Развесить уши: какие ошибки допускает малый бизнес при использовании музыки

Прочтёте за 4 мин.

«Кафе включает популярные песни, не задумываясь о том, что за каждое публичное исполнение автору положено вознаграждение»

IT-инструменты, которые использует Виктория Драчёва:

  • 1С:УНФ
  • TIKITRIK
  • Figma
  • Jira

Музыкальное оформление помогает создать уникальную атмосферу в ресторане, магазине или салоне красоты, чтобы привлекать клиентов и отстраиваться от конкурентов. Но не все предприниматели знают, что использование музыкальных композиций в общественных местах в коммерческих целях должно иметь правовое оформление. О том, как соблюсти требования законодательства и избежать правовых рисков, порталу Biz360.ru рассказала Виктория Драчёва, операционный директор аудиосервиса «Звук Бизнес».

Досье

Виктория Драчёва – операционный директор сервиса «Звук Бизнес». Окончила Московский государственный технологический университет «Станкин» (факультет экономики и менеджмента). Преподавала в этом же вузе, была помощником проректора. Работала в компаниях Market Music и Muzlab на позициях финансового и исполнительного директора. В сервисе «Звук Бизнес» с 2021 года: сначала как руководитель направления бизнес-аналитики, теперь как операционный директор.

Виктория Драчева

Почему нужно соблюдать авторское право 

Авторское право это система защиты прав на интеллектуальную собственность. В России оно охраняет музыку, книги, фильмы и любые другие результаты умственного труда. Это значит, что авторы имеют исключительное право на контроль за своими произведениями: могут решать, кто, когда и как будет использовать результаты их творчества. Любые действия без разрешения автора или правообладателя (например, музыкального лейбла) это нарушение закона. 

Законодательство об авторском праве распространяется на все виды и размеры бизнеса. Маленькая кофейня, парикмахерская у дома или крупный торгово-развлекательный центр если у вас есть посетители и звучит музыка (даже радио), то нужно оформить право на её трансляцию и делать авторские отчисления. 

Соблюдение авторского права помогает защищать интересы творческих людей. Музыканты и композиторы работают над своими произведениями, и их труд должен оплачиваться. Кроме того, само нарушение приводит к серьёзным последствиям: компанию и её владельца могут привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности, назначить внушительные штрафы (от 20 тысяч до 5 млн. рублей за воспроизведение одного трека). 

Как не нарушать авторское право

Бизнес может легально воспроизводить музыкальные произведения, если получит лицензию. Лицензия это предоставление законного права на использование музыки. 

Существуют разные виды лицензий на публичное исполнение музыки. Например, одиночные разрешения на использование конкретного произведения. К ним можно прибегать, если бизнесу по каким-то причинам нужны определённые композиции (например, для рекламы). Чтобы их получить, необходимо обратиться к правообладателю (автору) произведения напрямую или через профильных посредников. 

Существуют и другие виды лицензирования: с разрешениями на разные способы воспроизведения треков, возможностью использования вместе с визуальным сопровождением. Для организации фонового музыкального сопровождения используются коллективные лицензии. Они предоставляются авторскими обществами и разрешают бизнесу использовать музыку сразу нескольких авторов за определённую плату. 

Важную роль в сфере регулирования авторских прав в России играют ОКУПы (организации коллективного управления имущественными правами): Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). В их функции входят: 

  • Сбор роялти. ОКУПы собирают средства от бизнеса, который воспроизводит у себя музыку, и распределяют их между авторами музыки и слов, исполнителями и звукозаписывающими организациями;

  • Выдача лицензий. Предоставляют лицензии на использование музыкальных произведений;

  • Защита интересов правообладателей. Если бизнес пренебрегает правами авторов и исполнителей, авторские сообщества обращаются в суд и привлекают нарушителей к ответу. 

Любое предприятие, на территории которого проигрывается музыка, должно заключить договоры с этими организациями и совершать авторские выплаты. Они, в свою очередь, имеют право посетить любое общественное место и зафиксировать исполнение треков. Если право на исполнение не будет подтверждено документально, авторское общество составит претензию на выплату отчислений и передаст дело в суд для вынесения решения о штрафах и административной ответственности. 

Типичные ошибки малого бизнеса при использовании музыки

  • Игнорирование авторских прав. Многие компании не осознают, что использование музыки в общественных местах требует соблюдения авторских прав. Например, кафе включают популярные песни, не задумываясь о том, что за каждое публичное исполнение автору произведения положено вознаграждение. Кроме того, бизнес может идти на хитрость воспроизводить в музыкальном оформлении композиции, которые по закону об авторских правах являются «достоянием общественности». Действительно, если после смерти автора прошло более 70 лет, то не нужно «платить Шуберту за вальсы». Но дело в том, что помимо авторов у композиций есть и другие правообладатели. Владеющий фонограммой оркестр или лейбл вправе получить вознаграждение за исполнение.

  • Использование нелицензированной музыки. Некоторые предприниматели используют музыку из интернета, полагая, что за неё не нужно платить, раз она в открытом доступе. Действительно, некоторые авторы и исполнители разрешают использовать свои произведения без оплаты. Но треки, выпущенные под лицензией Creative Commons (без оплаты), могут отзываться правообладателями из этого списка. А большинство композиций всё же защищены авторским правом.

  • Неправильное использование музыкальных сервисов. Владельцы кафе или магазина подписываются на стриминговые сервисы и включают их на своей территории. Например, бармен использует подписку стриминга для проигрывания музыки во время работы. Это нарушает условия сервиса он предназначен только для личного использования. Как только музыка зазвучала в общественном месте и её может услышать широкий круг лиц, это считается коммерческим использованием. А значит, у трека должна быть соответствующая лицензия, по которой авторам и исполнителям положены выплаты.

  • Пренебрежение договорами с исполнителями. При организации мероприятий или живых выступлений многие компании забывают заключить договоры с музыкантами или диджеями. Кафе приглашает группу для выступления, но не заключает письменный договор с пунктом про выдачу прав на использование репертуара в коммерческих целях. Если такого договора нет, то проверяющие представители РАО или ВОИС вправе выдавать претензии и предписания, несмотря на то, что треки прозвучали в исполнении авторов. 

Как избежать проблем

1. Заключайте договоры с авторскими обществами 

Не забудьте, что договоры нужны и с РАО, и с ВОИС. Размеры выплат зависят от типа бизнеса, площади заведения, количества возможных посетителей, наличия или отсутствия открытых площадок, нескольких сценариев музыкального сопровождения например, есть ли фоновая музыка в гардеробе и на лестнице. Ресторан с десятком столиков будет платить меньше, чем крупный клуб. Обратите внимание, на сайте РАО есть калькулятор. Он поможет предварительно рассчитать платёж, окончательные суммы прописываются в договорах. 

2. Сотрудничайте со стриминговыми сервисами 

Заключите договор с одним из стриминговых сервисов для бизнеса. Нередко платформы полностью берут на себя все заботы по взаимодействию с авторскими обществами. Или только оказывают услугу по формированию плейлиста, а потом помогают оформить договоры и отчёты. Такие контракты не гарантируют отсутствия проверок РАО и ВОИС, но большинство сервисов предоставляют все необходимые документы, и претензии не выставляются. 

3. Используйте треки с открытой лицензией 

Я уже упоминала треки с открытой лицензией Creative Commons. Такие композиции доступны на специализированных сайтах-библиотеках. Чаще всего это инструментальная музыка без вокала, хиты там редкие гости. Помните, что открытая лицензия может быть отозвана, а значит, необходимо постоянно проверять её статус. Ещё бывают лицензии, когда автор дает согласие на бесплатную трансляцию только при определённых условиях например, с обязательным указанием авторства. Поэтому, если бизнес выбирает использование треков с открытой лицензией, он всё равно должен быть готов к расходам закладывать в затраты оплату работы музыкального редактора. Тот составит плейлисты для компании и будет следить за тем, чтобы использовались только законные треки. 

4. Ведите прямую работу с авторами 

Получать права на трансляции музыкальных произведений можно самостоятельно. В этом случае потребуется юрист, специализирующийся на авторском праве. Но этот подход часто доступен только крупным компаниям. 

P.S.

Соблюдение авторского права это не только законное требование, но и проявление уважения к творчеству музыкантов. Для малого бизнеса это ещё и возможность построить долгосрочные отношения с клиентами и партнёрами, создавая для них приятную атмосферу на своей территории.

Sound Wave

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

22 октября 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов