнес может идти на хитрость – воспроизводить в музыкальном оформлении композиции, которые по закону об авторских правах являются «достоянием общественности». Действительно, если после смерти автора прошло более 70 лет, то не нужно «платить Шуберту за вальсы». Но дело в том, что помимо авторов у композиций есть и другие правообладатели. Владеющий фонограммой оркестр или лейбл вправе получить вознаграждение за исполнение.
-
Использование нелицензированной музыки. Некоторые предприниматели используют музыку из интернета, полагая, что за неё не нужно платить, раз она в открытом доступе. Действительно, некоторые авторы и исполнители разрешают использовать свои произведения без оплаты. Но треки, выпущенные под лицензией Creative Commons (без оплаты), могут отзываться правообладателями из этого списка. А большинство композиций всё же защищены авторским правом.
-
Неправильное использование музыкальных сервисов. Владельцы кафе или магазина подписываются на стриминговые сервисы и включают их на своей территории. Например, бармен использует подписку стриминга для проигрывания музыки во время работы. Это нарушает условия сервиса – он предназначен только для личного использования. Как только музыка зазвучала в общественном месте и её может услышать широкий круг лиц, это считается коммерческим использованием. А значит, у трека должна быть соответствующая лицензия, по которой авторам и исполнителям положены выплаты.
-
Пренебрежение договорами с исполнителями. При организации мероприятий или живых выступлений многие компании забывают заключить договоры с музыкантами или диджеями. Кафе приглашает группу для выступления, но не заключает письменный договор с пунктом про выдачу прав на использование репертуара в коммерческих целях. Если такого договора нет, то проверяющие представители РАО или ВОИС вправе выдавать претензии и предписания, несмотря на то, что треки прозвучали в исполнении авторов.
1. Заключайте договоры с авторскими обществами
Не забудьте, что договоры нужны и с РАО, и с ВОИС. Размеры выплат зависят от типа бизнеса, площади заведения, количества возможных посетителей, наличия или отсутствия открытых площадок, нескольких сценариев музыкального сопровождения – например, есть ли фоновая музыка в гардеробе и на лестнице. Ресторан с десятком столиков будет платить меньше, чем крупный клуб. Обратите внимание, на сайте РАО есть калькулятор. Он поможет предварительно рассчитать платёж, окончательные суммы прописываются в договорах.
2. Сотрудничайте со стриминговыми сервисами
Заключите договор с одним из стриминговых сервисов для бизнеса. Нередко платформы полностью берут на себя все заботы по взаимодействию с авторскими обществами. Или только оказывают услугу по формированию плейлиста, а потом помогают оформить договоры и отчёты. Такие контракты не гарантируют отсутствия проверок РАО и ВОИС, но большинство сервисов предоставляют все необходимые документы, и претензии не выставляются.
3. Используйте треки с открытой лицензией
Я уже упоминала треки с открытой лицензией Creative Commons. Такие композиции доступны на специализированных сайтах-библиотеках. Чаще всего это инструментальная музыка без вокала, хиты там редкие гости. Помните, что открытая лицензия может быть отозвана, а значит, необходимо постоянно проверять её статус. Ещё бывают лицензии, когда автор дает согласие на бесплатную трансляцию только при определённых условиях – например, с обязательным указанием авторства. Поэтому, если бизнес выбирает использование треков с открытой лицензией, он всё равно должен быть готов к расходам – закладывать в затраты оплату работы музыкального редактора. Тот составит плейлисты для компании и будет следить за тем, чтобы использовались только законные треки.
4. Ведите прямую работу с авторами
Получать права на трансляции музыкальных произведений можно самостоятельно. В этом случае потребуется юрист, специализирующийся на авторском праве. Но этот подход часто доступен только крупным компаниям.
Соблюдение авторского права – это не только законное требование, но и проявление уважения к творчеству музыкантов. Для малого бизнеса это ещё и возможность построить долгосрочные отношения с клиентами и партнёрами, создавая для них приятную атмосферу на своей территории.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».